Информация

Отдел международного сотрудничества Верховного Суда Донецкой Народной Республики продолжает публикацию обзорных материалов о судебных системах различных стран мира.

           Следующий представленный материал касается судебной системы Испании, чья судебная система неоднократно менялась на протяжении ХХ века.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ИСПАНИИ

 

В соответствии с конституцией в Испании действует система независимых судов. Чрезвычайные политические суды, существовавшие при Франко, ликвидированы. Юрисдикция военных судов в мирное время распространяется только на военнослужащих. Специальный конституционный суд, состоящий из 12 судей, назначаемых на 12-летний срок, рассматривает соответствие нормативных актов конституции страны.

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД

(высшая судебная инстанция)

 

Состоит из 5 палат:

1) по гражданским делам;

2) по уголовным делам;

3) по административным спорам;

4) по социальным делам;

5) военной.

Имеются также Особая палата и Палата по вопросам управления.

Состав – в каждой палате 10-12 членов и председатель. Руководит Верховным Судом председатель, назначаемый Королем.

Компетенцияобеспечивает средства правовой защиты в тех случаях, когда исполнение законов будет признано несправедливым или непропорциональным стандартам, установленным либо законом Испании, определенным законодательством, либо Конституцией или положениями о правах человека, которые действуют в настоящее время.

Для обеспечения независимости Верховный Суд имеет прерогативу в исполнении своих действий в соответствии с принципом послушания окончательным судебным решениям, закрепленным в Конституции, в сочетании с тем, что большинство из постановлений Верховного Суда являются надежными, потому что они являются решениями, к которым можно обращаться с обжалованием решений нижестоящих судов.

Верховный Суд является единственным органом, который может отдать приказ задержать членов его собственной судебной и законодательной власти или органов исполнительной власти, а затем объявить им импичмент в соответствии с дополнительными гражданскими и уголовными обязательствами, которые, по закону, они должны выполнять усердно в исполнении их должностных обязанностей.

Экспертная оценка осуществляется Верховным судебным советом, который является коллегией старших судей Верховного Суда, контролирующей практику и работу Верховного Суда, хотя решения этого Совета носят рекомендательный характер и могут быть аннулированы соответствующим процессом действий Верховного Суда.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУД

 

Состав – пленум и 3 палаты (по уголовным делам, административным спорам и социальным вопросам).

Компетенция – коллегия по уголовным делам в первой инстанции рассматривает дела по обвинению в преступлениях против монарха, наследника Короны и высших органов и должностных лиц государства. Наряду с этим в ее компетенцию входит слушание дел, возбужденных по фактам фальшивомонетничества, крупных финансовых махинаций, контрабанды наркотиков и в отношении лиц, совершивших преступления за границей, а также вопросы экстрадиции.

 

ВЫСШИЕ СУДЫ ПРАВОСУДИЯ

 

Составпо 3 палаты – по гражданским и уголовным делам; по административным спорам; по социальным вопросам.

Компетенция – действуют на территории автономных сообществ и выносят решения их именем. Рассматривают жалобы на решения нижестоящих судов по гражданским и административным делам, а также по первой инстанции гражданские дела с большой суммой иска, споры по делам о патентах и торговых марках и др. Дела в них обычно слушаются коллегией из 5 судей.

 

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ СУДЫ

 

Состав – коллегии из 3 профессиональных судей.

Компетенциясозданы во всех 50 провинциях страны (15 из них считаются палатами соответствующих высших территориальных судов). Рассматривают либо дела о тяжких уголовных преступлениях в качестве судов первой инстанции, либо апелляционные жалобы на приговоры, вынесенные нижестоящими судами по уголовным делам.

 

СУДЬИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

 

В 1988 г., согласно Органическому закону № 7, "в целях упрощения судебной процедуры по уголовным делам при соблюдении гарантий прав обвиняемого" была введена новая судебная инстанция – судьи по уголовным делам.

Состав – в каждой провинции имеется, как правило, несколько судей по уголовным делам, а в Мадриде – несколько главных судей этой категории, полномочных рассматривать наиболее сложные дела в любой части Испании.

Компетенция – рассматривают единолично уголовные дела, за которые может быть назначено наказание до 6 лет лишения свободы (в ряде случаев допускается и заочное разбирательство дела с согласия обвиняемого).

 

СЛЕДСТВЕННЫЕ СУДЫ

 

Компетенцияведут дознание и следствие по уголовным делам, которые в дальнейшем передаются в провинциальные суды или суды по уголовным делам. Помимо этого они разбирают мелкие правонарушения и могут пересматривать решения мировых судей. В Мадриде действуют несколько центральных следственных судов, юрисдикция которых распространяется на всю Испанию.

 

В каждой провинции учреждаются также суды первой инстанции, совмещающие в себе функции следственных судов; суды по административным спорам; по социальным вопросам; пенитенциарные и по делам несовершеннолетних. Последние были учреждены еще в 1918 г. и рассматривают коллегиально или в составе единственного судьи дела о правонарушениях несовершеннолетних, а также споры по семейным вопросам. Систему этих судов возглавляет Высший совет защиты несовершеннолетних в Мадриде. Согласно Закону 1980 г. о Высшем совете апелляционные жалобы на решения судов по делам несовершеннолетних рассматриваются образуемыми им комиссиями в составе 7 профессиональных судей.

