Обзорный материал по функционированию органов военной юстиции иностранных государств

Предлагаем для ознакомления обзорный материал по функционированию органов военной юстиции в Российской Федерации, Турции, Канаде, Финляндии, Германии, в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, в Соединенных Штатах Америки.

Обзорный материал

            В данном обзорном материале содержатся изученные и обобщённые особенности работы органов военной юстиции иностранных государств.

Российская Федерация

Военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ.

Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации».

Военные суды в пределах своих полномочий рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.

В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В том случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Высшим судебным органом для военных судов, согласно статье 10 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», является Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ.

Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает:

- в первой инстанции: дела об оспаривании нормативных и ненормативных актов Президента Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы; дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам;

- в апелляционной инстанции дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;

- в кассационной инстанции дела по жалобам и представлениям: на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения, постановления гарнизонных военных судов и на определения окружных (флотских) военных судов, если они обжаловались в кассационном порядке в президиумы окружных (флотских) военных судов; а также на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, если они не были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном порядке, и на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов.

Кроме того, судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений окружных (флотских) военных судов.

Окружной военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей и действует на определённых федеральным законом территориях одного или нескольких субъектов Федерации, на которых дислоцируются воинские части и учреждения Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы по административным делам, гражданским делам и уголовным делам.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские и административные дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесённые к компетенции данного военного суда Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, и дела по административным исковым заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам.

Окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных законом, рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Кроме того, окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.

Президиум окружного военного суда, действующий в составе председателя, его заместителя и других судей соответствующего окружного (флотского) военного суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации, рассматривает гражданские, административные, уголовные дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, на решения, приговоры, определения, постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции, а также по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении приговоров, определений и постановлений, принятых гарнизонными военными судами по уголовным делам и вступивших в законную силу.

Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, других судей и действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов.

Гарнизонный суд в пределах, установленных Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации», рассматривает в первой инстанции не отнесённые федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к подсудности Судебной коллегии по делам военнослужащих или окружного (флотского) военного суда гражданские, административные и уголовные дела, а также материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Кроме того, гарнизонный военный суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским и административным делам, принятых им и вступивших в законную силу.

Турция

Военная юстиция осуществляется военными судами и военно-дисциплинарными судами. Эти суды имеют полномочия привлекать военнослужащих за воинские преступления, за правонарушения, совершённые ими против других военнослужащих или в зонах военных действий, а также за правонарушения, связанные с военной службой и воинскими обязанностями.

Военные суды также имеют полномочия привлечения к ответственности невоенных людей за воинские преступления, указанные в специальном законе, а также за правонарушения, совершённые при выполнении их обязанностей, указанные в законе, или против военнослужащих в зонах военных действий, указанные в законе.

Преступления и лица, подпадающие под юрисдикцию военных судов во время войны или военного положения, их структура и назначение при необходимости в военные суды судей и прокуроров судов общей юрисдикции регулируются законом.

Организация военных судов, их функции, персональное делопроизводство в отношении военных судей, взаимоотношения военных судей, выполняющих обязанности военных прокуроров, с командованием, при которых они созданы, регулируются законом в соответствии с принципами независимости судов и обеспечения гарантий и безопасности судей и в соответствии с требованиями военной службы. Отношения между военными судьями и командованием, под юрисдикцией которого они находятся согласно требованиям военной службы, кроме судебных функций, определяются законом.

Высший военный апелляционный суд – последняя инстанция по рассмотрению и разрешению дел, рассмотренных военными судами. Он также является первой и последней инстанцией для определённых дел, указанных в законе, в отношении военнослужащих.

Члены Высшего военного апелляционного суда назначаются Президентом Республики из числа трех кандидатов, выдвинутых на каждое вакантное место полным собранием Высшего военного апелляционного суда из числа военных судей первого класса тайным голосованием и абсолютным большинством от общего числа членов.

Председатель, Главный прокурор, заместитель председателя и главы подразделений Высшего военного апелляционного суда назначаются согласно разряду и званию из числа членов Высшего военного апелляционного суда.

Структура, функционирование Высшего военного апелляционного суда, а также вопросы дисциплины и персонала, касающиеся членов суда, регулируются законом в соответствии с принципами независимости судей и обеспечения гарантий судей, а также требованиями военной службы.

