Оценка эффективности ответственности юридических лиц как одно из направлений партнерства государства и бизнеса в противодействии коррупции

Представляем для сведения статью Федорова Александра Вячеславовича, члена Правления, председателя Комиссии Ассоциации юристов России по противодействию коррупции, заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации, Заслуженного юриста Российской Федерации, кандидата юридических наук, профессора, опубликованную в Общероссийском научно-практическом правовом журнале № 12 (228) 2015 «Юридический мир».

 Оценка эффективности ответственности юридических лиц как одно из направлений партнерства государства и бизнеса в противодействии коррупции

 

  В Российской Федерации пар­тнерство государства и биз­неса в противодействии кор­рупции осуществляется в различных формах по трем основным направле­ниям: 1) профилактика коррупции, 2) борьба с коррупцией и 3) миними­зация и ликвидация последствий кор­рупционных деяний. Одной из таких форм является как непосредственное участие бизнес-структур, так и опосредованное — через различные не­коммерческие организации в разра­ботке законодательных решений в сфере противодействия коррупции и оценке правоприменительной прак­тики в этой области.

 

В частности, в настоящее вре­мя весьма актуальным является уча­стие бизнеса в оценке российского за­конодательства об ответственности юридических лиц, основанной на обе­спечении сочетания публичных инте­ресов и интересов бизнес-структур.

Указанного рода ответственность, как показывает мировой опыт, может быть гражданско-правовой, админи­стративной и уголовной.

В советский период истории на­шей страны последние два вида от­ветственности фактически не могли иметь места, ведь в условиях государ­ственной собственности на орудия и средства производства получалось бы, что государство наказывает само себя.

С переходом к рыночным отно­шениям ситуация кардинально из­менилась. Для регулирования этих отношений, создания здоровой кон­курентной среды объективно необ­ходимо использование помимо граж­данско-правовой и иных видов ответ­ственности.

Так, в связи с произошедшими глу­бокими социально-экономическими преобразованиями в Российской Фе­дерации введена административная ответственность юридических лиц за противоправные деяния, в том числе коррупционного характера.

Например, такого рода ответст­венность предусмотрена Кодексом об административных правонарушени­ях Российской Федерации (КоАП РФ) в ст. 19.28 «Незаконное вознаграж­дение от имени юридического ли­ца». При этом потенциал санкций КоАП РФ сопоставим с размерами со­ответствующих уголовных наказа­ний, а зачастую и превышает эти размеры.

Так, согласно ч. 3 ст. 19.28 КоАП РФ за незаконное вознаграждение в особо крупном размере для юридиче­ских лиц предусмотрен штраф в раз­мере стократной суммы денежных средств, незаконно переданных ли­бо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не ме­нее 20 миллионов рублей.

Практика привлечения юридиче­ских лиц к административной ответственности в Российской Федерации достаточно объемна. Только в 2014 г. федеральными судами общей юрис­дикции и мировыми судьями подвер­гнуто административным наказани­ям свыше 180 тыс. юридических лиц. Из них более чем на 152 тыс. юри­дических лиц наложены штрафные санкции. Средний размер штрафа, назначенного юридическим лицам, составил 399 тыс. рублей. В отноше­нии 20,3 тыс. юридических лиц на­значен такой вид административного наказания, как приостановление дея­тельности. В 2014 г. за незаконное вознаграждение от имени юридического лица по ст. 19.28 КоАП штраф нало­жен на 242 юридических лица, а сред­няя сумма штрафов по этой статье составила 1 млн 856 тыс.рублей.

     Столь значительные санкции, предусмотренные КоАП РФ и реали­зуемые судами и мировыми судьями, с точки зрения Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ), нашедшей отражение в решениях этого судеб­ного органа (Постановление ЕСПЧ от 20 сентября 2011 г. по делу «ОАО «Нефтяная компания ЮКОС» про­тив Российской Федерации. Жалоба № 14902/04), позволяют определять такого рода правонарушения юриди­ческих лиц как преступления и конста­тировать необходимость проведения расследования уголовно-правового характера по соответствующим де­лам. На необходимость такого рас­следования указывает и Определе­ние Конституционного Суда Россий­ской Федерации от 5 июня 2014 г. № 1308-О, согласно которому коррупционные правонарушения юридиче­ских лиц могут представлять общественную опасность, сопоставимую с общественной опасностью коррупционных преступлений, а в некоторых случаях и более высокую.

Несомненно, что уровень защи­ты прав юридических и физических лиц в уголовном процессе намного выше, чем в административном. Та­ким образом, перевод соответствую­щих дел в сферу уголовного процесса отвечает, как представляется, интере­сам бизнеса.

С дугой стороны, осуществле­ние уголовно-процессуальной дея­тельности по делам указанной катего­рии позволяет эффективнее бороться с коррупцией в условиях, когда «роль отдельного человека как преступни­ка отходит на второй план, юриди­ческое же лицо выдвигается на пе­редний план в качестве реального преступника, незаконно получающе­го денежные или иные выгоды от преступной деятельности», т.е. отвечает публичным интересам. Это, в частности, подтверждается тем, что уже бо­лее чем в 70 странах мира установлена уголовная ответственность юридиче­ских лиц. В том числе она установле­на и в большинстве стран, пережива­ющих, как и Российская Федерация, период перехода от социалистиче­ских к рыночным экономическим от­ношениям.

С учетом изложенного в рамках партнерства государства и бизнеса в противодействии коррупции, исходя из особенностей развития рыночных отношений в Российской Федерации и принимая во внимание национальные правовые традиции, представляется целесообразным рассмотреть следую­щие вопросы:

1. О производстве, как это име­ет место в ряде стран, по делам о

пра­вонарушениях юридических лиц в уголовно-процессуальном порядке.

2. О расширении видов админи­стративных санкций, применяемых к юридическим лицам.

3. Об эффективности сдерживающего воздействия административ­ной ответственности юридических лиц за коррупционные правонаруше­ния и целесообразности установле­ния за них уголовной ответственно­сти юридических лиц.

Только совместными усилиями государства и бизнеса можно опре­делить и нормативно закрепить наи­более эффективно работающие меха­низмы противодействия коррупции, связанные, в том числе, с установле­нием и реализацией ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения.

    Одной из площадок для такого рода обсуждения является Ассоци­ация юристов России. Созданная ею Комиссия по противодействию кор­рупции уже более года проводит изу­чение этих крайне актуальных для со­временной России вопросов и при­глашает к их обсуждению заинтересо­ванных представителей государствен­ных органов и бизнес-структур.