Выступление Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики.
Уважаемые коллеги, имею честь приветствовать вас на первом заседании Пленума Верховного Суда Донецкой Народной Республики!
Объявляю первое заседание Пленума Верховного Суда Донецкой Народной Республики открытым.
В правовой системе судебная практика как составляющая юридической практики выступает относительно самостоятельным объективным явлением, а значит, имеет свои, только ей присущие содержание и форму применения норм права при рассмотрении дел.
Конечно, наиболее значительный опыт применения норм права приобретается в процессе судебного рассмотрения дел.
В Донецкой Народной Республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с Конституцией ДНР правосудие в Донецкой Народной Республике осуществляется Верховным Судом, судами общей юрисдикции, специализированными судами.
Согласно Постановлению Совета Министров Донецкой Народной Республики № 40-1 от 22 октября 2014 года создана система судебных органов Донецкой Народной Республики.
Указами Главы Донецкой Народной Республики № № 02, 03 от 09 января 2015 года назначены 44 судьи: 10 судей – в Верховный Суд Донецкой Народной Республики, 2 судьи – в Арбитражный суд Донецкой Народной Республики и 32 судьи – в суды общей юрисдикции Донецкой Народной Республики.
Согласно штатному расписанию в Верховном Суде Донецкой Народной Республики созданы судебные палаты: по гражданским делам, по уголовным делам, по арбитражным делам и Военный трибунал на правах судебной палаты, однако конкретного закрепления судей за соответствующей судебной палатой не производилось, поскольку действует принцип взаимозаменяемости в связи с тем, что количество судей Верховного Суда Донецкой Народной Республики по штату – 68 судей, а фактически – работают 11 судей, в том числе Председатель Верховного Суда Донецкой Народной Республики, что в 6 раз меньше, чем предусмотрено штатным расписанием. Рассмотрение уголовных дел производится при обязательном участии государственного обвинителя и в необходимых случаях защитника.
Согласно оперативным статистическим отчётам в первом полугодии 2015 года в помещениях судов общей юрисдикции Донецкой Народной Республики с 2014 года находилось 23 425 дел и материалов. Данные дела остались нерассмотренными судами Украины, из них принято к производству 6 291 дело и материал, что составляет 26,86% от общего остатка дел и материалов. Всего на рассмотрении в первом полугодии 2015 года находилось 15 083 дела и материала. Рассмотрено судами 11 879 дел и материалов, нерассмотренными остались 20,99% от общего количества дел, которые находились в производстве судей.
Среднемесячная нагрузка на судью суда общей юрисдикции, где фактическая численность составляет 32 судьи, за отчётный период составила 85,7 дел и материалов.
В первом полугодии 2015 года Арбитражным судом Донецкой Народной Республики принято к производству 31 дело и материал. Всего рассмотрено 10 дел и материалов, нерассмотренными остались 67,7% от общего количества дел, которые находились в производстве.
Среднемесячная нагрузка на судью Арбитражного суда Донецкой Народной Республики (в соответствии с фактической численностью, которая составляет 2 судьи) за отчетный период составила 2,82 дела и материала.
В производстве Верховного Суда Донецкой Народной Республики в первом полугодии 2015 года находилось 721 судебное дело и материал, рассмотрено – 320 дел и материалов, остались нерассмотренными 401 дело и материал или 55,6 % от общего количества дел, принятых к производству судьями.
Среднемесячная нагрузка на судью Верховного Суда Донецкой Народной Республики, фактическая численность которых составляет 11 судей, за отчетный период составила 11,92 дела.
Первой инстанцией Верховного Суда Донецкой Народной Республики в первом полугодии 2015 года принято к производству и рассмотрено с постановлением решения 1 гражданское дело.
Кассационной инстанцией Верховного Суда Донецкой Народной Республики в первом полугодии 2015 года принято к производству 571 дело, в том числе 497 уголовных дел и материалов в отношении 614 лиц, из них 295лиц, находящихся под стражей; 73 гражданских дела и материала; 1арбитражное дело.
