На прошедшем в начале февраля этого года совещании по вопросам противодействия коррупции Глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин подчеркнул важность противодействия коррупции для успешного развития Республики: «Мы поставили перед собой задачу экономического роста. Коррупция – одно из существенных препятствий для развития предпринимательства, инвестиций». При этом в процессе борьбы с проявлениями коррупции важнейшая, по словам Главы Республики, роль отводится как правоохранительным органам, так и судебной ветви власти.
В органах судебной системы противодействие коррупционным проявлениям осуществляется в различных направлениях.
По мнению Председателя Верховного Суда А.В. Кима, коррупция – серьёзный вызов для любого государства и общества в целом, поскольку дискредитирует и подрывает авторитет власти в глазах населения, затрагивает законные права и интересы граждан, воздействует на уровень стабильности и благополучия населения.
Вследствие этого внутри судебной системы регулярно проводятся профилактические мероприятия среди сотрудников судебной системы, направленные на недопущение возникновения личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. Временной квалификационной коллегией судей Донецкой Народной Республики осуществляется проверка соблюдения судьями при отправлении правосудия и во внеслужебных отношениях требований, предъявляемых к ним законами, направленными на недопущение конфликта интересов либо личной заинтересованности в профессиональной деятельности.
Самое пристальное внимание уделяется также обращениям граждан, содержащим сведения о фактах совершения коррупционных правонарушений как со стороны сотрудников судебной системы и судей, так и других должностных лиц органов государственной власти. Однако основным способом противодействия коррупции является рассмотрение судами Донецкой Народной Республики уголовных дел по обвинению граждан в совершении коррупционных преступлений и дел об административных коррупционных правонарушениях.
В частности, в 2019 году на рассмотрении судов Донецкой Народной Республики находилось 129 уголовных дел в отношении 195 лиц по коррупционным преступлениям, предусмотренным частью 3 статьи 165 «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере», статьёй 334 «Злоупотребление должностными полномочиями», статьёй 338 «Превышение должностных полномочий», статьёй 343 «Получение взятки», статьёй 344 «Дача взятки» и статьёй 345 УК Донецкой Народной Республики «Посредничество во взяточничестве» (с учётом дел по статьям 364, 365, 368 УК Украины). Из них судами Донецкой Народной Республики в 2019 году было рассмотрено 39 дел в отношении 55 лиц: с постановлением приговора – 29 дел в отношении 43 лиц (4 лица были оправданы); с прекращением производства по делу – 3 дела в отношении 3 лиц; с возвращением дела на дополнительное расследование – 7 дел в отношении 9 лиц. Направлено по подсудности 2 дела в отношении 2 лиц (находящихся в производстве Верховного Суда по первой инстанции). Необходимо отметить, что при этом всегда соблюдается принцип гласности судебного разбирательства.
Подтверждением вышесказанного являются конкретные примеры рассмотрения уголовных дел по обвинению граждан в совершении коррупционных преступлений.
Так, приговором Харцызского межрайонного суда от 8 апреля 2019 года фигурант уголовного дела О., ранее работающий в должности начальника Харцызского ГО МВД Донецкой Народной Республики, признан виновным по части 1 статьи 338 УК Донецкой Народной Республики (статья 338 «Превышение должностных полномочий»). Ему назначено наказание в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Судом установлено, что гражданин О., являясь должностным лицом, совершил умышленные действия, которые явно выходили за пределы его полномочий и причинили существенное нарушение прав и законных интересов граждан в виде незаконного использования лица, отбывающего административное взыскание, для хозяйственных работ на частной ферме, незаконного досрочного освобождения того же лица от отбывания административного наказания, вследствие чего последним было совершено преступление средней тяжести. Тем самым нанесен ущерб авторитету и престижу органа государственной власти – Харцызского ГО МВД Донецкой Народной Республики.
Приговором Ворошиловского межрайонного суда г. Донецка фигурант уголовного дела Т., ранее состоявший в должности главы администрации г. Комсомольское Старобешевского района, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 343 УК Донецкой Народной Республики («Получение взятки главой органа местного самоуправления»). Ему назначено наказание в виде штрафа в размере 7 735 000 рублей в доход государства с лишением права занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления Донецкой Народной Республики сроком на 3 года.
Судом установлено, что глава администрации г. Комсомольское Т., с целью улучшения материального благосостояния, в августе 2017 года, находясь по месту своей работы в служебном кабинете, сообщил гражданину В. о том, что уже есть предприниматели, которые готовы арендовать заинтересовавшие гражданина В. помещения, но он (фигурант уголовного дела Т.) за взятку в сумме 2 000 долларов США может гарантировать победу в конкурсе именно гражданину В. с последующим заключением договоров аренды помещений, расположенных в г. Комсомольское. Гражданин В., понимая, что в случае отказа от передачи фигуранту уголовного дела Т. как должностному лицу и главе органа местного самоуправления денежных средств он не получит в аренду нежилые помещения, был вынужден согласиться на передачу Т. взятки в сумме 2 000 долларов США за победу в конкурсе и заключение договора аренды помещений. Однако, сознавая, что требования Т. незаконны, обратился в правоохранительные органы с соответствующим заявлением, согласившись оказать помощь сотрудникам правоохранительных органов в изобличении Т. в совершении преступления.
