Информационное сообщение

 

Продолжается работа по анализу правового регулирования судебной деятельности различных государств. В настоящем выпуске предлагаем для ознакомления обзор судебной системы Республики Намибия.

 

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ НАМИБИЯ

 

 

До обретения независимости в 1990 году суды Намибии являлись составной частью судебной системы Южно-Африканской Республики. В настоящее время судебная система существует на основании Конституции Намибии и других законодательных актов, которые регулируют полномочия судов и призваны обеспечить независимость судебной власти. Для этой цели существуют правовые и внеправовые меры.

Так, согласно части 2  статьи 21 Конституции страны все граждане Намибии имеют конституционное право выражать свое мнение в отношении постановлений и решений судов. Такие мнения или критические замечания, однако, не должны выражаться, когда речь идет о делах, находящихся на рассмотрении, в ходе судебного разбирательства или если дело не было закрыто судом окончательно. Кроме того, такая критика не должна быть грубой, нечестной или рассчитанной на запугивание или влияние на судей, исполняющих свои судебные функции. Это, а также любое другое действие, рассчитанное на вмешательство в деятельность судебной власти, является неуважением к суду и влечёт за собой привлечение к ответственности.

К внеправовым мерам, направленным на защиту и поддержание независимости, беспристрастности и достоинства судебной системы, относятся условия службы судей, т.е. заработная плата, гарантия сохранения постоянной должности, пенсии и порядок назначения.

Отличительной особенностью судебной системы Намибии является процедура обжалования судебных решений. Апелляционные жалобы на судебные решения рассматривает в расширенном составе суд, который вынес эти решения. Если сторона по делу хочет обжаловать решение в суде вышестоящей инстанции, то сначала она должна подать в суд вышестоящей инстанции ходатайство о получении разрешения на обжалование судебного решения в этом суде.

Судебная система Намибии включает в себя: Верховный Суд, Высокий суд, суды нижестоящей инстанции (к которым относятся мировые суды и суды общин), а также трудовой суд и окружные трудовые суды.

 

Верховный Суд

Состав

 

Согласно Статье 79(1) Конституции предусмотрено, что Верховный Суд состоит из Председателя Верховного Суда и других судей, количество которых может устанавливать президент страны на основании рекомендации Комиссии по вопросам судебной системы, в то время как статья 79(2) предусматривает, что Верховный Суд возглавляет Председатель Верховного Суда. Следует также отметить, что ни один судья не может рассматривать дело, в вынесении решения по которому он принимал участие в суде низшей инстанции. Все судьи назначаются на должность как в Верховный Суд, так и в Высокий суд президентом по рекомендации Комиссии по вопросам судебной системы. Все судьи, назначенные таким образом, занимают эту должность до достижения ими возраста 65 лет, но президент имеет право продлить срок исполнения полномочий любого судьи до достижения им возраста 70 лет. Судья может быть отстранен от должности до истечения срока его/ ее пребывания в должности, но только Президентом по рекомендации Комиссии по вопросам судебной системы и только на основании умственной недееспособности или грубого должностного преступления.

 

Полномочия Верховного Суда

 

Основной функцией Верховного Суда является рассмотрение апелляционных жалоб на решения Высокого суда, в том числе апелляций, которые связаны с толкованием Конституции или принятием поправок в Конституцию. Таким образом, Верховный Суд является высшим апелляционным судом Намибии и его решения являются окончательными. Следует, однако, добавить, что в порядке осуществления прерогативы помилования президент уполномочен помиловать или отсрочить исполнение приговора осужденному преступнику либо безоговорочно, либо на таких условиях, которые он/ она может счесть подходящими. Верховный Суд не связан никакими решениями, постановлениями или приказами судов, которые осуществляли свои полномочия в Намибии до или после обретения независимости.

Согласно закону о Верховном Суде № 15 от 1990 года Верховный Суд наделен неограниченной апелляционной юрисдикцией по обжалованию любых решений или постановлений Высокого суда и в некоторых случаях судебных решений судов нижестоящей инстанции. В ходе рассмотрения дела Верховный Суд имеет право исследовать дополнительные доказательства, истребовать доказательства, давать судебные поручения судам нижестоящих инстанций относительно рассматриваемого дела или передать дело на новое рассмотрение в суд, на чьё решение подана апелляция, с указаниями по сбору дополнительных доказательств или другими необходимыми поручениями. Верховный Суд также уполномочен оставить без изменений, изменить или отменить решение или постановление, которые являются предметом обжалования, и вынести любое решение или постановление в зависимости от обстоятельств рассматриваемого дела. Согласно статистике Верховный Суд редко использует свои полномочия по отмене или изменению решений или постановлений судов нижестоящих инстанций.

Как правило, при рассмотрении апелляций по гражданским делам на решения Высокого суда судебный процесс должен принимать форму повторного заслушивания отчета, а не повторного рассмотрения дела по существу. Тем не менее, если суду кажется, что перед судьей было недостаточно доказательств, дается распоряжение на проведение повторного судебного разбирательства.