Рассмотрено 260 дел, из них 225 уголовных дел и материалов в отношении 291 лица, в том числе – в отношении 229 лиц, находящихся под стражей; 35 гражданских дел и материалов.
Нерассмотренными остались 311 дел и материалов, что составляет 54,47 % от общего количества дел, которые находились в производстве.
По жалобе на постановление по делу об административном правонарушении принято к производству Верховным Судом 1 дело, жалоба возвращена в связи с отсутствием оснований для отмены или изменения постановления.
В порядке надзора в Верховный Суд Донецкой Народной Республики в первом полугодии 2015 года поступило 7 протестов на судебные решения по инициативе Председателя Верховного Суда; 61 жалоба в порядке надзора (из них - 52 жалобы на судебные решения по уголовным делам; 9 жалоб на судебные решения по гражданским делам).
Всего рассмотрено 34 жалобы, по результатам рассмотрения жалоб принесены 5 протестов на судебные решения.
Всего принесено 12 протестов в порядке надзора. Президиумом Верховного Суда Донецкой Народной Республики рассмотрено 12 протестов.
В Верховный Суд в первом полугодии 2015 года также поступило 80 заявлений (ходатайств) об изменении подсудности, в том числе 76 ходатайств по уголовным делам; 4 заявления (ходатайства) по гражданским делам. Рассмотрено 17 заявлений (ходатайств), из них удовлетворено – 11 заявлений (ходатайств).
На протяжении отчетного периода Верховный Суд Донецкой Народной Республики кроме непосредственного отправления правосудия путем вынесения судебных решений значительное внимание уделял и вопросам, направленным на формирование и применение судьями Донецкой Народной Республики правильной и единой судебной практики.
Так, в суды общей юрисдикции направлено 14 информационных писем Верховного Суда, а также 1 совместное указание Генеральной прокуратуры Донецкой Народной Республики и Верховного Суда Донецкой Народной Республики и совместное информационное письмо Генеральной прокуратуры Донецкой Народной Республики, Верховного Суда Донецкой Народной Республики и Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики.
Издано 65 приказов Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики по основной деятельности, а также 6 совместных приказов по основной деятельности с другими министерствами и ведомствами Донецкой Народной Республики.
Во время разработки Временных порядков осуществления правосудия и иных информационных писем учтены мнения специалистов - участников рабочих групп по разработке соответствующих нормативных документов.
Следует отметить, что работа над следующими информационными письмами по разъяснению судам вопросов правильного и одинакового применения норм законодательства продолжается.
Верховный Суд Донецкой Народной Республики выполняет возложенные на него процессуальными законами полномочия по исправлению ошибок судов первой инстанции, а также изучению и обобщению судебной практики и предоставлению судам первой инстанции надлежащей методической помощи в применении законодательства.
Верховному Суду Донецкой Народной Республики необходимо акцентировать внимание на разработке и обработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на усовершенствование гражданского, уголовного судопроизводства, а также судопроизводства по делам об административных правонарушениях.
Пленум Верховного Суда Донецкой Народной Республики отмечает необходимость улучшения состояния осуществления правосудия в судах, а также качества судебных решений, которые ими постанавливаются, поскольку материалы судебной практики свидетельствуют об отдельных ошибках в работе судов.
Считаю необходимым обратить внимание Пленума Верховного Суда Донецкой Народной Республики на необходимость применения организационных мер судами общей юрисдикции относительно срочного рассмотрения судебных дел, сроки рассмотрения которых нарушены, усилить контроль по соблюдению процессуальных сроков рассмотрения дел судьями судов первой инстанции.
Хотелось бы отметить, что за первое полугодие 2015 года на личном приёме у руководства Верховного Суда Донецкой Народной Республики получено всего 34 обращения.
Председателем Верховного Суда было принято 14 граждан, что составляет 42%от общего количества обратившихся на приём к руководству граждан.
За период с 01.01.2015 по 30.06.2015 в отдел по работе с обращениями граждан Управления документационного оборота и архивного дела Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики (далее - отдел)поступило 797 обращений.