Приговором Центрально-Городского межрайонного суда г. Горловки гражданин Ж. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 29, частью 4 статьи 344 УК Донецкой Народной Республики («Дача взятки в крупном размере должностному лицу лично за совершение заведомо незаконных действий, не доведенная до конца по независящим от виновного обстоятельствам (покушение)»). Ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет со штрафом в размере 28 723 604 рубля. На основании статьи 73 УК Донецкой Народной Республики наказание, назначенное гражданину Ж., признано условным с испытательным сроком 2 года.
Судом установлено, что Ж., находясь в служебном кабинете одного из руководящих должностных лиц МВД Донецкой Народной Республики, умышленно, осознавая, что перед ним находится должностное лицо правоохранительного органа, наделённое властными полномочиями, с целью оградить от привлечения к уголовной ответственности свою дочь и дочь своего знакомого, которые были доставлены в помещение районного отдела МВД сотрудниками, находящимися в подчинении указанного должностного лица МВД, реализуя преступный умысел, направленный на дачу взятки должностному лицу за совершение заведомо незаконных действий, осознавая противоправность своих действий, предложил находившемуся там же должностному лицу МВД в качестве взятки автомобиль Volkswagen Passat 2012 года выпуска, стоимостью 478 726,74 руб., а затем лично, умышленно, положил на стол перед последним таможенные и регистрационные документы на указанное транспортное средство. Довести свой преступный умысел, направленный на дачу взятки в крупном размере должностному лицу за совершение заведомо незаконных действий, не смог по независящим от него обстоятельствам, поскольку должностное лицо МВД отказался от принятия взятки, а гражданин Ж. был задержан сотрудниками полиции.
Наряду с уголовными делами отмечается также и наличие судебных дел об административных коррупционных правонарушениях. Именно поэтому на февральском совещании у Главы Республики по вопросам противодействия коррупции Председатель Верховного Суда Донецкой Народной Республики поддержал введение института общественного порицания правовых нарушений должностных лиц и внес предложение о необходимости сделать более прозрачной их профессиональную деятельность. О целесообразности данного предложения свидетельствует и статистика в отношении дел об административных коррупционных правонарушениях. В 2019 году на рассмотрении районных, городских межрайонных судов Донецкой Народной Республики было 37 дел об административных коррупционных правонарушениях (предусмотренных статьями 172-4, 172-5, 172-7, 172-9 КУоАП) в отношении 37 лиц, из которых было рассмотрено 28 дел об административных правонарушениях в отношении 28 лиц: с вынесением постановления о наложении административного взыскания – 25 дел в отношении 25 лиц; с прекращением производства по делу – 3 дела в отношении 3 лиц.
Кроме того, постановлениями судов 8 материалов дел в отношении 8 лиц были возвращены для дооформления.
Верховным Судом Донецкой Народной Республики в 2019 году в апелляционном порядке было пересмотрено 3 постановления по делам об административных правонарушениях (по ст. 172-7 КУоАП): 1 постановление оставлено без изменений; 1 постановление отменено с прекращением производства по делу (в связи с окончанием сроков давности привлечения к административному взысканию); 1 постановление отменено с направлением материалов на новое судебное рассмотрение.
В качестве примера можно привести рассмотрение дела об административном правонарушении по статье 172-4 КУоАП(«Нарушение ограничений относительно совместительства и совмещения с иными видами деятельности»). Постановлением Ворошиловского межрайонного суда г. Донецка от 9 февраля 2019 года гражданин М. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 172-4 КУоАП. На него наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 3 400 рублей с конфискацией полученного дохода от такой деятельности.
Установлено, что М., находясь в должности исполняющего обязанности заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики с 6 ноября 2017 года, будучи уполномоченным на выполнение функций государства, являлся участником ООО «Строительное управление «Доменстрой» с долей в уставном капитале 49 %, чем нарушил статью 7 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», и лишь 5 января 2018 года вышел из состава учредителей данного предприятия путем продажи доли и внесения соответствующих изменений в учредительные документы.
Таким образом, своевременное выявление и пресечение коррупционных правонарушений в государстве способствует искоренению коррупционных проявлений, а неотвратимость наказания – развитию в обществе неприятия проявлений коррупции, что должно стать общей задачей для всех ветвей государственной власти Донецкой Народной Республики.
Пресс-служба Верховного Суда