Отдел международного сотрудничества Верховного Суда Донецкой Народной Республики продолжает публикацию обзорных материалов о судебных системах различных стран мира.
Следующий представленный материал касается судебной системы Финляндии.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ФИНЛЯНДИИ
Судебная система Финляндии существенно отличается от российской.
Основное разделение среди постоянно действующих судов можно провести на суды общей юрисдикции и административные суды. Также в Финляндии существует несколько судов со специальной подсудностью: Суд по Торговому праву; Суд по Трудовым спорам; Страховой Суд и созывавшийся всего несколько раз за всю историю своего существования Суд по делам государственной важности. Ранее действовавшие суды по земельным спорам, по спорам из отношений аренды и найма, по водным делам и т.п. расформированы в ходе судебной реформы в начале 2000, и ранее подсудные им дела разбираются либо судами общей юрисдикции, либо административными судами. Особое место в судебной системе Финляндии занимают третейские суды.
СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
В Финляндии существует трехуровневая судебная система судов общей юрисдикции, состоящая из 27 судов первой инстанции, 6 судов апелляционной инстанции и Верховного Суда.
Верховный Суд
(суд предварительных решений)
Состав – президент суда и 21 судья.
Компетенция – дает предварительные решения по таким вопросам, на которые закон не дает однозначного ответа. Предварительные решения даются в форме судебных инструкций для применения при возможном возникновении аналогичных случаев. Также путем предварительных решений суд стремится поддерживать единообразие правоприменительной практики на территории всей страны. Помимо вынесения предварительных решений Верховный Суд принимает некоторые дела к своему рассмотрению на основании предварительно полученного разрешения.
В соответствии с законом Верховный суд может предоставить разрешение на принятие дела к рассмотрению только при наличии следующих оснований:
1. основание для принятия предварительного решения: для создания правоприменительной практики по аналогичным делам или для создания единообразия в правоприменительной практике по данному делу следует получить решение Верховного Суда;
2. отмена решения: в деле произошла такая процессуальная или иная ошибка, на основании которой решение должно быть по закону отменено;
3. наличие веской причины: для принятия дела к рассмотрению в Верховном Суде есть иная веская причина.
Верховный Суд рассматривает также ходатайства о принятии к пересмотру решений, вынесенных судами по Страховым спорам, судом по Торговому праву и решений Департамента Окружающей среды по земельным вопросам.
Суды первой инстанции
Состав – начиная с 1 января 2010 года, в Финляндии действует 27 судов первой инстанции. Суд состоит из Руководителя суда и действующих судей. В рассмотрении некоторых дел присутствуют народные заседатели. Простые дела также решаются так называемыми нотариусами и имеющими специальное образование работниками канцелярии.
В канцеляриях клиентам предоставляется вся необходимая информация и руководство по вопросам судебной процедуры. Суд не имеет права давать рекомендации по ведению процесса, но для этих целей существуют бюро юридической помощи, адвокатские и юридические конторы.
Компетенция – уголовные и гражданские, а также дела заявительного производства. Дела разрешаются либо методом проведения судебного слушания, на которое приглашаются стороны процесса, либо путем проведения так называемой канцелярской процедуры, когда решение выносится исключительно на основании предоставленных документов. В рамках гражданско-правовых процессов суды беспристрастно разрешают разногласия, возникшие между гражданами или между юридическими лицами. К такой категории дел относятся, например, дела о компенсации ущерба, споры по договору найма или прекращение договора купли-продажи. Уголовные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции по всем преступлениям, за которые Уголовным кодексом Финляндии предусмотрено наказание. Часто с уголовными процессами бывают сопряжены процессы о взыскании компенсации ущерба в пользу пострадавшей от преступления стороны. В порядке заявительного производства проводятся такие дела, как, например, бракоразводные процессы, дела по вопросам о назначении опекунства, реструктуризации долгов.
Суды апелляционной инстанции
Состав – действуют в 6 больших городах в разных частях страны. Состоят из президента и постоянных (а иногда и временных) членов суда. Рассматривают дела в коллегиях из 3 судей.