По количественному составу обращения распределились по следующим категориям:
- 117 обращений по делам гражданской юрисдикции, что составляет 14,68% от общего количества обращений;
- 585 обращений по делам уголовной юрисдикции, что составляет 73,4% от общего количества обращений;
- 4 обращения по делам об административных правонарушениях, что составляет 0,50% от общего количества обращений;
- 3 обращения по обжалованию действий государственных органов, что составляет 0,38% от общего количества обращений;
- 88 обращений по другим вопросам, что составляет 11,04% от общего количества обращений.
Доводы всех обращений, которые поступали в отдел, проверялись в соответствии с действующим законодательством. В необходимых случаях обращения направлялись по принадлежности в соответствующие органы прокуратуры или суды общей юрисдикции.
Особое внимание необходимо уделить обращениям граждан на действия судей Донецкой Народной Республики.
За анализируемый период в отдел поступило 7 обращений относительно несогласия с процессуальными действиями судей Ворошиловского межрайонного суда г. Донецка, судьи Центрально-Городского межрайонного суда г. Макеевки, судей Будённовского межрайонного суда г. Донецка при рассмотрении ими гражданских дел.
Следует отметить, что в результате проведенного анализа установлено, что обоснованных фактов, подтверждающих изложенные в обращениях доводы о нарушениях судьями норм процессуального законодательства Донецкой Народной Республики, не установлено.
Также граждане, реализуя своё конституционное право на обращение в государственные органы, подают заявления, жалобы и ходатайства в суды общей юрисдикции Донецкой Народной Республики.
Так, за первое полугодие 2015 года в суды общей юрисдикции Донецкой Народной Республики поступило 98 обращений, из них 44-на личном приёме руководства суда.
Небольшое количество обращений, поступивших в суды Донецкой Народной Республики, связано с тем, что в некоторых судах в настоящее время не сформирован состав судей, граждане обращаются непосредственно в Верховный Суд как в орган, осуществляющий контроль за деятельностью судов.
Подводя итоги за первое полугодие 2015 года, можно сделать вывод о том, что все обращения граждан, которые поступили за анализируемый период в Верховный Суд и суды общей юрисдикции Донецкой Народной Республики, в основном рассмотрены и исполнены в сроки, установленные Законом Донецкой Народной Республики «Об обращениях граждан» от 20.02.2015.
Сотрудниками Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики на протяжении отчётного периода кроме обеспечения деятельности судей выполнялась иная работа, в частности:
– инвентаризация судебных дел и материалов;
– разработана Временная Инструкция по судебному делопроизводству в Верховном Суде, Судебном департаменте при Верховном Суде, судах общей юрисдикции, Арбитражном суде Донецкой Народной Республики, которая утверждена приказом Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики № 54 «од» от 27 мая 2015 года;
– разработаны и введены в действие печати и штампы в соответствии с Временным Положением «О порядке учёта, использования, хранения и уничтожения печатей Верховным Судом Донецкой Народной Республики, судами общей юрисдикции, специализированными судами»;
– возвращены в суды общей юрисдикции гражданские, уголовные дела и материалы об административных правонарушениях, рассмотренные апелляционным судом Донецкой области, а также проведена работа по возвращению судебных дел, истребованных для проведения обобщения;
– оказывалась методическая помощь по вопросам применения Временной Инструкции по судебному делопроизводству в Верховном Суде, Судебном департамента при Верховном Суде, судах общей юрисдикции, Арбитражном суде Донецкой Народной Республики судами общей юрисдикции, составления номенклатуры дел и иным вопросам;
– осуществлялась утилизация судебных дел и материалов, у которых закончились сроки хранения, с 1995 года по 2001 год, в здании Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики. Было утилизировано более 32 000 тыс. дел с составлением описей на дела постоянного срока хранения и актов на утилизацию указанных дел;
– проведена утилизация административных дел и материалов за 2007 год (приблизительно 7 000 тыс. дел) в здании Арбитражного суда Донецкой Народной Республики. В настоящее время составлены описи на дела постоянного срока хранения и акты на утилизацию указанных дел;
– составлены внутренние описи документов на дела постоянного срока хранения;
– подготовлены и заверены алфавитные указатели, журналы регистрации входящей и исходящей почты, регистрации телефонограмм, телеграмм и других журналов, необходимых в работе соответствующих управлений;
– проведена регистрация входящей корреспонденции, электронной почты, электронных уведомлений о назначении дел к рассмотрению соответствующими судебными палатами;
– оказана помощь архивному отделу в составлении внутренних описей документов на дела постоянного срока хранения;
– подготовлены проекты ответов на обращения граждан.
