Суд – территория, на которой царит закон

 

В 2018 году в законодательстве Донецкой Народной Республики произошли значимые для судебной системы изменения. Вступили в силу законы «О судебной системе Донецкой Народной Республики», «О статусе судей» и Уголовно-процессуальный кодекс Донецкой Народной Республики.

Принятие Закона «О судебной системе Донецкой Народной Республики» повлекло за собой определённые изменения в структуре судебной системы Донецкой Народной Республики. О переменах, связанных с обеспечением доступа к правосудию и защите прав и свобод каждого, а также об итогах работы судебной системы за первое полугодие 2019 года рассказал Председатель Верховного Суда Донецкой Народной Республики А.В. Ким.

 

Дополнительные гарантии вынесения законного судебного решения

 

 – Еще недавно мы отмечали новогодние праздники, но время настолько быстротечно, что не успеваешь оглянуться, а на пороге начало августа, и можно подвести итоги деятельности судебной системы за первое полугодие 2019 года с учётом того, что Апелляционная палата Верховного Суда уже работает в полную силу. Что нового появилось в деятельности судебной системы Донецкой Народной Республики в этот период?  

– Да, действительно, еще недавно мы только обсуждали приоритетную задачу 2019 года – создание Апелляционной палаты Верховного Суда –  что должно было повысить качество отправления правосудия, ускорить рассмотрение судебных дел, разгрузить надзорную инстанцию, и вот уже подводим предварительные итоги работы судебной системы и Апелляционной палаты Верховного Суда как её составляющей  за первое полугодие 2019 года.

Могу сказать, что проделана существенная работа для того, чтобы оптимально организовать многоступенчатую судебную систему, создав дополнительные гарантии вынесения законного судебного решения, подразумевающего защиту и восстановление прав и свобод человека и гражданина.

Чтобы реализовать нормы Закона «О судебной системе Донецкой Народной Республики», 6 января 2019 года мною были подписаны приказы «Об утверждении Временного порядка осуществления гражданского судопроизводства» и «Об утверждении Временного порядка осуществления арбитражного судопроизводства». Необходимость в этом была обусловлена тем, что ранее действующими нормативными правовыми актами Верховного Суда не предусматривалось применение судами Донецкой Народной Республики норм Гражданского процессуального кодекса Украины и Хозяйственного процессуального кодекса Украины, регламентирующих пересмотр в апелляционном порядке не вступивших в законную силу судебных решений по гражданским и арбитражным делам. Указанные документы позволили устранить озвученный пробел в правовом регулировании правоотношений, связанных с апелляционным обжалованием не вступивших в законную силу судебных решений по гражданским и арбитражным делам, а также конкретизировать перечень норм Гражданского процессуального кодекса Украины и Хозяйственного процессуального кодекса Украины, применяемых судами Донецкой Народной Республики в связи с началом работы апелляционной инстанции и изменениями в деятельности суда кассационной инстанции.

В уголовном судопроизводстве, в связи с принятием Народным Советом и вступлением в силу Уголовно-процессуального кодекса Донецкой Народной Республики, изменились процедуры обжалования и опротестования судебных решений по уголовным делам. На данный момент предусмотрена возможность апелляционного и кассационного обжалования судебных решений, а также пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу, в порядке исключительного производства.

 

 Все-таки нельзя не отметить, что, несмотря на определённую положительную тенденцию в принятии нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность судебной системы, большинство необходимых для нормального функционирования судебной системы нормативных правовых актов ещё не принято…

– Действительно, это так, что значительно усложняет нашу работу. Ведь Верховным Судом ведётся работа по подготовке и внесению в Народный Совет проектов законов, призванных разрешить пробелы в правовом регулировании судебной ветви власти. Дело в том, что в силу конституционных предписаний Верховный Суд наделён правом законодательной инициативы, разумеется, по вопросам, отнесённым к его компетенции. Начиная с этапа становления судебной системы Республики Верховным Судом разработан пакет законопроектов, направленных на функционирование и дальнейшее развитие судебной системы в переходный период: «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики», «О судах общей юрисдикции Донецкой Народной Республики», «О статусе судей», «О судебной системе Донецкой Народной Республики», «О государственной судебной пошлине», «Об арбитражных судах Донецкой Народной Республики», «О судебно-экспертной деятельности», «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», «О народных заседателях», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Донецкой Народной Республике», «О Судебном департаменте при Верховном Суде Донецкой Народной Республики», проект Кодекса об административных правонарушениях Донецкой Народной Республики, проект Арбитражного процессуального кодекса Донецкой Народной Республики, проект Гражданского процессуального кодекса Донецкой Народной Республики, проект закона «Семейный кодекс Донецкой Народной Республики».

