Предлагаем для ознакомления материал о судебной системе Федеративной Республики Бразилия
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ БРАЗИЛИЯ
В Бразилии существуют две судебные системы – федеральная и штатов, но они едины и централизованы. Судебная система Федерации и судебная система штатов включают суды общей юрисдикции (общие суды) и несколько видов специальных судов.
Общие суды в Федерации – это Федеральный верховный суд, Высший трибунал правосудия, Федеральные областные суды и федеральные судьи, другие общие суды. Специальные федеральные суды – Трибуналы и судьи по трудовым делам, Трибуналы и судьи по избирательным делам, Военные трибуналы и судьи и др. Занятие должности федерального судьи осуществляется в результате публичного конкурса, в котором участвует организация адвокатов Бразилии.
Судебная система строится в соответствии с конституционным принципом разделения властей. Судебные органы независимы, подчиняются только закону. Основной закон 1988 г. усилил эту независимость, установив принцип административной и финансовой автономии судебной власти (ст. 99), а для того, чтобы придать эффективность этому принципу, первый параграф названной статьи уполномочивает органы судебной власти составлять свой собственный бюджет.
Федеральный верховный суд
На вершине судебной иерархии находится Федеральный верховный суд, включающий одиннадцать членов, подбираемых из числа граждан, возраст которых от 35 до 65 лет, и обладающих выдающимися знаниями в области юриспруденции и имеющих безукоризненную репутацию. Судьи назначаются Президентом Республики с согласия Федерального сената, для выражения согласия требуется получение абсолютного большинства голосов. Функции Федерального верховного суда разноплановы. Прежде всего, он является конституционным судом в отношении федеральных или штатных законов и актов. Конституция 1988 г. расширила возможности обжалования в порядке конституционности, предоставив такое право Президенту Республики, Президиумам обеих палат Национального конгресса, президиумам законодательных собраний штатов, губернаторам штатов, Генеральному прокурору Республики, политическим партиям, представленным в Национальном конгрессе, профсоюзам или профессиональным национальным ассоциациям.
В качестве органа конституционного контроля этот суд рассматривает споры между государством и штатами, между государством и федеральным округом, между штатами и округом. К ведению Федерального верховного суда относится рассмотрение вопросов о выдаче по просьбе иностранных государств, рассмотрение споров между иностранным государством, международной организацией и федерацией, штатом, федеральным округом или территорией.
В качестве суда первой инстанции Федеральный верховный суд рассматривает дела об уголовных преступлениях высших должностных лиц государства – Президента Республики, вице-президента, членов Национального конгресса, собственных членов и Генерального прокурора Республики, а также министров штатов, когда об этом постановляет Федеральный сенат, а также членов высших трибуналов, счётного трибунала, глав постоянных дипломатических миссий. Федеральный верховный суд рассматривает в порядке habeasdataакты Президента Республики, Президиумов обеих палат Национального конгресса, счётного трибунала Союза, Генерального прокурора Союза и самого Федерального Верховного Суда. Этому органу принадлежат и некоторые функции судебного характера – он рассматривает дела о политических преступлениях, некоторые дела о защите прав граждан в порядке habeascorpus.
Высший трибунал правосудия
Конституция 1988 г. учредила Высший трибунал правосудия (SuperiorTribunaldeJustica), передав ему часть полномочий, которые до издания конституции осуществлял Федеральный верховный суд. Члены этого трибунала числом 33 назначаются Президентом Республики с одобрения Сената из числа бразильских граждан в возрасте от 35 до 65 лет, обладающих выдающимися юридическими знаниями и пользующихся безупречной репутацией. Высший трибунал правосудия рассматривает по первой инстанции уголовные дела в отношении губернаторов штатов и федерального округа, а также большой группы членов судов, включая членов трибуналов правосудия штатов и федерального округа, членов счетных трибуналов штатов и округа, и другие дела при осуществлении процедуры habeasdata в отношении актов министров штатов и собственных решений, а также при защите прав граждан, в частности при осуществлении процедуры habeascorpus. Этот же суд рассматривает споры о подсудности между федеральными трибуналами, споры между судебными и административными властями федерации; он проверяет уголовные дела, рассмотренные федеральными судебными органами, и может аннулировать решения областных судов.
При Высшем трибунале правосудия действует Совет федеральной юстиции, которому принадлежит право в соответствии с предписаниями закона осуществлять административный и бюджетный надзор за федеральной юстицией первой и второй инстанции.
Федеральные областные трибуналы
Конституция 1988 г. провела реформу промежуточного звена судебной власти. Она упразднила Федеральный апелляционный трибунал, судьи которого были переведены во вновь учрежденный Высший трибунал правосудия, и учредила областные трибуналы (TribunaisRegionaisFederais), к которым перешла функция апелляционной инстанции в случаях, когда затрагиваются интересы федерального правительства или стороны процесса. Они рассматривают дела в порядке процедуры habeasdata в отношении собственных решений и федеральных судей и некоторые другие дела.
Низшей инстанцией в федеральной системе являются федеральные суды, рассматривающие ряд гражданских и уголовных дел.
Каждый штат, а также Федеральный округ образуют судебный округ, в котором соответствующая столица является местонахождением его судебных органов; более мелкие округа образуются способом, установленным законом.
В федеральных территориях судебные органы и полномочия федеральных судей осуществляются местными судьями в соответствии с предписаниями закона.
Специализированные трибуналы
На федеральном уровне в Бразилии действует ряд специализированных трибуналов - трибуналы и судьи по трудовым делам, избирательные трибуналы, военные трибуналы и судьи по военным делам.