Судьями Верховного Суда Донецкой Народной Республики оказывается методическая помощь судам первой инстанции, а также совместно с Управлением законопроектной деятельности и активным участием волонтёров разработаны ряд законопроектов: «Об органах судейского сообщества»; «О судебной системе Донецкой Народной Республики»; «О судебно-экспертной деятельности»; «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики»; «О статусе судей»; «Об арбитражных судах Донецкой Народной Республики»; «О судах общей юрисдикции»; «Об оперативно-розыскной деятельности»; «О народных заседателях»; «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»; «О противодействии экстремистской деятельности»; «О гражданстве Донецкой Народной Республики»; «О государственной судебной пошлине»; «Об аренде государственного имущества Донецкой Народной Республики»; «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Донецкой Народной Республики»; проект Уголовно-процессуального кодекса Донецкой Народной Республики; проект Гражданского процессуального кодекса Донецкой Народной Республики; проект Арбитражного процессуального кодекса Донецкой Народной Республики, которые направлены для принятия в Народный Совет Донецкой Народной Республики, часть из которых на сегодняшний день приняты, а именно: Закон Донецкой Народной Республики «О судебно-экспертной деятельности» № 12-IНС; Закон Донецкой Народной Республики «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» № 25- IНС; Закон Донецкой Народной Республики «О судебном сборе» № 26-IНС; Закон Донецкой Народной Республики «О противодействии экстремисткой деятельности» № 51-IНС.
Верховный Суд Донецкой Народной Республики работает в тесном контакте с Генеральной прокуратурой, а также министерствами:государственной безопасности, внутренних дел, юстиции идругими республиканскими ведомствами и органами местного самоуправления.
Кроме того, совместным приказом Верховного Суда Донецкой Народной Республики, Генеральной прокуратуры Донецкой Народной Республики, Государственной службы исполнения наказаний МВД Донецкой Народной Республики «О создании межведомственной рабочей группы» № 6 «од» от 13 февраля 2015 годасоздана межведомственная рабочая группа с целью оперативного решения практических вопросов, связанных с рассмотрением судами первой инстанции уголовных дел и материалов в порядке исполнения приговоров, формирования единой практики применения уголовно-процессуального законодательства о сроках и основаниях содержания под стражей подсудимых и осуждённых, реализации прав осуждённых на условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и замену наказания более мягким видом наказания.
Планируется также создать межведомственные рабочие группы в целях:
– единообразного применения законодательства и обеспечения единого процессуального порядка рассмотрения судами дел о противодействии экстремистской деятельности, защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Донецкой Народной Республики;
– совместной разработки постатейного комментария к Уголовному кодексу Донецкой Народной Республики,содействия правильному пониманию Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики, более тщательного научного и практического анализа каждой статьи Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики, их комментирования с учётом чётко определённой правовой позиции по той или иной проблеме уголовного права с целью обеспечения эффективности судебной защиты охраняемых прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Донецкой Народной Республики от преступных посягательств, обеспечения мира и безопасности человечества, а также предупреждения преступлений;
–единообразного применения законодательства и обеспечения законности при приведении в исполнение меры государственного принуждения, назначенной по приговору суда, в виде смертной казни, а также для оперативного решения практических вопросов, связанных с приведением таких приговоров суда в исполнение;
– во избежание неоднозначности применения законов и иных нормативных правовых актов для решения вопросов, возникающих в совместной деятельности при реализации законодательных актов Донецкой Народной Республики, а также законодательных актов Украины, действующих в переходный период.