Высший военный административный апелляционный суд является первой и последней инстанцией, осуществляющей судебный надзор за спорами, возникающими в результате административных действий и действий, касающихся военнослужащих или военной службы, даже если эти действия и акты были выполнены гражданскими властями. Однако при спорах, являющихся результатом исполнения военных обязательств, не требуется никаких условий, чтобы причастное лицо являлось военнослужащим.

Члены Высшего военного административного апелляционного суда назначаются Президентом Республики: военные судьи из числа трех кандидатов, выдвинутых на каждое вакантное место председателем и членами суда из военных судей первого класса тайным голосованием и абсолютным большинством от общего числа членов; члены суда, не являющиеся военными судьями, назначаются из числа трех кандидатов, выдвинутых на каждое вакантное место начальника Генерального штаба из числа должностных лиц, соответствующих первому разряду и квалификации, указанной в законе. Срок полномочий членов суда, не являющихся военными судьями, не может превышать четыре года.

Председатель, Главный прокурор и главы подразделений суда назначаются из числа военных судей согласно разряду и званию. Структура, функционирование Высшего военного административного апелляционного суда, процедуры, дисциплинарные и другие вопросы, касающиеся статуса его членов, регулируются законом в соответствии с принципами независимости судей и обеспечения гарантий судей в пределах требований военной службы.

            Военные суды учреждаются Министерством национальной обороны в составе двух военных судей и одного офицера. В судебном расследовании дел принимает участие военный прокурор или его помощник. Военно-дисциплинарные суды при необходимости учреждаются командирами полков и выше в составе председателя – военного судьи и двух офицеров соответствующего ранга. В период действия чрезвычайного или осадного положения по рекомендации Министерства национальной обороны правительством учреждаются военные суды чрезвычайного положения. Эти суды могут функционировать и после отмены чрезвычайного положения – для завершения возбуждённых уголовных дел.

Канада

Все войска Канадских вооруженных сил (ВС) (то есть Королевские ВМС Канады, Канадская армия, Королевские ВВС Канады, Канадское командование совместных операций, и Канадское командование войск специального назначения) в основном регулируются Законом о национальной обороне (ЗНО). Статья 12 ЗНО дает право генерал-губернатору Канады издавать распоряжения и приказы от имени Королевы (распоряжения и приказы), которые являются подзаконными нормативными актами, имеющими силу закона. Поскольку принцип delegatusnonpotestdelegare (уполномоченный не может передавать свои полномочия) не закреплён в Канаде, распоряжения и приказы предоставляют право другим военным чиновникам издавать приказы, имеющие аналогичный, но не равный статус. Эти правовые акты можно найти в административных приказах ВС Канады и административных приказах и директивах, касающихся обороны (CanadianForcesAdministrativeOrders andDefenceAdministrativeOrdersandDirectives); они используются в качестве руководства для властей в рамках ВС для регулирования насущных вопросов ВС.

Генеральный консультант (ГК) возглавлял канадскую военную правовую службу ещё до Первой мировой войны. Служба даёт истолкование собственных внутренних правил Канадских вооруженных сил и дисциплинарного кодекса, международного и гуманитарного права, а также военного кодекса (например, Женевских конвенций). В канадской практике боевые действия являются строго регулируемой обстановкой, а военные юристы являются важной частью планирования, которое входит в сферу оперативных решений. Военно-юридический центр на базе Королевского военного колледжа Канады, в котором работают военные юристы, осуществляет контроль образования офицеров и военнослужащих по юридическим вопросам, подготовки военных юристов и даёт консультации официальной Оттаве по вопросам политики и военной доктрины. Юридическое образование интегрировано в подготовку, которую проходят члены ВС.

Финляндия

Юрисдикция

Финский военный закон касается служащих Оборонительных сил Финляндии и Пограничной охраны Финляндии. Военная юрисдикция распространяется на всех военных: призывников, студентов, проходящих подготовку для получения оплачиваемой военной должности, женщин, служащих добровольно, и военнослужащих. Тем не менее, военные капелланы не подпадают под уголовную юрисдикцию военных судов. Резервисты подпадают под военную юрисдикцию при добровольном или недобровольном призыве. Гражданин подпадает под военную юрисдикцию с того момента, когда он прибывает для прохождения службы или обязан прибыть для прохождения службы, и продолжает находиться под военной юридикцией до его отстранения от службы или в случае срочной службы, его выхода в отставку с военной службы. Во время войны гражданские лица, служащие в Силах обороны или в гражданских учреждениях, которые были созданы под руководством Сил обороны, также подпадают под военную юрисдикцию. Вражеские военнопленные на время своего заключения подпадают под финскую военную юрисдикцию.

