Отчёт Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики


Добрый день, уважаемые коллеги! 

Человечество ещё не нашло более эффективного способа защиты прав, чем судебный.

Всем необходимо осознавать, что без правосудия невозможно обеспечить нормальную жизнь, поскольку ничто не способно заменить или подменить суд.

Прежде всего, хотелось начать с того, что в 2015 году осуществляли свои полномочия 44 судьи, которые из-за огромной нагрузки фактически работали без выходных и отпусков, нередко судебные заседания проходили до позднего вечера, в связи с чем существовала большая потребность в доукомплектовании судейского корпуса.

Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 октября 2014 года № 40-1 создана система судебных органов Донецкой Народной Республики.

Указами Главы Донецкой Народной Республики № № 02, 03 от 9 января 2015 года назначены  44 судьи: 10 судей  –  в Верховный Суд Донецкой Народной Республики, 2 судьи – в Арбитражный суд Донецкой Народной Республики и 32 судьи – в суды общей юрисдикции Донецкой Народной Республики.

Также Указом Главы Донецкой Народной Республики № 71 от 17марта 2016 года назначены  35 судей: 14 судей –  в Верховный Суд Донецкой Народной Республики, 3 судьи - в Военно-полевой суд Донецкой Народной Республики и 18 судей – в суды общей юрисдикции Донецкой Народной Республики.

Таким образом, в судах Донецкой Народной Республики на данный момент работают 79 судей: 24 судьи  –  в Верховном Суде Донецкой Народной Республики, 3 судьи - в Военно-полевом суде Донецкой Народной Республики,  2 судьи – в Арбитражном суде Донецкой Народной Республики и 50 судей – в судах общей юрисдикции Донецкой Народной Республики.

На сегодняшний день, в соответствии с действующей доктриной права, судебной практике не отведена роль источника права. Однако объективно наблюдается явное возрастание  роли судебного прецендента в правотворческой деятельности государства.

Так, в республике как правовом государстве судебная практика выступает относительно самостоятельным объективным явлением, поскольку имеет свои, только ей присущие, содержание и форму применения норм права при рассмотрении дел.

Конечно, наиболее значительный опыт применения норм права приобретается в процессе судебного рассмотрения дел.

Согласно данным судебной статистики в помещениях судов общей юрисдикции Донецкой Народной Республики в 2015 году находилось 24 517 дел и материалов, оставшихся не рассмотренными судами Украины в 2014 году.

Из общего количества указанного остатка судами общей юрисдикции республики принято к производству 17 255 судебных дел и материалов, что составляет 70,4% не рассмотренных украинскими судами дел и материалов.

На рассмотрение судов республики в течение 2015 года поступали также новые судебные дела и материалы.

Всего в 2015 году судами общей юрисдикции Донецкой Народной Республики принято к производству 55 640 судебных дел и материалов, рассмотрено – 50 351 судебное дело и материал, что составляет  90,5 % от общего количества дел и материалов, принятых к производству.

Среднемесячная нагрузка на 1 судью суда общей юрисдикции в 2015 году (в соответствии с фактической численностью судей, которая составляла 32 судьи) за отчётный период составила 158,1 дел и материалов.

Для сравнения: по данным Государственной судебной администрации Украины, среднемесячная нагрузка на судью суда общей юрисдикции в Украине в 2015 году составила 56,2 дела и материала, среднемесячная нагрузка на одного судью в Донецкой области в 2015 году составила 59,6 дел и материалов. Таким образом, показатели среднемесячной нагрузки судьи Донецкой Народной Республики почти в 3 раза выше показателей нагрузки судьи в Донецкой области и по Украине в целом.

В 2015 году Арбитражным судом Донецкой Народной Республики принято к производству 464 дела и материала. Всего рассмотрено 390 дел и материалов, или 84,1%, нерассмотренными остались 74  дела и материала.

Среднемесячная нагрузка на судью Арбитражного суда Донецкой Народной Республики (в соответствии с фактической численностью, которая составляет 2 судьи) в 2015 году составила 21,1  дела и материала.