Часть законопроектов, разработанных Верховным Судом, уже принята и действует на территории Республики.

В настоящее время в Народном Совете находятся на рассмотрении наши законопроекты «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики» и «О Судебном департаменте при Верховном Суде Донецкой Народной Республики», призванные на законодательном уровне разрешить вопросы организации деятельности и полномочий Верховного Суда Донецкой Народной Республики, а также правового статуса и компетенции Судебного департамента при Верховном Суде (как отдельного юридического лица) по организационному, финансовому и техническому обеспечению судов общей юрисдикции.

Кроме того, на рассмотрении Народного Совета находится проект Семейного кодекса Донецкой Народной Республики, разработанный Верховным Судом на базе Научно-консультативного совета при Верховном Суде, в состав которого входят судьи Верховного Суда, учёные и специалисты в области права. В настоящее время вышеуказанные законопроекты находятся на стадии предоставления министерствами и ведомствами своих заключений.

Также на базе Комитета Народного Совета Донецкой Народной Республики по гражданскому и арбитражному законодательству была создана рабочая группа, в состав которой вошли судьи Верховного Суда Республики. Она занимается разработкой проектов Гражданского и Арбитражного процессуального кодексов, призванных регламентировать порядок осуществления правосудия по гражданским и арбитражным делам.

Как и полагается во всем мире, наши законодательные инициативы очень тесно связаны с проблемами в реализации правовых предписаний, которые выявляются судьями во время судебного рассмотрения конкретных дел и находят своё дальнейшее отражение в разрабатываемых Верховным Судом законопроектах. К примеру, Верховным Судом был подготовлен проект закона «О внесении изменений в некоторые законы Донецкой Народной Республики», который разрешает сразу несколько актуальных для судебной системы проблем. В частности, указанным проектом вносились изменения в Закон «О судебном сборе» с целью установления ставок судебного сбора при подаче апелляционной жалобы.

 

 Но давайте вернемся к нашему вопросу о том, что нового появилось в судебной системе…

– Пожалуй, необходимо отметить то, как изменилась процедура рассмотрения судами жалоб на постановления органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также дел об административных правонарушениях.

Раньше процедура рассмотрения судом дел об административных правонарушениях, подведомственных суду, а также жалоб на постановление государственных и иных органов, должностных лиц по делам об административных правонарушениях, не отнесённых к подведомственности суда, регламентировалась Временным порядком осуществления судопроизводства по делам об административныхправонарушениях. При этом как постановление суда, принятое по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, отнесённом к подведомственности суда, так и постановление судьи, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление о наложении административного взыскания по делам об административных правонарушениях, не отнесённых к подведомственности суда, вступало в силу немедленно после его оглашения и являлось окончательным.

На данный момент жалобы на постановления органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, не отнесённых к подведомственности суда, рассматриваются судами в соответствии с требованиями главы 31 Гражданского процессуального кодекса Украины от 18 июля 1963 года. Процедура рассмотрения данных жалоб несколько иная, однако, как и раньше, решения судов по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении являются окончательными и обжалованию в апелляционном порядке не подлежат.

Дела об административных правонарушениях, подведомственных суду, рассматриваются в порядке, предусмотренном Кодексом Украины об административных правонарушениях. В свою очередь, постановления суда по результатам рассмотрения названных дел подлежат обжалованию в апелляционном порядке, как это предусмотрено статьёй КУоАП.