В тех муниципальных округах, где отсутствуют суды первой инстанции, назначаются мировые судьи, представляющие собой низшую судебную инстанцию. Они рассматривают единолично основную массу мелких гражданских споров, а также дела о малозначительных уголовных преступлениях. В отличие от других категорий судей мировые судьи избираются сроком на 4 года Высшим судом правосудия данного административного сообщества. При этом кандидат не обязательно должен быть юристом.

 

СУДЫ ПРИСЯЖНЫХ

 

Составпредседательствующий профессиональный судья, 9 присяжных заседателей и 2 запасных.

Компетенциядела о преступлениях против личности, чести, свободы и безопасности человека, о должностных преступлениях и о поджоге.

 

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ТРИБУНАЛ

 

Составпредседатель, 11 членов и генеральный секретарь.

Компетенция – возглавляет систему хозяйственно-административных трибуналов. Трибунал рассматривает по первой инстанции финансовые споры на крупные суммы и жалобы на постановления Министерства экономики и других центральных учреждений, а по второй инстанции – жалобы на постановления нижестоящих судов хозяйственно-административных трибуналов региональных автономных объединений и соответствующих трибуналов провинций.

 

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СОВЕТ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

 

Составпредседатель Верховного суда (председатель Совета) и 20 членов, избираемых на 5 лет: 12 судей всех категорий из своей среды и 8 Кортесов из числа опытных адвокатов и других юристов.

Компетенция – играет важнейшую роль в управлении и контроле за деятельностью судов.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

 

Состав12 членов. Они назначаются Королем по предложению каждой из обеих палат (по 4), Правительства (2) и Генерального совета судебной власти (2) из числа опытных судей и прокуроров, юристов – профессоров университетов, государственных служащих и адвокатов. Члены суда назначаются на 9 лет (предусмотрена процедура обновления состава Суда каждые 3 года на 1/3). Председатель назначается Королем на 3 года по предложению членов Суда.

Компетенцияне входит в систему органов судебной власти Испании и призван контролировать деятельность всех 3 ветвей государственной власти. Он решает вопрос о конституционности законов и актов правительства, имеющих силу закона, разбирает конфликты по вопросам компетенции между государством и региональными автономными объединениями, а также жалобы отдельных лиц (физических и юридических) на нарушение их конституционных прав и свобод. Решения Конституционного суда, в том числе и признающие неконституционными законы или отдельные правовые нормы, имеют обязательную силу и обжалованию не подлежат.

 

СЧЕТНЫЙ СУД

 

Состав12 счетных советников, в число которых входит председатель, и прокурор. Счетные советники назначаются Генеральными кортесами – по шестеро Конгрессом депутатов и Сенатом сроком на 9 лет. Председатель назначается королевским декретом сроком на 3 года. Члены Счетного суда независимы и несменяемы. Прокуратура Счетного суда состоит из назначаемого Правительством прокурора и двух прокурорских адвокатов и функционально подчинена генеральному прокурору.

Компетенциявысший контрольный орган финансовой отчетности и экономической деятельности государства и всего государственного сектора. Финансовые отчеты государства и государственного сектора передаются Счетному суду для проверки. Помимо этого, Счетный суд направляет Генеральным кортесам ежегодный отчет, в котором при необходимости сообщает о допущенных, с его точки зрения, нарушениях и мерах ответственности.

 

Судебная полиция

Компетенция – расследования по уголовным делам.

Следственные судьи

Компетенция – расследование наиболее сложных уголовных дел.

Прокуратура

 

Составдействует в соответствии с принципами единства действий и иерархической соподчиненности во главе с генеральным прокурором. Последний назначается Королем по предложению Правительства и по заслушании Генерального совета судебной власти.

Компетенция – поддерживает обвинение в судах; способствует отправлению правосудия в целях защиты законности, прав граждан и общественных интересов, охраняемых законом, по долгу службы или же по ходатайству заинтересованных лиц, а также осуществляет надзор за обеспечением условий для независимости судов и соблюдением в них общественных интересов.

Юридические представители

 

В Конституции провозглашено право всех граждан на судебную защиту, в том числе на бесплатную юридическую помощь по уголовным делам "для всех, кто не обладает средствами" (ст.119). Юридические представители делятся на две категории: адвокатов и поверенных. Первые должны обязательно иметь юридическое образование (степень лицензиата права). Адвокаты и поверенные должны входить в состав соответствующих профессиональных коллегий, кроме случаев, когда они состоят на службе публичных администраций или публичных корпораций.

 

В 1981 г. в Испании принят Закон о Народном защитнике, который избирается на 5 лет обеими палатами парламента и призван охранять права граждан от злоупотреблений со стороны административных органов. Институт Народного защитника во многом напоминает функции омбудсмена в скандинавских странах. Народный защитник со своими сотрудниками обязан расследовать обращенные к нему жалобы граждан на постановления властей и действия служащих. Он может просить Конституционный суд проверить конституционность того или иного акта, требовать от администрации отмены незаконных постановлений и распоряжений, обращаясь при необходимости за содействием в прокуратуру и суды. Народный защитник ответствен только перед Генеральными кортесами.