Компетенция – большая часть дел является пересмотром решений судов первой инстанции. Апелляционные суды также рассматривают в качестве суда первой инстанции дела о государственной измене, а также некоторые дела по обвинению лиц, занимающих государственные должности.
В Финляндии действует шесть апелляционных судов общей юрисдикции.
Окружные и городские суды
(низовое звено судебной системы Финляндии)
Состав – окружные суды (около 150) функционируют в сельской местности и в населенных пунктах, получивших статус города после 1959 г. Городские суды (10) действуют в так называемых старых городах. Окружной суд состоит из профессионального судьи и 5-7 непрофессиональных судей (асессоров). Городской суд обычно состоит из 3 профессиональных судей во главе с председателем. Дела рассматриваются в коллегиях из 3 человек и в тех судах, где судей больше.
Компетенция – по первой инстанции все гражданские дела и подавляющее число уголовных дел. Эти же суды могут устанавливать опеку, регистрировать продажу недвижимого имущества и некоторые другие сделки. При расхождении позиций судьи и асессоров решение выносится исходя из мнения всех асессоров, если они единодушны, но если хотя бы один из них присоединится к мнению судьи-профессионала, то от имени суда выносится именно их решение. При разбирательстве большинства гражданских дел (кроме морских и некоторых других) в окружных и городских судах не проводится предварительная подготовка дела к слушанию, обмен письменными документами между сторонами и т.п. Имеется запрет на обжалование решений по малозначительным гражданским делам.
СУДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЮРИСДИКЦИИ
Суд по Торговому праву
Состав – Суд возглавляет верховный судья, также в состав суда входят четыре торговых судьи и достаточное количество помощников и секретарей. Помимо юристов в работе суда принимают участие эксперты. Весной 2002 года Госсовет для работы в Торговом суде избрал сроком на 4 года 16 экспертов, имеющих высшее образование в области защиты конкуренции, государственных закупок, экономики, предпринимательства, защиты прав потребителей и рекламы. Как правило, дела рассматриваются коллегией из трех судей, в более сложных делах верховный судья может назначить слушания расширенным составом суда, состоящим максимум из четырех судей и четырех экспертов. В делах с устоявшейся правоприменительной практикой дело может быть рассмотрено коллегией в составе двух судей.
Компетенция – в качестве суда особой подсудности Суд рассматривает дела по вопросам ограничения конкуренции законами; по вопросам ограничения конкуренции законами, регламентирующими государственный заказ; по другим вопросам, указанным в законе о защите конкуренции.
Делопроизводство по делам о защите конкуренции и вопросам государственных закупок осуществляется в основном путем переписки. Тем не менее, Торговый суд может назначать и устные слушания. Судопроизводство ведется в соответствии с законом о некоторых судебных процедурах по торговым делам и процессуальным кодексом.
Решения Торгового суда могут быть обжалованы в Верховном Административном суде после получения разрешения на обжалование.
Суд по Трудовым спорам
Компетенция – дела, возникающие из нарушения или неправильной трактовки коллективных договоров и регламентов государственных служащих. Суд рассматривает и утверждает решения, принятые комиссиями по трудовым спорам, дает заключения для других судов по вопросам трудового права. Решения Суда по Трудовым спорам являются окончательными и не подлежат обжалованию. Тем не менее, они могут быть отменены Верховным Судом по общим основаниям отмены решений.
Суд по Трудовым спорам не рассматривает частные споры, вытекающие из трудовых отношений, которые относятся к подсудности общегражданских судов. Также Суд не рассматривает частные случаи разногласий в трудовых отношениях государственных служащих, которые подлежат рассмотрению в коллегиях по трудовым спорам государственных служащих и далее в административном суде.
Страховой суд
Состав – руководство Судом осуществляет верховный судья, в чьем подчинении находятся судебные поверенные, эксперты и прочий персонал Суда. Суд разделен на три коллегии, коллегии разделены на рабочие группы. В рабочие группы входят от трех до пяти членов суда. В случае большой сложности дела или его значимости для правоприменительной практики после подготовки в рабочей группе дело передается на рассмотрение в расширенное заседание Суда.