В производстве Верховного Суда Донецкой Народной Республики в 2015 году находилось 2 598 судебных дел и материалов, рассмотрено – 2 211 дел и материалов, или 85%, остались нерассмотренными 387 дел и материалов.

Среднемесячная нагрузка на судью Верховного Суда Донецкой Народной Республики, фактическая численность которых в 2015 году составляла 11 судей, за отчётный период составила 21,5 дела.

Первой инстанцией Верховного Суда Донецкой Народной Республики в 2015 году принято к производству 1 гражданское и 6 уголовных дел, из них рассмотрено 1 гражданское дело с постановлением решения и 1 уголовное дело с постановлением приговора.

Кассационной инстанцией Верховного Суда Донецкой Народной Республики в 2015 году принято к производству 1 540 дел, в том числе 813 уголовных дел и материалов в отношении 1 019 лиц, из них – 519 лиц, находящихся под стражей; 683 гражданских дела и материала; 44 арбитражных дела и материала.

Рассмотрено 1 397 дел и материалов, из них 732 уголовных дела и материала в отношении 916 лиц, в том числе в отношении 462 лиц, находящихся под стражей; 626 гражданских дел и материалов; 39 арбитражных дел и материалов.

По жалобе на постановление по делу об административном правонарушении принято к производству Верховным Судом 19 дел, из них рассмотрено 16 дел.

В порядке надзора в Верховный Суд Донецкой Народной Республики в 2015 году поступило 49 протестов на судебные решения по инициативе Председателя Верховного Суда; 17 протестов по инициативе Генерального прокурора; 194 жалобы в порядке надзора (из них – 151 жалоба на судебные решения по уголовным делам; 40 жалоб на судебные решения по гражданским делам;3 жалобы на судебные решения по арбитражным делам).

Всего рассмотрено 156 жалоб, по результатам рассмотрения жалоб принесены 25 протестов на судебные решения.

Всего принесён 91 протест в порядке надзора. Президиумом Верховного Суда Донецкой Народной Республики рассмотрено 83 протеста, из которых 49 протестов были принесены по инициативе Председателя Верховного Суда.

В Верховный Суд в 2015 году также поступило 761 заявление (ходатайство) об изменении подсудности, в том числе 309 ходатайств по уголовным делам; 431 заявление (ходатайство) по гражданским делам; 21 заявление (ходатайство) по делам об административных правонарушениях. Рассмотрено 556 заявлений (ходатайств), из них удовлетворено – 527 заявлений (ходатайств).

На протяжении отчётного периода Верховный Суд Донецкой Народной Республики кроме непосредственного отправления правосудия путём вынесения судебных решений значительное внимание уделял и вопросам, направленным на формирование и применение судьями Донецкой Народной Республики правильной и единой судебной практики.

Так, в суды общей юрисдикции направлено 43 информационных письма  Верховного Суда, а также 1 совместное указание Генеральной прокуратуры Донецкой Народной Республики и Верховного Суда Донецкой Народной Республики и совместное информационное письмо Генеральной прокуратуры Донецкой Народной Республики, Верховного Суда Донецкой Народной Республики и Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики.

Верховный Суд Донецкой Народной Республики выполняет возложенные на него процессуальными законами полномочия по исправлению ошибок судов первой инстанции, а также изучению и обобщению судебной практики и предоставлению судам первой инстанции надлежащей методической помощи в применении законодательства.

Верховному Суду Донецкой Народной Республики необходимо продолжать акцентировать внимание на разработке и обработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на усовершенствование гражданского, уголовного судопроизводства, а также судопроизводства по делам об административных правонарушениях.

Считаю необходимым обратить внимание Пленума Верховного Суда Донецкой Народной Республики на необходимость применения организационных мер судами общей юрисдикции относительно сроков рассмотрения судебных дел, которые нарушены, усиления контроля по соблюдению процессуальных сроков рассмотрения дел судьями судов первой инстанции.

Хотелось бы отметить, что за 2015 год на личном приёме у руководства  Верховного Суда Донецкой Народной Республики было изложено 111 обращений.

Председателем Верховного Суда было принято 39 граждан, что составляет 35% от общего количества.

