Информационное сообщение

Предлагаем для ознакомления материал о судебной системе Республики Куба.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КУБА

 

Современная судебная система Республики Куба функционирует на основании законов, принятых с 1973 года, когда правительство Кастро впервые обратило своё внимание на систему правоохранительных органов страны. Структура и деятельность судов по-прежнему изменяется в попытке правительства создать идеальную социалистическую правовую систему. В настоящее время порядок организации судов изложен в Законе № 70 о народных судах, принятом в 1990 году, и частично изменённом Законом № 82 о народных судах, который принят в 1997 году, а также Инструкцией № 157, принятой в 1998 году. В целом судебная система Кубы зиждется на следующих принципах:

1)   полная независимость, как отдельных судей, так и всей судебной системы при отправлении правосудия;

2)   народный характер органов юстиции, определяемый главным образом назначением на судейские должности не только профессиональных, но и непрофессиональных судей (так называемых заседателей);

3)   избираемость судей (как профессиональных, так и заседателей);

4)   полное равенство всех перед законом;

5)   коллегиальность любых действий судов в связи с отправлением правосудия вне зависимости от судебной инстанции и характера рассматриваемого дела;

6)   презумпция невиновности. Каждый обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана. Бремя доказывания возлагается на прокуратуру;

7)   все судебные разбирательства являются открытыми, за исключением случаев, предусмотренных законом.

 

Система судов

 

Законодательством Республики Куба предусмотрена трёхуровневая система судов, включающая в себя Верховный Народный Суд, провинциальные народные суды и муниципальные народные суды. В каждом суде есть председатель и руководящий орган, исполняющий многочисленные организационные и административные обязанности. Согласно закону о народных судах каждый суд обязан состоять из определенного количества профессиональных и непрофессиональных судей при рассмотрении отдельных дел и подлежит надзору со стороны Министерства юстиции.

 

Верховный Народный Суд

 

В соответствии со ст.124 Конституции Верховный Народный Суд является высшей судебной инстанцией и его решения являются окончательными. Через свой президиум он осуществляет законодательную инициативу и полномочия в соответствии с регламентом, принимает решения и издает правила, обязательные к выполнению всеми народными судами, и на основе их опыта издает инструкции обязательного характера для установления единой судебной практики при толковании и применении закона.

Положения ст.124 Конституции воспроизводятся в п."б" ст.21 Закона "Об организации судебной системы". Пленум Верховного Народного Суда Республики может направлять судей этого суда в провинциальные и муниципальные народные суды для проверки вынесенных приговоров, получения данных о состоянии преступности, а также о различных аспектах деятельности названных судов, сбора информации по вопросам правильного и единообразного применения закона и в связи с изданием соответствующих инструкций. Пленум осуществляет через Управляющий совет контроль и наблюдение за судебной деятельностью всех судов.

Верховный Народный Суд (Tribunal Supremo Popular) состоит из шести палат: уголовной, гражданской, административной, трудовой, военной и палаты по делам государственной безопасности. Судебные коллегии, как правило, рассматривают дела в составе двух профессиональных судей, один из которых является председателем, и одного народного заседателя, за исключением особых случаев. В особых случаях коллегия состоит из трех профессиональных судей, один из которых является председателем, и двух народных заседателей. Особые случаи, требующие расширенную коллегию, следующие:

1) апелляционные жалобы на судебные решения областных судов по категориям дел, которые, согласно законодательству Республики Куба, рассматриваются в расширенной судебной коллегии;

2) дела, которые Верховный Народный Суд рассматривает в качестве суда первой или апелляционной инстанции;

3) дела, которые, по мнению Председателя Верховного Народного Суда или судебной палаты, необходимо рассматривать в составе расширенной коллегии;

4) все дела, рассматриваемые военным трибуналом.

Кроме шести палат Верховного Народного Суда Закон № 82 устанавливает специальную палату Верховного Народного Суда, правомочную пересматривать:

 1) дела по пересмотру или изменениям судебных решений или приговоров, вынесенных уголовной палатой, палатой государственной безопасности и военной палатой в качестве суда первой инстанции;

2) решения по делам, которые возбуждаются по ходатайству органов, уполномоченных законом;

 3) решения и приговоры военной палаты.