Компетенция – дела по вопросам о получении средств к существованию. Его задачей является осуществление эффективного правосудия при обжаловании решений по вопросам, касающимся получения средств к существованию, например, права на пенсию, права на льготы при безработице, права получения компенсации от государства при невыплате зарплаты работодателем, компенсации военнослужащим и прочие виды компенсаций и выплат.
По данной категории дел Страховой суд является единственной судебной инстанцией. При этом Страховой суд не рассматривает дела по страхованию на транспорте и прочим частным страховым делам.
Страховой суд находится в ведении министерства юстиции. Судопроизводство ведется в соответствии с кодексом об административной процедуре.
Суд по водным делам
Состав – судья-председатель и 2 инженера водного транспорта.
Компетенция – споры о выдаче разрешений на использование водных путей, а также некоторые гражданские дела. Их решения могут быть обжалованы в Апелляционный суд по водным делам, а затем и в Верховный Суд (в некоторых случаях – в Верховный административный суд).
Действуют также 4 суда по земельным спорам; суд по маркетингу, призванный защищать права потребителей и разбирать дела о нарушениях правил торговли и т.п. При возникновении споров по торговым делам может быть использована процедура принудительного арбитражного разбирательства, в частности путем обращения в арбитражную комиссию Центральной торговой палаты в Хельсинки.
СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮСТИЦИИ
Суды губерний
Конституция требует, чтобы во всех официальных процедурах присутствовало бы четкое соблюдение закона. Лицо или организация, которое считает, что решения государственного или муниципального чиновника по его делу противоречат закону, имеет право в большинстве случаев обжаловать это решение.
Чиновник при выдаче решения обязан проинформировать, каким образом и кому можно данное решение обжаловать. Как правило, в первую очередь можно требовать исправления решения, и только если после исправления решения заинтересованное лицо осталось им недовольно, можно подавать заявление в административный суд.
Состав – коллегии из 3 судей. 12 судов (по числу губерний).
Компетенция – на основании рассмотрения заявления принимает решение о том, является ли принятое чиновником решение законным или нет. В Финляндии действует восемь административных судов, которые рассматривают дела по территориальному признаку, также действует отдельный административный суд Аландских островов.
Верховный Административный суд
Состав – президент и 21 судья. Жалобы рассматривает коллегия из 5 судей.
Компетенция – в случае, если решение административного суда не удовлетворит заявителя, во многих случаях существует возможность обращения в Верховный административный суд или, как минимум, подать заявление с просьбой о принятии апелляции к рассмотрению в Верховном Административном суде.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУД
Состав – президент Верховного Суда в качестве председателя, а также президент Верховного административного суда и 3 старейших по должности президента надворных судов, а также 5 членов, избираемых Эдускунтой сроком на 4 года.
Компетенция – обладает особой юрисдикцией по Конституции, рассматривает обвинения в отношении членов Государственного совета или канцлера юстиции, юридического уполномоченного Эдускунты или членов Верховного суда, Верховного административного суда, связанные с нарушением законности, совершенные ими при исполнении служебных обязанностей.
ТРЕТЕЙСКАЯ ПРОЦЕДУРА
Наиболее частой ошибкой в двуязычных договорах является прямой перевод судебной оговорки о передаче спора на рассмотрение в арбитражный суд как “arbitration”, что, как правило, влечет существенные сложности в рассмотрении дела в Финляндии и других странах, где существует институт третейских судов, так как именно они понимаются под термином “arbitration”.
В Финляндии не существует постоянно действующих третейских судов. Процедура проведения третейского судопроизводства закреплена в Законе о третейской процедуре.
Центральная Торговая Палата Финляндии ведет реестр третейских посредников (арбитров). При Центральной Торговой Палате Финляндии действует Совет по Арбитражу, являющийся независимой организацией, имеющей свой регламент и большой опыт проведения третейских разбирательств.
Сторонам договора необязательно прибегать к услугам Совета по Арбитражу, они могут воспользоваться услугами других посредников, так как Союз Адвокатов Финляндии ведет список адвокатов-медиаторов. В качестве арбитров могут быть выбраны и любые другие совершеннолетние лица, чьи гражданские права не ограничены судебным решением. В любом случае, возможность применения третейской процедуры вместо традиционной судебной процедуры должна быть четко прописана в договоре.