За 2015 год в отдел по работе с обращениями граждан Управления документационного оборота и архивного дела Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики (далее – отдел) поступило 1495 обращений.

По количественному составу обращения распределились по следующим категориям:

- 244 обращения по делам гражданской юрисдикции, что составляет 16,32% от общего количества обращений;

- 920 обращений по делам уголовной юрисдикции, что составляет 61,54% от общего количества обращений;

- 5 обращений по делам об административных правонарушениях, что составляет 0,33% от общего количества обращений;

- 25 обращений по обжалованию действий государственных органов, что составляет 1,67% от общего количества обращений;

- 45 жалоб на действия судей судов Донецкой Народной Республики, что составляет 3,02% от общего количества обращений

- 256 обращений по другим вопросам, что составляет 17,12% от общего количества обращений.

Доводы всех обращений, которые поступали в отдел, проверялись в соответствии с действующим законодательством. В необходимых случаях обращения направлялись по принадлежности в соответствующие органы прокуратуры или суды общей юрисдикции.

За 2015 год поступило 45 обращений относительно несогласия с процессуальными действиями судей судов общей юрисдикции, а именно: Ворошиловского межрайонного суда г.Донецка, Центрально-Городского межрайонного суда г.Макеевки,   Будённовского межрайонного суда г. Донецка и Центрально-Городского межрайонного суда г. Горловки.

Хотелось бы отметить что, Управлением судебной статистики и информационных технологий разработан сайт Верховного Суда Донецкой Народной Республики, сайты судов общей юрисдикции и специализированных судов, обеспечивалось его ведение и техническая поддержка.

Обеспечивалась поддержка в рабочем состоянии внутренней локальной сети и корпоративной электронной почты Верховного Суда, Судебного департамента и судов общей юрисдикции.

На базе системы LotusNotes создана и внедрена электронная база приказов и распоряжений руководства Верховного Суда и Судебного департамента.

 

Разработано и внедрено в работу судов следующее: учётно-статистические карточки для регистрации судебных дел и материалов в порядке гражданского, уголовного и арбитражного судопроизводства для судов общей юрисдикции, специализированных судов и Верховного Суда Донецкой Народной Республики; статистическая карточка на лицо, в отношении которого судом рассмотрено уголовное дело; карточка учёта сумм ущерба, причинённого преступлением; инструкции по их заполнению и учёту.

 

На базе системы LotusNotes созданы и внедрены электронные базы реестров судебных решений:

– «Служебный реестр» – реестр полных (необезличенных) текстов судебных решений Верховного Суда, судов общей юрисдикции и специализированных судов (за 2015 год в «Служебный реестр» внесено 30 764 электронных текста судебных решений);

– «Судебная практика» – реестр деперсонифицированных текстов судебных решений Верховного Суда, судов общей юрисдикции и специализированных судов (в реестр внесено 13 143 электронных текста судебных решений);

– «Архивный реестр» – реестр полных текстов судебных решений судов Украины, постановленных судами Донецкой области до 01.01.2015 г. (в реестр внесено 5404 документа, из них 3222 судебных решения Апелляционного суда Донецкой области и 2182 судебных решения Хозяйственного суда Донецкой области).

Судьями Верховного Суда Донецкой Народной Республики оказывается методическая помощь судам первой инстанции, а также совместно с Управлением законопроектной деятельности разработан ряд законопроектов: «Об органах судейского сообщества»; «О судебной системе Донецкой Народной Республики»; «О судебно-экспертной деятельности»;  «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики»; «О статусе судей»; «Об арбитражных судах Донецкой Народной Республики»; «О судах общей юрисдикции»; «Об оперативно-розыскной деятельности»; «О народных заседателях»; «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»; «О противодействии экстремистской деятельности»; «О гражданстве Донецкой Народной Республики»; «О государственной судебной пошлине»; «Об аренде государственного имущества Донецкой Народной Республики»; «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на  территории Донецкой Народной Республики»; проект Уголовно-процессуального кодекса Донецкой Народной Республики; проект Гражданского процессуального кодекса Донецкой Народной Республики; проект Арбитражного процессуального кодекса Донецкой Народной Республики, которые направлены для принятия в Народный Совет Донецкой Народной Республики, часть из которых на сегодняшний день принята, а именно: Закон Донецкой Народной Республики «О судебно-экспертной деятельности» № 12-IНС; Закон Донецкой Народной Республики «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» № 25- IНС; Закон Донецкой Народной Республики «О судебном сборе» № 26-IНС; Закон Донецкой Народной Республики  «О противодействии экстремисткой деятельности» № 51-IНС.