Специальная палата состоит из Председателя Верховного Народного Суда, двух председателей палат, двух профессиональных судей и двух народных заседателей любой палаты. В случаях судебной инспекции специальная палата должна состоять из одного профессионального судьи и одного народного заседателя из военной палаты

При Верховном Суде действует Управляющий совет (Consejo de Gobierno). Управляющий совет состоит из Председателя Верховного Народного Суда, нескольких заместителей председателя и председателей каждой из шести палат суда. Министр юстиции и генеральный прокурор (fiscalgeneral) участвуют во всех заседаниях в качестве не имеющих право голоса членов совета. В дополнение к осуществлению административных и надзорных функций в отношении хозяйственной деятельности судов и сотрудников судов (в том числе нижестоящих судов) Совет также несет ответственность за обеспечение соблюдения инструкций или предписаний Министерства юстиции и/или Государственного совета. Например, в числе своих надзорных и административных обязанностей Совет обязан контролировать работу судей и других работников судов, передавать полученные от Государственного совета инструкции судам, обнародовать обязательные предписания, которые устанавливают единые стандарты практики и обеспечивают единую интерпретацию законов судами, контролировать повышение профессиональной квалификации судей и разрабатывать программы обучения для технических вспомогательных работников суда. Совет также обязан в случае необходимости запрашивать рекомендации Государственного совета по вопросам толкования существующих законов, предоставлять Национальной Ассамблее оценку перспективных судей, рассматривать и утверждать судебные производственные отчеты (rendicionesdecuenta), прежде чем они направляются в Национальную Ассамблею, и по запросу Национальной Ассамблеи предоставлять мнение касательно указов и других общих вопросов.

Председатель Управляющего совета наделён особыми обязанностями, в которые входят: подготовка отчетов в Управляющий совет о результатах работы судов; выдвижение кандидатур на должность судьи Верховного Народного Суда и, если они одобряются, назначение их судьями в одну из палат Верховного Народного Суда (за исключением военной палаты, судьи в которую выдвигаются и назначаются военным руководством страны); разрешение споров между судьями; наказание судей; доклад Совету о возможных проступках судей и контроль судебного бюджета.

 

Провинциальные народные суды

 

Провинциальные народные суды действуют во всех областях. В каждой области находится как минимум один суд, и суд находится на острове Молодежи (Isla de la Juventud). В провинциальных народных судах функционируют пять палат: по уголовным, гражданским, административным, трудовым делам и палата по делам государственной безопасности. Судебные дела рассматриваются в составе одного профессионального судьи и двух народных заседателей, за исключением некоторых случаев, в которых коллегия, подобно составу Верховного Народного Суда, состоит из трех профессиональных судей, один из которых председательствует по делу, и двух народных заседателей. Специальная расширенная коллегия провинциального народного суда рассматривает дела в тех же случаях, что и расширенная коллегия Верховного Народного Суда.

Каждый провинциальный народный суд также имеет свой собственный управляющий совет, который выполняет административные и надзорные функции. Структура и обязанности каждого совета подобны руководящему совету Верховного Народного Суда в отношении контроля и администрирования судей и персонала областных судов, за исключением того, что полномочия управляющего совета каждого областного суда в некоторых отношениях ограничены и вместо подчинения Национальной Ассамблее подчиняются непосредственно Управляющему совету Верховного Народного Суда.

 

Муниципальные народные суды

 

В муниципальных народных судах рассматривается большинство уголовных и гражданских дел. Они также выступают в качестве апелляционных судов при рассмотрении вопросов занятости и найма, которые рассматриваются в органах трудовой юстиции (Organo de Justicia Laboral), выполняющих также функции судов первой инстанции по трудовым спорам. Муниципальные народные суды не разделены на палаты, но могут быть разделены на секции по усмотрению председателя суда; густонаселенный судебный округ или большое количество дел делают это необходимым и уместным. Все дела рассматриваются в составе одного профессионального судьи и двух народных заседателей.

 

            Следует также отметить, что в настоящее время на Кубе продолжают функционировать товарищеские суды, рассматривающие дела о мелких административных правонарушениях и некоторые виды гражданских споров.