Появление в судебной системе Донецкой Народной Республики апелляционной инстанции повлекло за собой и изменения в отношении ставок судебного сбора. Эти изменения уже внесены Народным Советом в Закон «О судебном сборе», о чем я уже ранее сказал.

 

– Не могли бы Вы подробнее рассказать об этих изменениях?

– Закреплены следующие ставки судебного сбора за подачу апелляционной жалобы на судебные решения: по гражданским делам – при подаче апелляционных жалоб на судебные решения, заявлений о пересмотре судебного решения по новым или вновь открывшимся обстоятельствам на не вступившие в законную силу решения по спорам неимущественного характера – 50 процентов от ставки судебного сбора, подлежащей уплате при подаче искового заявления, а по спорам имущественного характера – 50 процентов от ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы; при подаче в установленных законом случаях апелляционной жалобы на определение суда – 200 рублей; по арбитражным делам – при подаче апелляционной жалобы на судебное решение – 50 процентов размера ставки судебного сбора, подлежащей уплате при подаче искового или иного заявления; при подаче в установленных законом случаях апелляционной жалобы на определение суда – 300 рублей.

Таким образом, установлены одинаковые ставки судебного сбора за подачу апелляционных и кассационных жалоб.

 

– А что обусловило включение в повестку заседания Пленума Верховного Суда в мае вопросов, касающихся практики применения судами Донецкой Народной Республики норм главы 33 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики о должностных и некоторых иных преступлениях против военной службы? Решались ли еще какие-либо вопросы на последнем заседании Пленума Верховного Суда?

– В связи со вступлением в силу Уголовно-процессуального кодекса Донецкой Народной Республики необходимо было привести Постановление Пленума Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 17 ноября 2017 года № 16 «О практике применения судами Донецкой Народной Республики норм главы 33 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики о должностных и некоторых иных преступлениях против военной службы» в соответствие с нормами Кодекса. Это и обусловило включение в повестку заседания майского Пленума Верховного Суда вопросов, касающихся практики применения судами Донецкой Народной Республики норм главы 33 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики о должностных и некоторых иных преступлениях против военной службы.

Кроме того, Пленумом Верховного Суда были также приняты два постановления о внесении изменений в Регламент Верховного Суда и персональный состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде.

В Регламент Верховного Суда изменения внесены в связи со вступлением в силу Уголовно-процессуального кодекса Донецкой Народной Республики и Закона «О судебной системе», а в Научно-консультативный совет – в связи с кадровыми перемещениями.   

 

– Что, по Вашему мнению, изменилось в самой организации осуществления правосудия с появлением института апелляционного обжалования судебных решений? Как изменение сути кассационной формы обжалования судебных решений отразилось на деятельности судебных органов?

         – Я не открою истину, если скажу, что судебная защита прав и свобод граждан неразрывно связана с оптимальной организацией осуществления правосудия и действенным судебным контролем, что как раз и гарантирует реализацию права на судебную защиту каждого. Основная роль при осуществлении правосудия принадлежит суду первой инстанции, принимающему законное и обоснованное решение по результатам судебного разбирательства, которое основывается на исследовании всех представленных сторонами и истребованных судом доказательств, а также установленных обстоятельств дела. Но решение суда первой инстанции не всегда безупречно, тем более с учётом специфики военного времени, а также по причине недостаточной укомплектованности судейского корпуса, административного и вспомогательного персонала судов общей юрисдикции. Суд может не в полном объеме исследовать обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, неправильно оценить факты, применить закон, не подлежащий применению и т.д. Несмотря на все объективные сложности, мы стремимся к тому, чтобы любые допущенные судебные ошибки могли быть исправлены на стадии апелляционного обжалования судебных решений, не вступивших в законную силу, и эту гарантию устранения ошибок, допущенных судом первой инстанции, обеспечивает апелляционная инстанция.

       Необходимо также отметить, что появилась четкая иерархия судов общей юрисдикции. Я имею в виду то, что апелляционная инстанция, которая на данный момент представлена Апелляционной палатой Верховного Суда, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к иным судам общей юрисдикции. И отмечая недочеты, допущенные судами первой инстанции при разрешении дел, а также пути их устранения, она способствует не автоматическому, а более точному, правильному пониманию и применению норм права, формированию единообразной судебной практики, что непосредственно содействует дальнейшему совершенствованию судебной системы Республики. Ведь в конечном итоге цель правосудия – вынесение законных, обоснованных и справедливых судебных решений в определённые процессуальным законодательством сроки. Суд должен быть территорией, на которой царит закон и только закон.

