Судебная система Сингапура

     Предлагаем для ознакомления материал о судебной системе Сингапура

Судебная система Сингапура 

 Республика Сингапур – город-государство, расположенный на островах в Юго-Восточной Азии. Сингапур стал независимым государством 9 августа 1965 года и в тот же год вступил в Организацию Объединенных Наций. Кроме того, Республика Сингапур является членом Британского содружества наций, Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), участником Генерального соглашения по торговле и тарифам (ВТО), одним из инициаторов создания Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и членом ряда других международных организаций.

В 1990 году в Сингапуре началась судебная реформа. К реформированию судебную систему подтолкнула насущная необходимость: суды низшего уровня Сингапура были просто завалены делами, которые накапливались и не рассматривались по 10 лет из-за неспособности системы «переварить» весь этот вал. Случалось, что стороны ждали назначения дела к слушанию целых четыре года! А на рассмотрение апелляций отводилось два-три года.

Реформирование системы правосудия в Сингапуре началось с внедрения Судебной хартии, которая должна была поспособствовать повышению уровня доброжелательности судов к пользователям, а это не только корректное отношение к сторонам, а, в первую очередь, – сокращение продолжительности производств. Для этого были сделаны определенные шаги. Причем весьма успешно.

Кроме этого, были предприняты меры, способствующие улучшению судебного менеджмента. В судах начали применять лучшие практики управления, а руководителей судов начали учить навыкам лидерства. Кстати, обучение лидерству было не дешевым, тратились немалые средства, поскольку работников суда отправляли учиться в лучшие университеты, в том числе за границу. Администрирование судом, так же, как и управление бизнесом, начало основываться на умении прогнозировать; применении методик стратегического планирования; умелом использовании информации; разработке политики в сфере управления персоналом; обеспечении производительности судебных производств путём использования информационно-коммуникационных технологий; посредничестве; регулярном проведении исследований с целью выяснения уровня удовлетворенности пользователей судебными услугами.

Уже через несколько лет сингапурские суды смогли ликвидировать все эти жуткие «завалы», дела к слушанию начали назначать оперативно, в течение месяца.

В конце 90-х в судах низшего уровня Сингапура ввели такой инструмент измерения качества работы суда, как «Система показателей правосудия». В сентябре 2000 года эту систему показателей заменили электронной версией — eJustice Scorecard System. Информация о деятельности судов собирается и группируется по четырем категориям в соответствии с принципами сбалансированной системы показателей: 1) связи с общественностью; 2) внутренние процессы; 3) обучение; 4) финансирование.

Интересно, что все эти новации суды нижнего уровня Сингапура приняли охотно, они были заинтересованы в улучшении качества своей работы. Поэтому активно вводили новые правила работы. За это суды низшего уровня получили в 2006 году Премию качества Сингапура – награду, которая вручается в знак признания соответствия высоким стандартам качества.

 

Судебная власть представлена в Сингапуре развитой системой судов. Согласно статье 93 Конституции осуществление судебной власти возлагается на Верховный суд (Supreme Court) и нижестоящие суды (subordinate courts), которые могут быть созданы в соответствии с законом.

Помимо Конституции Сингапура правовой статус Верховного суда Республики Сингапур определяется Законом о судоустройстве Верховного суда (Supreme Court of Judicature Act, 1970), Законом о государственных судах (State Courts Act, 1971); внутренние процедуры урегулированы Регламентом Верховного суда (Rules of Court, 1996). Верховный суд состоит из Апелляционного суда (Court of Appeal) и Высокого суда (High Court). Законом предусмотрено, что Высокий суд состоит из Главного судьи (Chief Justice) и судей Верховного суда. Главный судья и семь судей Верховного суда назначаются президентом по согласованию с премьер-министром. Младшие судьи Верховного суда назначаются после консультаций с Главным судьёй. На уровне основного закона закреплено положение, согласно которому дела в Верховном суде могут рассматриваться в субботу и в воскресенье, а также в праздничные дни в чрезвычайных случаях и по требованию Главного судьи.  Верховному суду подведомственны 10 окружных судов, 14 городских, 1 суд по делам детской преступности, 1 суд по делам, связанным со смертельным исходом.

В качестве суда первой инстанции Высокий суд рассматривает любые уголовные дела о преступлениях, предусмотренных законом в соответствии со статьей 15 Закона о Верховном суде. Юрисдикция по рассмотрению гражданско-правовых дел разделена на: общую (статья 16 Закона), специальную (семейные разводы, в случаях, предусмотренных законом; по вопросам адмиралтейства; банкротства компаний; назначения опекунов детям, лицам, не обладающим полной дееспособностью, а также по некоторым другим случаям), конкурентную с Шариатскими судами (Верховный суд уполномочен рассматривать дела об алиментных обязательствах, опеке детей, разделе имущества при разводе, однако, Верховный суд не вправе рассматривать все гражданские дела, по которым установлена юрисдикция Шариатского суда в соответствии с Законом о мусульманском праве (Administration of Muslim Law Act, 2009).

 Высокий суд в качестве апелляционной инстанции, согласно статье 19 Закона о Верховном суде, рассматривает апелляционные жалобы на решения окружных и магистратских судов в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, обращения по фактам нарушения норм права судами, апелляции на решения по делам об уголовных преступлениях, рассмотренных Судом по семейным делам, а также апелляции на решения Суда по делам несовершеннолетних. В сфере гражданско-правовой юрисдикции Высокий суд рассматривает апелляционные жалобы на решения Суда по семейным делам, окружных и магистратских судов по квазиуголовным (quasicriminal) и гражданским делам, а также в случаях, предусмотренных законом, на решения специализированных трибуналов. Высокий суд рассматривает апелляции на решения окружных и магистратских судов в случае, если сумма иска превышает 50 000 SGD или есть соответствующее разрешение суда соответствующего уровня (окружного или магистратского). За Высоким судом закреплена функция общего надзора за судами судебной системы Сингапура в соответствии со статьями 23-28 Закона о Верховном суде.