Представляется необходимым в целях совершенствования деятельности судебной системы Донецкой Народной Республики выполнить следующее:
1) Председателям судов общей юрисдикции и специализированных судов Донецкой Народной Республики:
· проводить не реже двух раз в год собрания судей с участием работников аппаратов судов с целью определения состояния и проблем осуществления правосудия и путей их разрешения, подавать соответствующие предложения Верховному Суду Донецкой Народной Республики;
· осуществлять постоянный контроль соблюдения сроков рассмотрения дел;
· постоянно анализировать причины ошибок, которые допускают судьи при осуществлении правосудия, с дальнейшим их обсуждением на собраниях судей, соответствующих семинарах в Верховном Суде Донецкой Народной Республики;
· с целью обеспечения одинаковой судебной практики высказывать предложения в части необходимости разъяснения Верховным Судом Донецкой Народной Республики проблемных вопросов, которые возникают при применении норм материального и процессуального права;
· подготовить и утвердить план проведения мероприятий в части повышения квалификации судей и работников аппаратов судов по актуальным вопросам осуществления правосудия на второе полугодие 2015 года;
2) Верховному Суду Донецкой Народной Республики:
· активизировать работу по изучению и обобщению судебной практики и оказанию методической помощи судам первой инстанции;
· продолжить практику проведения общих координационных совещаний Верховного Суда Донецкой Народной Республики, Генеральной прокуратуры, министерств: государственной безопасности, внутренних дел, юстиции, других республиканских ведомств и органов местного самоуправления в части оперативных решений вопросов, связанных: 1) с применением законодательства о сроках и основаниях содержания под стражей подсудимых и осужденных; рассмотрением заявлений, кассационных жалоб лиц, содержащихся под стражей, и других участников процесса на стадии судебного рассмотрения; обобщением возникающих в практической работе в переходный период вопросов и подготовкой рекомендаций по единообразному применению действующего законодательства; 2) с единообразным применением законодательства и обеспечением единого процессуального порядка рассмотрения судами дел о противодействии экстремистской деятельности, защите прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Донецкой Народной Республики; 3) с совместной разработкой постатейного комментария к Уголовному кодексу Донецкой Народной Республики; 4) с единообразным применением законодательства и обеспечением законности при приведении в исполнение меры государственного принуждения, назначенной по приговору суда, в виде смертной казни, а также для оперативного решения практических вопросов, связанных с приведением таких приговоров суда в исполнение; 5) с единообразным применением законов и иных нормативных правовых актов при решении вопросов, возникающих в совместной деятельности при реализации законодательных актов Донецкой Народной Республики, а также законодательных актов Украины, действующих в переходный период;
· способствовать обеспечению прав граждан на доступ к правосудию;
· систематически проводить обсуждение вопросов по организации работы судов и судей;
· по результатам работы за первое полугодие 2015 года и за 2015 год довести до сведения судей причины отмен Верховным Судом Донецкой Народной Республики судебных решений в кассационном порядке и порядке надзора и применять меры с целью устранения причин отмен путем дачи методических рекомендаций;
· в соответствии с планом работы Верховного Суда Донецкой Народной Республики на второе полугодие 2015 года провести обобщение судебной практики, подготовить соответствующие постановления Пленума в части применения судами законодательства с целью обеспечения единой судебной практики;
· оказывать методическую и практическую помощь судам первой инстанции в помещении Верховного Суда Донецкой Народной Республики;
· активизировать работу по подготовке предложений в части внесения изменений в законодательство Донецкой Народной Республики.
Выступление заместителя Генерального прокурора Донецкой
Народной Республики М.В. Подсушной.
Уважаемые коллеги!
1. Прежде всего, разрешите поздравить Вас с началом работы Пленума Верховного Суда Донецкой Народной Республики.
Это событие является существенным шагом в становлении законодательного пространства Донецкой Народной Республики, отмечающим переход от накапливания практики судов к её обобщению и реализации опыта в деятельности на новом уровне.
Само по себе это свидетельствует о том, что судебная система Республики не только состоялась, но и уверенно, стабильно функционирует.
Поздравляю!
2. Очевидно, что становление в Республике правового демократического государства, развитие институтов гражданского общества требуют укрепления и совершенствования институтов защиты законности, к которым относятся прокуратура и суд.