                          

Не просто выживать, а развиваться            

 

 В продолжение темы дефицита судейских кадров хотелось бы поговорить о процессах отбора и экзаменации судей, а также привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Каким образом на сегодняшний день эти вопросы урегулированы?

– Принятый Закон «О статусе судей» урегулировал правовой статус судей в Республике, а также процессы отбора и экзаменации судей, допуска к судейской должности и отрешения от нее, вопросы дисциплинарной ответственности. До принятия данного Закона указанные вопросы в большей степени регламентировались внутренними документами Верховного Суда.

21 января 2019 года Главой Республики был подписан Указ № 14 «О создании Временной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Донецкой Народной Республики, Временной квалификационной коллегии судей Донецкой Народной Республики». Принятие Указа позволило оперативно начать процесс укомплектования судейского корпуса и в целом, и для формирования (согласно Закону «О судебной системе») столь необходимой Апелляционной палаты Верховного Суда.

Создание Временной квалификационной коллегии судей позволило разрешать вопросы привлечения судей к дисциплинарной ответственности, что было невозможно в период с 31 августа 2018 года до 21 января 2019 года.  

 

 Какие проблемы, возникающие в судебной практике, являются сегодня наиболее важными и почему?

– Существование различного рода проблем – явление нормальное, так как в любой отрасли без работы на преодоление препятствий не бывает развития. На мой взгляд, основная проблема даже не в том, что до сих пор не приняты те нормативные правовые акты, о которых мы говорили выше. Народный Совет работает в этом направлении, и результаты, надеюсь, не заставят себя ждать. Хотя не скрою, хотелось бы, чтобы эта работа велась активнее. Все же главный недостаток – это дефицит судейских кадров в судах общей юрисдикции. Судья – это ключевая фигура в судебной системе. И это аксиома! Об этом нельзя забывать. Более того, зная, как трудно зачастую судье противостоять давлению общественных страстей при полном осознании всей полноты собственной ответственности, при этом не переходить грань, очерчённую законом, мы – я имею в виду гражданское общество – должны транслировать, как минимум, уважительное отношение к судье как представителю профессии, призванной способствовать защите наших прав и свобод.

Но вернемся к данному вопросу и текущим проблемам. Сегодня в полной мере нами ощущается дефицит судейских кадров, их недостаточное материальное обеспечение, дефицит административного персонала судов общей юрисдикции. К проблемам судебной практики можно отнести и факты медлительности при оформлении процессуальных документов, связанные зачастую с упомянутым мною дефицитом опытных кадров, неудовлетворительной организацией работы. А как следствие – волокита в судах, за которую нас критикуют. Кстати, последнее связано с еще одним затруднением – отсутствием законодательно закрепленного механизма возмещения адвокатам расходов на оказание бесплатной юридической помощи по уголовным делам, в связи с чем адвокаты на протяжении двух лет работают бесплатно на добровольной основе.Данное обстоятельство негативно влияло и влияет на рассмотрение судами уголовных дел, поскольку на протяжении всего 2018 года были частыми случаи отказа Совета адвокатов Донецкой Народной Республики в назначении защитника по уголовным делам ввиду большой загруженности адвокатов и отсутствия оплаты расходов адвокатов, а также отказа некоторых адвокатов вступать в дело по поручению Совета адвокатов. Разумеется, это значительно увеличивает сроки рассмотрения уголовных дел судами, в том числе и тех, по которым подсудимые находятся под стражей, что сразу же наносит ущерб репутации судебной системы, влечет за собой недоверие граждан к правосудию.

Если говорить о материально-техническом обеспечении судов и уровне их информатизации, то они тоже находятся на недостаточном уровне для того, чтобы не просто выживать, а развиваться. Конечно, мы делаем все от нас зависящее, несмотря на сложности. Но не все зависит от нас и от нашего желания. 