Военные преступления

Как и в Германии, лица, на которых распространяется военная юрисдикция, подпадают под обычное гражданское уголовное право. Военные преступления, согласно глава 45 Уголовного кодекса, распространяются на те преступления, которые могут совершаться только военными. Наиболее важными из них являются различные виды «должностных преступлений» (palvelusrikos), которые включают в себя добровольное и халатное неисполнение приказов и норм, «преступление, совершённое на границе» (vartiorikos), охватывает любой проступок во время прохождения службы на государственной границе: отсутствие без разрешения (финский: luvaton poissaolo), дезертирство (финский: sotilaskarkuruus), различные формы неповиновения старшим по званию, случаи злоупотребления старших по званию своим служебным положением и поведение, недостойное военнослужащего (финский: sotilalle sopimaton käyttäytyminen). Другие преступления подпадают под другие главы УК Финляндии.

Военные обладают полномочиями расследовать собственно военные преступления, а также ряд других преступлений, которые были специально перечислены как подпадающие под военную юрисдикцию. К ним относятся, например, различные виды убийства, нападение, кража, мошенничество, подделка документов, компьютерный взлом и незаконное разглашение секретной информации. Однако они подпадают под военную юрисдикцию, только если преступление было совершено в отношении другого военнослужащего или против Сил обороны.

В отличие от других преступлений военные преступления, совершённые в мирное и военное время, предусматривают отдельные пределы назначения наказания. Во время войны преступления имеют значительно большие пределы наказаний, и, если преступление подвергает опасности воинскую часть, назначается наказание выше высшего предела. Например, дезертирство несёт в мирное время наказание в виде дисциплинарного наказания или лишения свободы до одного года. В военное время дезертирство влечёт за собой обязательное тюремное заключение на срок не более четырех лет и, если преступление подвергло особенной непосредственной опасности воинскую часть, лишение свободы на срок от 1 до 10 лет.

Если военные обладают юрисдикцией в отношении обычного преступления, а наказанием за преступление служит штраф, дисциплинарное взыскание может быть наложено вместо штрафа как в случаях упрощенного судопроизводства, так и в судах общей юрисдикции.

Расследование и привлечение к дисциплинарной ответственности

Когда преступление подпадает под военную юрисдикцию, оно обычно расследуется собственным подразделением военнослужащих. В ходе такого расследования начальник военнослужащих и командир роты имеют право задержать подозреваемого. Командир батальона и сотрудники военной полиции также имеют право арестовать подозреваемого и провести обыски на территории воинской части.

Если командир роты или его начальник подозревают, что преступление является более тяжким и требует профессионального расследования, они могут направить дело в Штаб оборонительных сил для проведения расследования. Штаб оборонительных сил в дополнение к праву производить арест наделён правом использовать почти все другие меры, которые доступны финской полиции. Если Штабу оборонительных сил требуется использование более расширенных следственных мер (например, прослушивание телефонных разговоров, использование внедрённых агентов или проникновение в компьютерную систему), он может либо попросить полицию принять эти меры, либо передать дело в полицию по согласованию лица, проводящего расследование, с полицией. Если полиция сочтет это необходимым, она всегда может принять дело к своему производству.

В пограничной службе в дополнение к регулярным правоохранительным полномочиям Штаб пограничной службы имеет тот же внутренний правоохранительный орган, что и Штаб оборонительных сил.

Когда расследование завершено, дело направляется на рассмотрение командиру роты или сержанту или его начальнику. После заслушивания подозреваемого рассматривающий дело офицер либо признаёт подозреваемого невиновным, либо назначает соответствующее наказание в пределах, предусмотренных его званием:

·                    Сержант-майор роты: личное предупреждение, до 3 внеочередных нарядов (только в отношении призывников и принудительно призванных резервистов);

·                    Командир роты: личное предупреждение, до 5 внеочередных нарядов, до 10 дней ареста, публичный письменный выговор (финский: varoitus);

·                    Командир батальона и выше: до 15 дней заключения;

·                    Командир бригады и его начальники: всё вышеперечисленное и до 30 дисциплинарных взысканий (1 дисциплинарное взыскание равняется 1/5 индивидуального ежедневного совокупного дохода, а в отношении призывников – минимум 1 суточному пособию призывника).

В мирное время профессиональным солдатам (за исключением некоторых солдат, задействованных в международных миссиях) может быть назначено дисциплинарное наказание только в виде письменного выговора или штрафа.