Верховный Суд Донецкой Народной Республики работает в тесном контакте с Генеральной прокуратурой, а также министерствами государственной безопасности, внутренних дел, юстиции, другими республиканскими ведомствами и органами местного самоуправления.

Так, совместным приказом Верховного Суда Донецкой Народной Республики, Генеральной прокуратуры Донецкой Народной Республики, Государственной службы исполнения наказаний МВД Донецкой Народной Республики «О создании межведомственной рабочей группы» № 6-од от 13 февраля 2015 года создана межведомственная рабочая группа по единообразному применению законодательства о сроках и основаниях содержания под стражей подсудимых и осуждённых для оперативного решения практических вопросов, связанных с рассмотрением заявлений, апелляционных и кассационных жалоб граждан.

Кроме того, совместным приказом Верховного Суда Донецкой Народной Республики и Генеральной прокуратуры Донецкой Народной Республики «О создании межведомственной рабочей группы» № 31-од от 9 февраля 2016 года создана межведомственная рабочая группа по оперативному решению вопросов, связанных с осуществлением судопроизводства по уголовным делам, подсудным военным судам.

Совместным приказом Верховного Суда Донецкой Народной Республики, Генеральной прокуратуры Донецкой Народной Республики, Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики и Министерства юстиции Донецкой Народной Республики «О создании межведомственной рабочей группы» № 48-од от 29 февраля 2016 года создана межведомственная рабочая группа по единообразному применению законодательства в решении вопросов, возникающих в совместной деятельности при реализации законодательных актов Донецкой Народной Республики, а также законодательных актов Украины, действующих в переходный период.

Также совместным приказом Верховного Суда Донецкой Народной Республики, Генеральной прокуратуры Донецкой Народной Республики, Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики, Министерства юстиции Донецкой Народной Республики и  Донецкого национального университета «О создании межведомственной рабочей группы» № 52-од от 10 марта 2016 года создана межведомственная рабочая группа по совместной разработке постатейного комментария к Уголовному кодексу Донецкой Народной Республики.

Кроме этого, совместным приказом Верховного Суда Донецкой Народной Республики, Генеральной прокуратуры Донецкой Народной Республики, Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики, Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики и  Донецкого национального университета «О создании межведомственной рабочей группы» № 51-од от 10 марта 2016 года создана межведомственная рабочая группа по совместной разработке рекомендаций по правоприменительной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях и назначении наказания по ним.

Совместным приказом Верховного Суда Донецкой Народной Республики, Генеральной прокуратуры Донецкой Народной Республики, Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики и Министерства государственной безопасности Донецкой Народной Республики «О создании межведомственной рабочей группы» № 89- од от 18 апреля 2016 года создана межведомственная рабочая группа по единообразному применению законодательства и обеспечению  законности при приведении в исполнение меры государственного принуждения, назначенной по приговору суда, в виде смертной казни, а также для оперативного решения практических вопросов, связанных с приведением таких приговоров суда в исполнение.

Планируется создание межведомственной рабочей группы   в целях:

– единообразного применения законодательства и обеспечения  единого процессуального порядка рассмотрения судами дел о противодействии экстремистской деятельности, защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Донецкой Народной Республики.