                               

Качество правосудия в цифрах

 

 Конечно, не все зависит от судебной системы. И степень ответственности судей, действительно, высока. Но все же, если говорить о качестве правосудия, чем оно измеряется?

– О качестве правосудия всегда свидетельствует оперативная статистика. В данный временной отрезок она констатирует тот факт, что в первом полугодии 2019 года (по состоянию на 30 июня 2019 года) в производстве судов Донецкой Народной Республики находилось 64 725 дел и материалов: в Верховном Суде Донецкой Народной Республики – 3 486 судебных дел и материалов, в районных, городских, межрайонных судах общей юрисдикции – 57 548 судебных дел и материалов; в Арбитражном суде – 3 505 арбитражных дел и материалов; в Военном суде – 186 уголовных дел и материалов.

Из указанного количества судами в период с 9 января 2019 года по 30 июня 2019 года было рассмотрено 52 540 дел и материалов, что составляет 81,2 % от общего количества дел и материалов.

Остаток нерассмотренных дел и материалов по состоянию на 30 июня 2019 года составил 12 185 дел и материалов, или 18,8 %. Указанные дела находятся в производстве судей, по ним проводятся соответствующие процессуальные действия.

Общая сумма судебного сбора, уплаченная сторонами по делу, участниками судебного разбирательства, поступившая в суды Донецкой Народной Республики по состоянию на 30 июня 2019 года, составила 12 951 638 рос. руб.Общая сумма материального ущерба, установленного судебными решениями, постановленными по состоянию на 30 июня 2019 года, составила 106 008 901 рос. руб., в том числе судами присуждено к взысканию 6 885 737 рос. руб.

Так что выводы можете сделать сами.

 

 Скажите, какие судебные дела и материалы – гражданские, уголовные, арбитражные, об административных правонарушениях – преобладали в производстве Верховного Суда в первом полугодии 2019 года?

– Это гражданские дела и материалы.

Давайте снова обратимся к общей оперативной статистике, касающейся Верховного Суда. В производстве находилось 3 486 судебных дел и материалов: 1 511 гражданских дел и материалов; 1 144 уголовных дела и материала; 799 арбитражных дел и материалов; 32 дела и материала об административных правонарушениях.

Из указанного количества в период с 9 января 2019 года по 30 июня 2019 года Верховным Судом было рассмотрено 1 904 судебных дела и материала, что составляет чуть больше половины (54,6 %) от общего количества дел и материалов: 631 гражданское дело и материал; 671 уголовное дело и материал; 572 арбитражных дела и материала; 30 дел и материалов об административных правонарушениях.

Остаток нерассмотренных дел и материалов по состоянию на 30 июня 2019 года составил 1 582 судебных дела и материала, что составляет 45,4 % от общего количества дел и материалов, среди которых: 880 гражданских дел и материалов, 473 уголовных дела и материала, 227 арбитражных дел и материалов, 2 дела об административных правонарушениях.

 

 Приведите, пожалуйста, статистику, которая характеризует суммы материального ущерба, установленного судами в первом полугодии 2019 года.

– В первом полугодии 2019 года (по состоянию на 30 июня 2019 года), согласно оперативным статистическим показателям,общая сумма материального ущерба, установленного судебными решениями, составляет 106 008 901 рос. руб. При этом ущерб, причинённый государству и предприятиям государственной формы собственности, составляет 80 360 583 рос. руб., коммунальным предприятиям – 1 257 347 рос. руб., предприятиям коллективной формы собственности – 278 428 рос. руб., физическим лицам и частной собственности физических лиц – 24 112 543 рос. руб.

 

 Каковы оперативные показатели в отношении возмещения материального ущерба, установленного судами?

– Если брать общую сумму материального ущерба, установленного судами, то на стадии предварительного следствия ущерб возмещён в сумме 6 008 152 рос. руб., на стадии судебного разбирательства до вынесения судебного решения – в сумме 586 906 рос. руб. В том случае, когда судом установлена сумма материального ущерба, но гражданский иск по делу не заявлялся, – 92 528 106 рос. руб.

