Представляем для сведения статью Федорова Александра Вячеславовича, члена Правления, председателя Комиссии Ассоциации юристов России по противодействию коррупции, заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации, Заслуженного юриста Российской Федерации, кандидата юридических наук, профессора, опубликованную в Общероссийском научно-практическом правовом журнале № 12 (228) 2015 «Юридический мир».
Оценка эффективности ответственности юридических лиц как одно из направлений партнерства государства и бизнеса в противодействии коррупции
В Российской Федерации партнерство государства и бизнеса в противодействии коррупции осуществляется в различных формах по трем основным направлениям: 1) профилактика коррупции, 2) борьба с коррупцией и 3) минимизация и ликвидация последствий коррупционных деяний. Одной из таких форм является как непосредственное участие бизнес-структур, так и опосредованное — через различные некоммерческие организации в разработке законодательных решений в сфере противодействия коррупции и оценке правоприменительной практики в этой области.
В частности, в настоящее время весьма актуальным является участие бизнеса в оценке российского законодательства об ответственности юридических лиц, основанной на обеспечении сочетания публичных интересов и интересов бизнес-структур.
Указанного рода ответственность, как показывает мировой опыт, может быть гражданско-правовой, административной и уголовной.
В советский период истории нашей страны последние два вида ответственности фактически не могли иметь места, ведь в условиях государственной собственности на орудия и средства производства получалось бы, что государство наказывает само себя.
С переходом к рыночным отношениям ситуация кардинально изменилась. Для регулирования этих отношений, создания здоровой конкурентной среды объективно необходимо использование помимо гражданско-правовой и иных видов ответственности.
Так, в связи с произошедшими глубокими социально-экономическими преобразованиями в Российской Федерации введена административная ответственность юридических лиц за противоправные деяния, в том числе коррупционного характера.
Например, такого рода ответственность предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) в ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица». При этом потенциал санкций КоАП РФ сопоставим с размерами соответствующих уголовных наказаний, а зачастую и превышает эти размеры.
Так, согласно ч. 3 ст. 19.28 КоАП РФ за незаконное вознаграждение в особо крупном размере для юридических лиц предусмотрен штраф в размере стократной суммы денежных средств, незаконно переданных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее 20 миллионов рублей.
Практика привлечения юридических лиц к административной ответственности в Российской Федерации достаточно объемна. Только в 2014 г. федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями подвергнуто административным наказаниям свыше 180 тыс. юридических лиц. Из них более чем на 152 тыс. юридических лиц наложены штрафные санкции. Средний размер штрафа, назначенного юридическим лицам, составил 399 тыс. рублей. В отношении 20,3 тыс. юридических лиц назначен такой вид административного наказания, как приостановление деятельности. В 2014 г. за незаконное вознаграждение от имени юридического лица по ст. 19.28 КоАП штраф наложен на 242 юридических лица, а средняя сумма штрафов по этой статье составила 1 млн 856 тыс.рублей.
Столь значительные санкции, предусмотренные КоАП РФ и реализуемые судами и мировыми судьями, с точки зрения Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ), нашедшей отражение в решениях этого судебного органа (Постановление ЕСПЧ от 20 сентября 2011 г. по делу «ОАО «Нефтяная компания ЮКОС» против Российской Федерации. Жалоба № 14902/04), позволяют определять такого рода правонарушения юридических лиц как преступления и констатировать необходимость проведения расследования уголовно-правового характера по соответствующим делам. На необходимость такого расследования указывает и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2014 г. № 1308-О, согласно которому коррупционные правонарушения юридических лиц могут представлять общественную опасность, сопоставимую с общественной опасностью коррупционных преступлений, а в некоторых случаях и более высокую.
Несомненно, что уровень защиты прав юридических и физических лиц в уголовном процессе намного выше, чем в административном. Таким образом, перевод соответствующих дел в сферу уголовного процесса отвечает, как представляется, интересам бизнеса.
С дугой стороны, осуществление уголовно-процессуальной деятельности по делам указанной категории позволяет эффективнее бороться с коррупцией в условиях, когда «роль отдельного человека как преступника отходит на второй план, юридическое же лицо выдвигается на передний план в качестве реального преступника, незаконно получающего денежные или иные выгоды от преступной деятельности», т.е. отвечает публичным интересам. Это, в частности, подтверждается тем, что уже более чем в 70 странах мира установлена уголовная ответственность юридических лиц. В том числе она установлена и в большинстве стран, переживающих, как и Российская Федерация, период перехода от социалистических к рыночным экономическим отношениям.
С учетом изложенного в рамках партнерства государства и бизнеса в противодействии коррупции, исходя из особенностей развития рыночных отношений в Российской Федерации и принимая во внимание национальные правовые традиции, представляется целесообразным рассмотреть следующие вопросы:
1. О производстве, как это имеет место в ряде стран, по делам о
правонарушениях юридических лиц в уголовно-процессуальном порядке.
2. О расширении видов административных санкций, применяемых к юридическим лицам.
3. Об эффективности сдерживающего воздействия административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения и целесообразности установления за них уголовной ответственности юридических лиц.
Только совместными усилиями государства и бизнеса можно определить и нормативно закрепить наиболее эффективно работающие механизмы противодействия коррупции, связанные, в том числе, с установлением и реализацией ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения.
Одной из площадок для такого рода обсуждения является Ассоциация юристов России. Созданная ею Комиссия по противодействию коррупции уже более года проводит изучение этих крайне актуальных для современной России вопросов и приглашает к их обсуждению заинтересованных представителей государственных органов и бизнес-структур.