 

Выборы, квалификация и отстранение судей

Большинство судей на Кубе являются профессиональными государственными служащими, которые поступили на работу в судебную систему после получения специальной подготовки или сразу после окончания юридического ВУЗа. Выпускники юридических ВУЗов не имели право быть судьями до 1992 года, когда работа в судебной  системе стала доступной для адвокатов, чтобы облегчить ситуацию с нехваткой судей. После 1992 года от 10 до 15 процентов лучших выпускников юридических ВУЗов получили право выступать в качестве судей общего права.

Для того чтобы осуществлять свои полномочия, профессиональные судьи должны быть гражданами Кубы, получить юридическую степень в аккредитованном университете, обладать хорошими моральными принципами и иметь в обществе хорошую репутацию. Членство в партии больше официально не требуется. Несмотря на отмену партийной принадлежности в качестве требования для замещения юридической должности, считается, что партийная принадлежность необходима для дальнейшей карьеры, а работники судебной системы понимают, что их роль заключается в поддержании режима. Кроме того, чтобы быть принятым в юридический ВУЗ, а это является условием для замещения должности юриста, будущие студенты права должны продемонстрировать свою поддержку революции во время собеседования.

Кандидаты также не должны иметь судимостей. На Кубе, однако, преступления подразумевают и политические преступления. Выражение мыслей, критика режима и разговор с иностранным журналистом являются уголовными преступлениями, которые могут привести к аресту. Предположительно после ареста за любое из этих преступлений кандидат на должность судьи будет отклонен на основании данной судимости.

Профессиональные судьи должны иметь двухлетний опыт работы в качестве адвоката, судьи или преподавателя в юридической школе, чтобы осуществлять свои полномочия в муниципальных народных судах, пятилетний опыт, чтобы осуществлять свои полномочия в провинциальных народных судах, и 10-летний опыт, чтобы осуществлять свои полномочия в Верховном Народном Суде. В дополнение к этим требованиям судья, выбранный для службы в военной палате Верховного Народного Суда, должен состоять на действительной военной службе.

Профессиональные судьи обязаны пройти экзамен гражданской службы и проверяются Министерством юстиции, которое приложило значительные усилия и внимание к оценке и подготовке кандидатов в судьи. Сами суды также опрашивают кандидатов о законах и их квалификации и вынуждают их опровергать или отстаивать определенные положения.

Требования к народным заседателям следующие: возраст, соответствующий уровень образования, хорошие моральные принципы, хорошая репутация в обществе и хорошее отношение к службе или любой работе, проделанной по вопросам общественного интереса.

За исключением Председателя и заместителя Председателя Верховного Народного Суда и членов военной палаты Верховного Народного Суда, Министерство юстиции представляет списки кандидатов на должность судьи в соответствующие законодательные органы. Таким образом, кандидаты в члены Верховного Народного Суда, областных судов, муниципальных судов выдвигаются Министром юстиции и утверждаются Национальной Ассамблеей и областными и муниципальными ассамблеями соответственно. Председатель Государственного совета, однако, представляет кандидатуру на должность Председателя и заместителя председателя Верховного Народного Суда. Министры юстиции и обороны представляют кандидатуры судей, выбранных для службы в военной палате, в Национальную Ассамблею.

До вступления в силу Закона № 82 в 1997 году все судьи, профессиональные и непрофессиональные, осуществляли свои полномочия в течение 5 лет. Народные заседатели и временные профессиональные судьи до сих пор осуществляют полномочия 5 лет, но теперь не существует фиксированного срока службы для постоянных профессиональных судей. Они исполняют свои обязанности неопределенное количество времени, если только Национальная Ассамблея или местная ассамблея, избравшие их, не снимут их с должности. Причинами для снятия с должности являются арест или осуждение за совершение преступления, некомпетентность и действия, которые наносят серьезный ущерб отправлению правосудия.

Судьи всех уровней должны отчитываться о своих делах Министерству юстиции. Представление отчетов формально описывается как административная отчетность, а не отчетность по единичным случаям или результатам. Министерство юстиции составляет подробную электронную базу данных о судебных делах.