Расследования
Преступления расследуются, как правило, полицией. В суде первой инстанции низового звена уголовное преследование осуществляется городским прокурором, в сельской местности – начальником окружной полиции или его заместителем, в апелляционном суде – прокурором при этом суде. В системе административных судов могут выступать так называемые государственные представители – их функции напоминают роль прокурора в общих судах. Все органы обвинения действуют под надзором Канцлера юстиции. Полиция, прокуроры и суд располагают широкими правами не возбуждать либо прекратить уголовное преследование, например, если обвиняемый согласен уплатить штраф за малозначительное преступление без судебного разбирательства дела.
Генеральная прокуратура в Финляндии как самостоятельный орган была образована и начала действовать с 1997 г. До этого прокуроры входили в состав Министерства юстиции. Таким образом, прокуратура вышла из системы исполнительной власти и была отнесена к судебной. Генеральный прокурор и его заместитель назначаются Президентом страны по рекомендации Государственного совета. Государственные прокуроры (национальный уровень) назначаются Государственным советом по рекомендации генерального прокурора, а местные прокуроры - последним самостоятельно.
Юридическая защита
Обвиняемый в уголовном процессе и участник гражданского дела вправе иметь адвоката, хотя они могут и сами защищать свои интересы или направить в суд личного представителя (по малозначительным уголовным делам - даже без явки обвиняемого в судебное заседание). Титул адвоката носят лишь лица, окончившие юридический факультет одного из финских университетов и принятые в Финский союз адвокатов после трехлетней стажировки у опытного защитника или иной юридической практики. Общее наблюдение за деятельностью адвокатов осуществляет Канцлер юстиции. Имеется система бесплатной юридической помощи для лиц, испытывающих финансовые затруднения. Ее оказывают либо адвокаты, либо специально на то уполномоченные муниципальные советники.
В 1920 г. в Финляндии учреждена должность парламентского омбудсмена (юридического уполномоченного), избираемого на 4 года парламентом и подотчетного ему. Омбудсмен осуществляет контроль не только за соблюдением прав и свобод человека, но и вообще за законностью в деятельности исполнительной и судебной властей, а также чиновников органов местного самоуправления. Для этого ему предоставлено право присутствовать на заседаниях соответствующих органов, требовать от них необходимые документы, возбуждать преследование против виновных лиц.
Согласно Закону о защите потребителя 1978 г. учреждена и самостоятельная должность омбудсмена потребителей. Ему поручено следить за соблюдением правил торговли, прежде всего на стадии заключения договоров купли-продажи, и иными путями защищать интересы потребителей.
Государственное ревизионное управление
Для осуществления надзора за государственными финансами и выполнением государственного бюджета Эдускунта избирает из своей среды государственных ревизоров. Кроме того, для проверки государственных финансов и исполнения государственного бюджета имеется связанное с Эдускунтой Государственное ревизионное управление, которое является независимым. Государственные ревизоры и Государственное ревизионное управление имеют право получать от государственных органов и других подконтрольных служб сведения, необходимые им для выполнения их обязанностей.
СТАТУС СУДЕЙ ФИНЛЯНДИИ
В системе государственных органов Финляндии особое место принадлежит Канцлеру юстиции. Он назначается Президентом пожизненно и следит за соблюдением законов властями (в том числе самим Президентом, Государственным советом и министрами), осуществляет в ряде случаев уголовное преследование и выступает в качестве юридического советника Президента и правительства.
Большинство судей в Финляндии занимают свои должности по назначению. Президенты Верховного и Верховного административного судов назначаются Президентом Республики. Он же назначает судей этих, а также апелляционных судов, но уже с учетом рекомендаций данного и вышестоящего (для апелляционного) судов. Профессиональные судьи окружного и городского судов назначаются Верховным Судом, асессоры – муниципальным советом сроком на 4 года. Судьи судов губерний – органов административной юстиции назначаются Президентом Республики или Государственным советом. Все профессиональные судьи назначаются пожизненно (в 70 лет они обязаны уйти в отставку) и могут быть смещены лишь по судебному приговору, кроме случаев назначения на вышестоящую судейскую должность с их согласия.