По результатам работы за 2015 год и задачам на 2016 года полагаю необходимым внести следующие предложения председателям судов общей юрисдикции и специализированным судам:

-        проводить не реже двух раз в год собрания судей с участием работников аппаратов судов с целью определения состояния и проблем осуществления правосудия и путей их разрешения, подавать соответствующие предложения Верховному Суду Донецкой Народной Республики;

 

-        осуществлять постоянный контроль соблюдения сроков рассмотрения дел;

 

-        анализировать причины ошибок, которые допускают судьи при осуществлении правосудия, с дальнейшим их обсуждением на собраниях судей, соответствующих семинарах в Верховном Суде Донецкой Народной Республики;

 

-         обратить особое внимание председателей Будённовского межрайонного суда г.Донецка, Ворошиловского межрайонного суда г.Донецка, Кировского межрайонного суда г.Донецка на качество осуществления правосудия;

 

-        с целью обеспечения одинаковой судебной практики высказывать предложения в части необходимости разъяснения Верховным Судом Донецкой Народной Республики проблемных вопросов, которые возникают при применении норм материального  и процессуального права;

 

-        продолжить работу по наработке одинаковых  подходов (правовых позиций) к применению судьями положений УПК;

 

-        подготовить и утвердить план проведения мероприятий в части повышения квалификации судей и работников аппаратов судов по актуальным вопросам осуществления правосудия на 2016 года;

 

-        обратить особое внимание на необходимость неукоснительного выполнения судьями и работниками аппаратов судов требований приказа Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 07.04.2015 № 25-од «О морально-этических основах поведения судей и сотрудников  органов судебной власти Донецкой Народной Республики», а также требований Кодекса судейской этики, утверждённого приказом Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 20.11.2014 № 7-од, с изменениями,  внесёнными приказом Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 05.02.2016 № 27 –од;

 

-        информировать Верховный Суд Донецкой Народной Республики об исполнении данного постановления.

 

Верховному Суду Донецкой Народной Республики:

 

-           в соответствие с планом работы Верховного Суда Донецкой Народной Республики на 2016 год провести изучение и обобщение судебной практики;

 

-           предоставить отчёт по итогам работы за 2016 год межведомственных рабочих групп: 1) по совместной разработке постатейного комментария к Уголовному кодексу Донецкой Народной Республики; 2) по единообразному применению законодательства и обеспечению законности при приведении в исполнение меры государственного принуждения, назначенной по приговору суда, в виде смертной казни;  3) по единообразному  применению законодательства в решении вопросов, возникающих в совместной деятельности при реализации законодательных актов Донецкой Народной Республики, а также законодательных актов Украины, действующих в переходный период; 4) по единообразному применению законодательства о сроках и основаниях содержания под стражей подсудимых и осуждённых для оперативного решения практических вопросов, связанных с рассмотрением заявлений, апелляционных и кассационных жалоб граждан; 5) по единообразному применению законов и формированию единой практики по уголовным делам, подсудным военным судам; 6) по правоприменительной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях и назначении наказаний по ним;

 

-           способствовать обеспечению прав граждан на доступ к правосудию;

 

-           систематически проводить обсуждение вопросов по организации работы судов и судей;

 

-           по итогам работы судов первой инстанции за 1 полугодие 2016 года в июле 2016 года провести совещание с участием глав судебных палат Верховного Суда Донецкой Народной Республики, председателями судов общей юрисдикции, председателями специализированных судов Донецкой Народной Республики;

 

-           по результатам работы за 2016 год довести до сведения судей причины отмен Верховным Судом Донецкой Народной Республики судебных решений в кассационном порядке и порядке надзора и применять меры с целью устранения причин отмен путём дачи методических рекомендаций;

 

-           подготовить проекты постановлений Пленума «О практике условно-досрочного освобождения осуждённых от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания судами Донецкой Народной Республики», «О практике применения судами общей юрисдикции законодательства о наследовании», «О судебном решении по арбитражным делам», «О практике применения судами статей 335, 376 ГК Украины (о правовом режиме бесхозяйного имущества и самовольного строительства)»;

 

-           оказывать методическую и практическую помощь судам первой инстанции в помещении Верховного Суда Донецкой Народной Республики, контроль за оказанием данной помощи возложить на первого заместителя, заместителей Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики;

 

-           продолжить работу по подготовке предложений в части внесения изменений в законодательство Донецкой Народной Республики.

           

Прошу данную информацию принять к сведению.