Что касается присуждённой к взысканию суммы материального ущерба, но ещё не возмещённой, то она составляет 6 885 737 рос. руб.: присуждено к взысканию в доход государства и предприятий государственной формы собственности – 2 643 635 рос. руб., в доход коммунальных предприятий – 433 278 рос. руб., в доход коллективной собственности – 7 768 рос. руб., в пользу физических лиц и частной собственности физических лиц – 3 801 056 рос. руб.

Более подробно со статистическими данными  за первое полугодие 2019 года можно ознакомиться на сайте Верховного Суда, но я хочу подчеркнуть очень важную мысль: за сухими цифрами статистики стоят и государственные интересы, и реальные судьбы людей и многое другое. И от того, насколько качественным будет правосудие и правильным применение закона и решение суда, зависят и интересы государства,  и интересы, а также судьбы людей. Поэтому нами проводится мониторинг судебных решений судов Донецкой Народной Республики, анализируются причины их отмен и изменений, выделяются наиболее проблемные категории судебных дел, с которыми чаще всего возникают проблемы практического и теоретического характера, чтобы затем разработать единые мотивированные правовые позиции и сформировать единую судебную практику с целью недопущения судами в дальнейшем ошибок при осуществлении правосудия. 

 

                                    «Голос общественной страсти»

 

 Приведенные статистические данные так или иначе свидетельствуют о качестве правосудия, от которого зависит и авторитет судебной системы в обществе. Как Вы полагаете, от чего еще зависит этот авторитет?

– Ответом на Ваш вопрос является целый ряд слагаемых. Не только качество правосудия, о котором мы говорим, но и справедливость судебных решений, независимость и беспристрастность суда, равенство перед законом и судом, оперативность правосудия и многое другое. Эти составляющие, от которых зависит авторитет суда среди граждан, не вызывают ни капли сомнения, но на практике все не так просто. Зачастую суд испытывает давление со стороны окружающей жизни. Давайте вспомним выдающегося российского юриста Анатолия Федоровича Кони, который еще в позапрошлом веке очень точно описал данное явление: «Это давление окружающей среды, выражающееся весьма многообразно, чувствительно и вместе неуловимо, создающее около судьи, в его общественной жизни ту атмосферу, которая стремится властно повлиять на исход его работы по тому или другому отдельному делу или ряду дел. Под видом «общественного мнения» судье указывается иногда лишь на   голос  «общественной  страсти», следовать которому в судебном деле всегда опасно и нередко недостойно. Судья должен стоять выше этого в выполнении своей высокой задачи, основанной не на временных и преходящих впечатлениях, а на вечных и неизменных началах правосудия». Как видите, это суждение по-прежнему актуально. Как часто слышим мы этот пресловутый «голос общественной страсти», влияющий на общественное мнение, а значит, и на авторитет судебной системы в целом.

 

 Как тогда реагировать, если в отношении судебной системы Донецкой Народной Республики в той или иной форме (к примеру, в социальных сетях) публикуется информация, умаляющая авторитет суда, судейского корпуса?

– Прежде всего, помнить о Кодексе судейской этики, проявляя корректность и сдержанность. Даже в тех случаях, когда эмоции бьют через край, нужно помнить о том, что мы не просто работаем, мы – служители правосудия, мы служим Закону. И это ощущение должно быть внутренней непреложной нормой поведения во всех сферах, в том числе и тогда, когда публикуется информация, в какой-то степени умаляющая авторитет суда и судейского корпуса. Ведь любой публикуемый – особенно в социальных сетях – «голос общественной страсти» зачастую бывает пристрастным, увлекающимся, некорректным и не всегда достоверным. А проявленное неуважение к суду – первый шаг к давлению на него, что недопустимо. В этом случае необходимо распространять достоверную и объективную информацию, что мы и делаем, когда речь идет о резонансных уголовных делах и материалах. И пусть каждый, кто переходит установленную законом границу, чувствует трепет ответственности за свои дела и поступки, поскольку закон подлежит безусловному и неуклонному соблюдению, и в этом его сила.

                                                                            Пресс-служба Верховного Суда