Если офицер считает, что его полномочия не позволяют ему наложить достаточное наказание, он передает дело старшему по званию офицеру. Если командир бригады понимает, что он не может наложить достаточное наказание, он передает дело прокурору, который возбуждает уголовное преследование в суде общей юрисдикции. Если военнослужащий посчитает наказание несправедливым, он может обжаловать его командиру бригады. Решение командира бригады может быть обжаловано в окружной суд в течение семи дней. Тем не менее, подача апелляции не предотвращает исполнения наказания.

Судебное производство и апелляции

Военные преступления, которые направляются в суд, рассматриваются судами общей юрисдикции, в которых работают военнослужащие. Окружной суд состоит из опытного гражданского судьи и двух военнослужащих. Один из них является офицером, а другой – прапорщиком, унтер-офицером или рядовым. В апелляционном суде во время рассмотрения уголовных дел в качестве первой инстанции в отношении офицеров в звании не ниже майора принимает участие офицер в звании не ниже майора. Военные преступления в Верховном Суде Финляндии рассматриваются двумя офицерами в звании не ниже полковника. Эти судьи не назначаются для рассмотрения конкретного дела, а выполняют свои обязанности в течение двух лет. Военные судьи окружного суда назначаются апелляционным судом по ходатайству командующего финской армии. Военные судьи апелляционных судов назначаются Министерством юстиции по ходатайству Министерства обороны. Военные судьи Верховного Суда назначаются Президентом Финляндии.

Осуждённые за совершение военных преступлений отбывают наказания в невоенных тюрьмах. Исключение составляет дисциплинарный арест, который может быть вынесен в виде заключения сроком до 30 дней и приводится в исполнение в местах лишения свободы гарнизона арестанта.

Если военнослужащий занимает постоянную или временную оплачиваемую должность в качестве государственного военнослужащего (sotilasvirkamies), так, как это делают другие офицеры и унтер-офицеры регулярной армии, он будет приговорён к увольнению (viraltapano) в дополнение к другим наказаниям, если он приговорён за военное или гражданское преступление к более чем двум годам лишения свободы, при отсутствии смягчающих обстоятельств. Если приговором является пожизненное лишение свободы, увольнение является обязательным. Суд также может вынести решение об увольнении и при более коротком тюремном заключении, если преступление показывает, что данное лицо является непригодным для государственной службы.

Если военный больше не находится на службе, упрощённый дисциплинарный регламент не может применяться, а военные уже не обладают какой-либо властью правоохранительных органов по данному вопросу. В таких случаях дело бывшего военнослужащего не расследуется военной полицией, но рассматривается судом с военными судьями. В качестве приговора не могут быть использованы дисциплинарные взыскания. Вместо дисциплинарного взыскания выносится решение об удержании ежедневного дохода. Как правило, это касается случаев, когда резервист не возвращается после обязательной переподготовки или призывник после совершения преступления признан непригодным к службе по медицинским показаниям или по соображениям безопасности.

Административное взыскание

В дополнение к увольнению по решению суда Оборонительные силы и Пограничная служба имеют возможность в административном порядке прекратить службу военнослужащего, если лицо занимает оплачиваемую должность. Это может произойти, даже если уголовное дело не возбуждено. В Силах обороны профессиональный военнослужащий может также быть в административном порядке отстранён от службы на срок от 1 до 6 месяцев. Подобно государственным военнослужащим лица, проходящие службу в силах международной миссии, могут быть в административном порядке освобождены от должности командиром финского контингента. Призывник или резервист не может быть отправлен в отставку, но их служба может быть приостановлена командиром бригады, если они подозреваются в совершении преступления, способного поставить под угрозу безопасность других. После этого военнослужащий может быть объявлен непригодным к службе окружным отделением оборонительных сил по соображениям безопасности.

В качестве исключения из принципа, гласящего, что военная юрисдикция касается только военнослужащих, Уголовный кодекс предусматривает лишение воинского звания. Любое лицо, приговорённое к тюремному заключению сроком от двух лет или к лишению свободы на любой срок за преступление, связанное с изменой (в частности, преступления, предусмотренные в главах 11 и 12 Уголовного кодекса: например, шпионаж, государственная измена и связанные с ними преступления), также подлежит лишению воинского звания. Таким образом, не только военнослужащие, находящиеся на действительной военной службе, но и военные в отставке, резервисты и лица, которые слишком стары для резерва, могут быть лишены военного звания за невоенные преступления.