У органов прокуратуры и суда Республики появилась возможность влиять на состояние правопорядка в стране.
Однако это возможно сделать только общими, целенаправленными усилиями.
3. Как представитель органов прокуратуры Республикисчитаю, что сегодня мы имеем колоссальную возможность выстроить по-своему уникальную организацию работы прокуратуры и судебной системы.
С одной стороны, безусловно, деятельность прокуратуры и суда должна основываться на принципах разделения властей.
С другой стороны, правовые основы деятельности нам позволяют выработать и успешно применять определенные формы взаимодействия, направленные на укрепление законности, правопорядка, единообразного и правильного применения норм права.
Такой опыт взаимодействия суда и прокуратуры Республики может иметь несомненное значение.
Мы понимаем, что взаимодействие прокуратуры и суда Республикиможет носить непростой характер.
Но этот процесс должен развиваться в сторону поиска и установления оптимальных форм, обеспечивающих выполнение задач, стоящих перед прокуратурой и судом Республики.
По-другому и быть не может, так как, выполняя различные функции, установленные действующим законодательством, наши структуры имеют общую цель – исполнение действующих законов, обеспечение правопорядка, стремление в идеале к торжеству справедливости при производстве и рассмотрении различных категорий дел.
4. Отдельные формы взаимодействия можно выделить уже сегодня.
4.1. Так прокуратурой и судом проводится деятельность по систематизации и обобщению прокурорско-судебной практики Республики. Этот кропотливый труд востребован не только судебной системой и прокуратурой, а всеми правоохранительными органами.
4.2. Органами прокуратуры сегодня подготовлен уже третий выпуск Бюллетеня законодательной, правоохранительной и правоприменительной деятельности, страницы которого открыты и для суда. Приглашаем к расширению сотрудничества.
4.3. В свою очередь, мы считаем возможным принять участие в работе Научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики.
4.4. Безусловно, обогатит практику применения законодательства совместная работа в консультационных группах по тем или иным вопроса.
4.5. Принесет пользу Республике и опыт совместной работы в сфере правотворческой деятельности.
Это только первые шаги и опыт совместной деятельности. Углубление уже имеющихся форм взаимодействия и поиск новых является положительным фактором, который способствует защите интересов Республики, прав и свобод человека и гражданина.
Выступление и.о. Министра юстиции Донецкой Народной Республики Е.В. Радомской.
Хочу начать мое выступление с цитаты известного философа 16 века, которая отражает задачу работы судей и всех тех, кто стоит на страже закона. Френсис Бэкон утверждал: «Один несправедливый приговор влечет больше бедствия, чем многие преступления, совершенные частными людьми», поэтому наша задача не только предотвратить неправомерные действия, но и дать рациональную оценку и вынести справедливое решение по отношению к лицам, которые не соблюдают основу основ – государственный закон.
Сейчас важным шагом в становлении Республики является создание новой судебной системы, близкой к народу и основанной на законности, обоснованности и справедливости. Верховенство права,равенство всех участников процесса перед законом и судом, законность, гласность и открытость процесса, а также обязательность судебных решений должны являться фундаментальной основой для реализации основополагающих принципов правосудия в Донецкой Народной Республике.
Что касается Министерства юстиции, работа проделана следующая: уже окончено 220 исполнительных производств, из которых 160 исполнено фактически. В настоящее время по открытым 1482 исполнительным производствам проводятся исполнительные действия, предусмотренные действующим законодательством. На удержание из заработной платы, пенсии, стипендии и других доходов должника направлены постановления по 117 исполнительным производствам.
Данные показатели доказывают, что мытрудимся с полной самоотдачей на благо нашей молодой Республики и прилагаем все силы для реализации задекларированного конституционного принципа о признании прав и свобод человека и гражданина наивысшей ценностью, которая является определяющим принципом в деятельности законодательной и исполнительной власти.
В заключение отмечу, что Юстиция держит меч, и в сочетании со слепотой это дает неплохой шанс поранить себя, но нет ничего более гибкого и уступчивого, нежели юридические рамки: их можно указать при необходимости, но их нельзя перейти ни в каком случае.