Апелляционный суд рассматривает жалобы на любые решения по гражданско-правовым делам, вынесенным Высоким судом, а также на решения, вынесенные тем же судом по первой инстанции по уголовным делам.

Конституционный контроль в Сингапуре осуществляет Высокий суд, о чем свидетельствует статья 56А Закона о нижестоящих судах, согласно которой, если в ходе судебного разбирательства возникает вопрос о толковании нормы законодательства, в том числе и Конституции, суд, рассматривающий дело, вправе приостановить дело и направить соответствующий запрос в Высокий суд.

К нижестоящим судам, деятельность которых регулируется Законом о нижестоящих судах (Subordinate Courts Act, 1970), относятся окружные суды (District Courts), суды магистратов/мировые суды (Magistrates’ Courts), суды по делам несовершеннолетних/ювенальные суды (Juvenile Courts), коронерские суды/суды следователей (Coroners’ Courts), суды мелких исков (Small Claims Tribunals).

Окружные суды и суды магистратов рассматривают гражданско-правовые дела, подсудность которых определяется размером суммы спора. Так, магистратские суды рассматривают споры, не превышающие 60 000 SGD, окружные суды – до 250 000 SGD. По делам об уголовных преступлениях в соответствии со статьей 8 Уголовно-процессуального кодекса Республики Сингапур (Criminal Procedure Code, 2011) окружные суды вправе рассматривать дела о преступлениях, максимальный срок наказания по которым не превышает 10 лет, а также все уголовные дела, которые подсудны магистратским судам. Магистратские суды рассматривают уголовные дела, максимальный срок лишения свободы по которым не более 5 лет. В Сингапуре в качестве одного из видов наказания предусмотрены удары палками, при этом магистратский суд может назначить до 6 ударов палками, процедура применения урегулирована разделом 2 «Наказание ударами палками» (Sentence of caning) Уголовно-процессуального кодекса Сингапура.

Статья 55 Закона о нижестоящих судах устанавливает, что полномочия и подсудность Трибунала по делам несовершеннолетних определяется Законом о детях и молодых людях (Children And Young Persons Act, 1993). Согласно названному закону ребенком является лицо, не достигшее 14 лет, а молодым человеком – лицо, достигшее 14 лет, но не старше 16. Председателя Трибунала по делам несовершеннолетних назначает Президент. В соответствии со статьей 33 Закона о детях никто из лиц, установленных тем же законом, не может быть обвинён или осуждён за любое преступление помимо Трибунала по делам несовершеннолетних, за исключением дел, которые подсудны Высокому суду, по преступлениям, совершённым совместно с лицами, предусмотренными настоящим законом, и лицами, которые старше 16 лет.

Коронерский суд / суд следователя (Coroner’s Court) проводит расследования любых случаев, связанных со смертью человека, наступившей внезапно или не- естественным образом, имеются основания подозревать о насильственном её наступлении, а также, если неизвестны обстоятельства, при которых наступила смерть. В Законе о нижестоящих судах содержится бланкетная норма о регулировании полномочий суда коронера Уголовно-процессуальным кодексом.

Деятельность Трибуналов мелких исков регулируется Законом о судах мелких исков (Small Claims Tribunals Act, 1985). Названный трибунал рассматривает любые споры, возникающие на основании договора купли-продажи товаров или оказания услуг (т.н. потребительские споры), споры из причинения вреда имуществу, за исключением, если вред имуществу причинён вследствие использования транспортного средства. Срок исковой давности для обращения в Трибунал по мелким искам составляет один год.

Суды по семейным делам (Family Court), правовой статус которых определяется Законом о семейной юстиции (Family Justice Act, 2014), рассматривают дела, связанные с усыновлениями, разводами, разделом имущества супругов посредством проведения совместных конференций, процедур медиации.

В 1992 году была разработана и внедрена система Ночных судов (Night Courts), которые рассматривают дела о правонарушениях в сфере дорожного движения в понедельник и в четверг с 6 часов вечера. Данное нововведение было связано с большим количеством нарушений правил дорожного движения, которые рассматривались в рамках основной системы судов. Таким образом, Ночные суды были учреждены для того, чтобы облегчить доступ к правосудию работающей части населения. В вечернее время в Сингапуре работают два суда: Суд № 26, работающий с повестками и уведомлениями, которые представляются различными административными ведомствами, и Суд № 25, рассматривающий дела о нарушениях правил дорожного движения, которые представляются дорожной полицией.

Общественный трибунал (Community Court) Сингапура рассматривает дела, связанные с несовершеннолетними правонарушителями (от 16 до 18 лет), а также с правонарушителями, имеющими психические расстройства, разрешает споры между соседями, случаи насилия в семье и другие.

В Сингапуре осуществляют свою деятельность и иные специализированные квазисудебные органы, создание которых связано, прежде всего, с целью разгрузить основную ветвь судебной системы: Шариатский суд (Syariah Court), который дает разрешение на вступление в брак, а также на развод между сторонами, которые являются мусульманами или теми, кто состоит в браке в соответствии с положениями мусульманского права (Muslim Law); Трибунал по делам о дорожно-транспортных происшествиях, который рассматривает дела о дорожных происшествиях, направленные в трибунал дорожной полицией; Трибунал по авторским правам, который помогает урегулировать споры между владельцами авторских прав и пользователями авторских материалов; Трибунал по трудовым спорам, который разрешает споры между работодателями и работниками в случаях, когда они не могут быть решены путём медиации.