Статистика

Военные преступления являются довольно распространённым явлением в Финляндии. Отчасти это связано с тем, что планка преступности была установлена сознательно низко. Преступление об отсутствии без разрешения совершается солдатом, который даже на минуту задержался, а малейшее умышленное или халатное невыполнение действующего приказа или нормы составляет квалифицирующие признаки служебного преступления. Законодатель целенаправленно предоставил военным командирам правовые инструменты для поддержания дисциплины путём наказания даже незначительных проявлений отсутствия дисциплины, если они считают это необходимым. С другой стороны, назначение чрезвычайных неофициальных наказаний не поощряется.

Число военных преступлений в год превышает 4000. Абсолютное большинство из них решается упрощёнными способами, т.е. с помощью наказаний, налагаемых офицерами. Только около 250 военных преступлений в год в конечном итоге доходит до окружных судов. Число апелляций ничтожно мало. В 2014 году апелляционные суды рассмотрели в общей сложности всего 5 военных уголовных дел.

Германия

Служащие любой ветви Бундесвера, ВС Германии подпадают под общую юрисдикцию, при этом все гражданские законы распространяются и на военнослужащих, если иное не указано.

Немецкая конституция в Статье 96 II предоставляет федеральному правительству право создавать военные суды при особых обстоятельствах: во время войны, за пределами Германии или на немецком судне, –  действующие под руководством профессионального судьи и только в отношении служащих Бундесвера. На самом деле такие законы так и не были приняты. Вместо этого военнослужащие, подозреваемые в совершении преступлений, совершённых за границей, подпадают под юрисдикцию окружного прокурора города Потсдам. Причина заключается в том, что там находится оперативный штаб (Einsatzführungskommando).

Тем не менее, существуют многочисленные законы, касающиеся только солдат, которые освещают их особый статус, их права и обязанности. Военный уголовный кодекс (Wehrstrafgesetz) распространяется на солдат путём расширения уголовного кодекса (Strafgesetzbuch) на преступления, которые могут быть совершены только на военной службе: общие правонарушения (такие, как дезертирство, незаконное использование оружия и пр.), а также преступления, которые касаются военной иерархии (например, мятеж или злоупотребление служебным положением).

Правоприменение внутри любой ветви осуществляется военной полицией (Feldjäger). При расследовании работа прокурора эквивалентна работе полиции по невоенным вопросам. В случаях, в которых задействованы как гражданские, так и военные (на немецкой территории), невоенная и военная полиции сотрудничают. В чрезвычайных ситуациях невоенная полиция имеет право поддерживать порядок до момента прибытия военной полиции.

Солдаты, которые нарушают военные правила, также могут получить штрафные санкции в виде несудебных наказаний или, в тяжёлых случаях, судебных наказаний, которые выносит особый тип судов. Этот регламент определяется военным дисциплинарным кодексом (Wehrdisziplinarordnung, ВДК). Обратите внимание, что ВДК описывает, как действовать в случаях правонарушений, которые (ещё) не включены в Военный уголовный кодекс, но явно являются нарушением военных норм. Командир воинской части, являющийся непосредственным начальником, который выступает в качестве первичного дисциплинарного распорядителя, имеет исключительное право выбора: несудебное наказание (например, штраф, комендантский час, арест сроком до 7 дней), передача для вынесения решения следующему по званию офицеру воинской части (тогда арест может быть продлен до 21 дня) или созыв военного суда (Truppendienstgericht), который имеет право выносить более серьезные наказания (например, лишение воинского звания и сокращение заработной платы сроком до 5 лет). Судьей такого суда является гражданский судья, двое военных офицеров присутствуют при рассмотрении каждого такого случая и выступают в качестве консультантов судьи.

В Германии нет федеральных или военных тюрем. Если солдат приговорён к тюремному заключению на срок до 6 месяцев, то он отбывает наказание на территории своей воинской части. Он остается под арестом, но в то же время он продолжает службу в своём подразделении, если суд не наложит дополнительных ограничений. В противном случае солдаты отбывают наказание в невоенных государственных тюрьмах. В случае, если солдат приговорён к тюремному заключению сроком на 1 год или больше (6 месяцев или больше в случае взяточничества), он будет уволен из вооруженных сил.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

Механизмы установления справедливости в Вооруженных силах Соединённого Королевства восходит много веков назад к военному кодекс, созданному несколько веков назад. В конце 19-го века он был добавлен в ежегодный Закон армии и воплощён в Законе о военной дисциплине. Закон о ВВС был добавлен в 1918 году. В 1966 году после введения пятилетнего Закона о ВС начался процесс гармонизации. Закон о ВС 2006 года заменил три отдельных закона о военных службах и более раннюю редакцию Закона о ВС и регулирует деятельность всех вооруженных сил. В предыдущее десятилетие Европейская конвенция о правах человека (ЕКПЧ) оказывала значительное влияние на управление военной юстиции, в частности указала на необходимость независимой системы военных судов. Тем не менее, основной предпосылкой системы военного правосудия является то, что дисциплина остается приоритетом для военных командиров.