Трибуналы и судьи по трудовым делам
Органами юстиции по трудовым делам являются:
· Высший трибунал по трудовым делам;
· Областные трибуналы по трудовым делам;
· Советы по примирению и разрешению споров.
Высший трибунал по трудовым делам включает двадцать семь судей, назначаемых Президентом Республики по получении одобрения Федерального сената, из числа бразильцев в возрасте от 35 до 65 лет.
Компетенцию Высшего трибунала по трудовым делам определяет Закон.
В компетенцию юстиции по трудовым делам входит примирение и рассмотрение индивидуальных и коллективных споров между трудящимися и предпринимателями, включая лиц международного (externo) публичного права и публичной администрации, выполняющей функции непосредственно или косвенным образом, муниципий, Федерального округа, штатов и Союза, а также, в соответствии с предписаниями закона, других споров, вытекающих из трудовых отношений и споров, происходящих при применении их собственных решений, включая коллективные решения.
Областные трибуналы по трудовым делам состоят из судей, назначаемых Президентом Республики с учетом того, что две трети профессиональных судей назначаются пожизненно и одна треть временно от социальных классов; среди профессиональных судей должна быть соблюдена пропорциональность, установленная в номерном абзаце I Параграфа 1 статьи 111.
Совет по примирению и разрешению споров состоит из одного судьи по трудовым делам, который в совете председательствует, и двух временных от социальных классов судей, представляющих предпринимателей и наемных работников.
Трибуналы и судьи по избирательным делам
Органами юстиции по избирательным делам являются:
· Высший трибунал по избирательным делам;
· Областные трибуналы по избирательным делам;
· Судьи по избирательным делам;
· Советы (Juntas Eleitorais) по избирательным делам.
Высший трибунал по избирательным делам состоит по меньшей мере из семи судей, подбираемых:
I. Путем выборов тайным голосованием:
a) трех судей из числа судей Федерального верховного суда;
b) двух судей из числа судей Высшего трибунала правосудия;
II. Путем назначения Президентом Республики двух судей из числа шести адвокатов, обладающих признанными знаниями в области права и надлежащими моральными качествами, по представлению Федерального верховного суда.
Высший трибунал по избирательным делам избирает своего председателя и вице-председателя из числа судей Федерального верховного суда и своего магистрата по избирательным делам («Corregedor Eleitoral») из числа судей Высшего трибунала правосудия.
Областные трибуналы по избирательным делам включают:
I. Путем выборов тайным голосованием:
a) двух судей, избираемых из числа судей трибунала юстиции;
b) двух судей из числа судей, рассматривающих и решающих дело по существу, избираемых трибуналом правосудия;
II. Одного судью областного федерального трибунала, заседающего в столице штата или в Федеральном округе или, если такового суда нет, то какого-либо федерального судью; в обоих случаях избрание производится соответствующим областным федеральным трибуналом;
III. Двух судей, назначаемых Президентом Республики из числа шести адвокатов, обладающих признанными знаниями в области права и надлежащими моральными качествами, из списка предлагаемого трибуналом правосудия.
Дополняющий закон определяет организацию и компетенцию трибуналов, судей, рассматривающих и решающих дело по существу и советов по избирательным делам.
Решения Высшего трибунала по избирательным делам не подлежат апелляционному обжалованию, за исключением случаев, когда они противоречат положениям настоящей Конституции, и тех, в отношении которых отказано в рассмотрении в порядке процедур habeas corpus и mandados de seguranca.
Военные трибуналы и судьи
Органами военной юстиции являются:
· Высший военный трибунал;
· Трибуналы и судьи, учреждаемые законом.
Высший военный трибунал состоит из пятнадцати судей, назначаемых пожизненно Президентом Республики после того, как его отбор кандидатов был одобрен Федеральным сенатом; трое судей подбираются из числа адмиралов Военно-морского флота, четверо – из числа генералов сухопутных войск и трое – из числа генералов Военно-воздушных сил – все должны находиться на действительной службе и достичь наивысших постов по службе; пять судей – назначаются из числа гражданских лиц.
Гражданские судьи подбираются Президентом Республики из числа бразильцев старше тридцати пяти лет в соответствии со следующими правилами:
I. Трое из числа адвокатов, обладающих признанными знаниями в области права, безупречным поведением и с более чем десятилетним действительным профессиональным стажем;
II. Двое на паритетной основе из числа судей (juizes auditores) военной юстиции и членов военной прокуратуры.
Военная юстиция компетентна рассматривать дела и выносить решения в отношении военных преступлений, установленных законом.
Организацию, порядок деятельности и компетенцию органов военной юстиции определяет Закон.
Наконец, на низших ступенях судебной иерархии имеются специальные трибуналы по разбору гражданских дел небольшой сложности и уголовных дел небольшой общественной опасности (ст. 98 п. 1 конституции 1988 г.). Такие суды были сначала учреждены в некоторых бразильских штатах, например, в Сан-Пупу и в Риу Гранда-ду-Суп.
Каждый штат имеет свою собственную судебную систему, суды пользуются финансовой и административной автономией. Например, в наиболее населенном штате Минас-Жераис учреждены трибуналы правосудия (TribunaldeJustica), трибуналы первой инстанции (TribunaisdeAlada), трибунал и судьи по военным делам, трибуналы присяжных (TribunaisdoJuri), органы мировой юстиции. В штатах, как и на федеральном уровне, возможно обжалование законов штата и актов муниципальных органов по мотивам их несоответствия основному закону этого штата.