Закон о ВС 2006 года завершил гармонизацию закона о военной службе и вступил в силу 1 ноября 2009 года. Руководство о его применении и смежные вопросы содержатся в Руководстве к закону о военной службе. Одним из факторов, мотивирующих внести изменения в законодательство, объединив дисциплинарные законы вооруженных сил, является тенденция к операциям и оборонительным организациям, рассчитанным на три рода войск. В нём идёт речь о военных преступлениях, гражданских правонарушениях, совершённых при некоторых обстоятельствах, правонарушениях со стороны гражданских лиц, связанных с ВС или с ВС за рубежом (в том числе и членами семьи), праве командира рассматривать дела в ускоренном порядке, Военном суде, Гражданском военном суде, тюремном заключении и апелляции. Закон также создает должность Начальника военной прокуратуры.

Осуществление упрощённого судопроизводства офицером является центральным элементом, приемлемым в рамках ЕСПЧ, поскольку обвиняемый всегда имеет право выбрать судебное разбирательство военным судом. Большинство дел рассматриваются в упрощённом порядке. Как правило, подполковником или офицером аналогичного звания, однако офицер может передать некоторые полномочия, касающиеся упрощённого судопроизводства, нижестоящему по званию. Самый старший по званию начальник командира может менять полномочия командира, касающиеся упрощенного судопроизводства. Подразумевается, что каждый человек, подчиняющийся закону о военной службе, должен иметь командира, а командир – подчиняться вышестоящему органу.

Военная судебная система возглавляется Генеральным судьёй-адвокатом, который является гражданским лицом и входит в состав Министерства юстиции.

Административный регламент позволяет уволить военнослужащего за неудовлетворительное поведение способом, аналогичным принятому для гражданских служащих. Они также позволяют офицеру в любом звании назначить внеочередные дежурства или аналогичное наказание подчинённому за незначительные нарушения. С введением этого регламента значительно сократилось число дел, рассматриваемых в порядке упрощённого судопроизводства.

Соединенные Штаты Америки

Конституция Соединенных Штатов узаконила создание системы военной юстиции. Статья I, Раздел 8 предоставляет право Конгрессу США «устанавливать правила для управления и регулирования сухопутных и морских сил». Впервые конгресс установил эти правила в 1806 году в виде Военного кодекса. Военное правосудие во время американской гражданской войны управлялось Кодексом Либера 1863 года. Военный кодекс был заменён в 1951 году Единым кодексом военной юстиции (ЕКВЮ).

ЕКВЮ является федеральным законом, который можно найти в Разделе 10 Кодекса США (Глава 47) и который осуществляется Руководством по военным судам, правительственным распоряжением, изданным президентом Соединенных Штатов Америки в качестве главнокомандующего ВС Соединенных Штатов. Приговоры военно-полевого суда Соединенных Штатов могут быть обжалованы через военные апелляционные суды в Апелляционный суд Соединенных Штатов по делам военнослужащих (CAAF), Федеральный апелляционный суд, состоящий из пяти гражданских судей, назначаемых президентом Соединенных Штатов. Решения CAAF подлежат непосредственному рассмотрению Верховным Судом Соединенных Штатов.

 

Преступления, охватываемые ЕКВЮ, включают преступления, относящиеся к понятию «серьезные преступления и проступки», а это распространяется на должностных лиц и включает в себя ложное показание под присягой, злоупотребление служебным положением, взяточничество, запугивание, неправильное использование активов, неспособность осуществлять контроль, халатность, недостойное поведение и отказ подчиняться законному приказу. ЕКВЮ также включает в себя обычные преступления, но, возможно, со стандартами доказательства и наказаниями, отличными от применимых в отношении гражданских лиц, основываясь на том, что от военнослужащих, принявших присягу, ожидается большее. Многие из используемых терминов в ЕКВЮ восходят к времени написания кодекса.