 

Полномочия Верховного Суда в качестве суда первой инстанции

 

Как суд первой инстанции Верховный Суд рассматривает дела, которые, согласно Конституции, направляет ему Генеральный прокурор, а также дела, связанные с толкованием Конституции или проверкой закона на соответствие Конституции. С учётом того, что Конституция Намибии не предусматривает создание Конституционного Суда, его функции разделены между Верховным Судом и Высоким судом.

При осуществлении своих полномочий в качестве суда первой инстанции Верховный Суд вправе  истребовать доказательства, дать судебные поручения судам низших инстанций рассмотреть дело и вынести по нему окончательное решение или направить дело на рассмотрение в Высокий суд.

Верховный Суд также обладает полномочиями назначать повторное рассмотрение в отношении решений Высокого суда или любого суда низшей инстанции. Верховный Суд может осуществлять эти полномочия exmeromotu (по собственному желанию), когда до ведома суда или любого судьи этого суда доходит, что судебное решение содержит ошибку, несмотря на то, что на такие судебные решения не поданы апелляционные жалобы или они не могут быть обжалованы в Верховный Суд. Эти полномочия, однако, не предоставляют право возбуждать повторные разбирательства в Верховном Суде в качестве суда первой инстанции.

Верховный Суд обязан проводить не менее трех заседаний в течение каждого календарного года. Заседания суда проводятся в г. Виндхук.

 

Обязательный характер решений Верховного Суда

 

Решение Верховного Суда является обязательным для всех других судов Намибии и всех граждан Намибии, если только оно не отменено самим Верховным Судом или не противоречит акту парламента, законно принятому в соответствии с принципами законодательного суверенитета.

 

Высокий суд

Состав

 

Высокий суд состоит из Судьи-Президента и других судей, количество которых устанавливает президент по рекомендации Комиссии по вопросам судебной системы. Конституция не прописывает положения касательно квалификации для назначения на должность судей Высокого суда или действующих судей, но раздел 3 Закона о Высоком суде № 16 от 1990 года содержит подробные положения, касающиеся таких квалификаций.

Согласно Конституции Высокий суд осуществляет свои полномочия не только как суд апелляционной инстанции, но и по некоторым категориям дел как суд первой инстанции. Все дела рассматриваются в Высоком суде в открытом судебном заседании, за исключением случаев, когда суд постановляет рассматривать дела в закрытом судебном заседании по соображениям морали, а также если дело касается общественного порядка или национальной безопасности.

Высокий суд расположен в городе Виндхук, но он также проводит выездные судебные заседания в  городах Гобабис, Хрутфонтейн, Ошакати, Свакопмунд и др.

Согласно статье 16 Закона о Высоком суде, Высокий суд рассматривает апелляционные жалобы на решения всех нижестоящих судов. Законом чётко не регламентируется количество судей в составе суда при рассмотрении  апелляций. Так, апелляция может быть рассмотрена Высоким судом в составе одного судьи, который выносит решение по делу единолично, либо коллегиально, в составе нескольких судей. При этом  судья, председательствующий по делу, или, в его или ее отсутствие, любой доступный старший судья имеет право вынести постановление о рассмотрении дела бóльшим количеством судей.

В ходе рассмотрения дела Высокий суд имеет право: исследовать дополнительные доказательства, истребовать доказательства по делу либо передать дело в суд, на чьё решение подана апелляция, на новое рассмотрение, с указаниями по сбору дополнительных доказательств или иными поручениями, которые Высокий суд может счесть необходимыми для объективного рассмотрения дела. Кроме того,Высокий суд наделён надзорными полномочиями или полномочиями пересматривать все судебные решения нижестоящих судов. В соответствии с этой компетенцией Высокий суд имеет право затребовать и рассмотреть протокол любого разбирательства нижестоящего суда и в случае необходимости пересмотреть любые решения или постановления, содержащиеся в любом таком протоколе.

Закон о Высоком суде Намибии наделяет Высокий суд правом по своей собственной инициативе или по заявлению заинтересованного лица передавать любые дела любого суда низшей инстанции другому нижестоящему суду компетентной юрисдикции или же забирать дело себе для рассмотрения и вынесения решения, чтобы гарантировать, что дело будет рассмотрено оперативно, удобно, честно и авторитетно.

Как отмечалось ранее, Верховный Суд обладает полномочием рассматривать апелляции на решения или постановления Высокого суда. Тем не менее, в некоторых случаях эти апелляции необязательно подавать прямо в Верховный Суд. Согласно части 2 статьи 18 Закона о Высоком суде апелляционная жалоба на любое решение или постановление Высокого суда по гражданскому делу подаётся непосредственно в Высокий суд, который затем рассматривает эту апелляцию в полном составе, если дело рассматривалось Высоким судом в составе одного судьи и на вынесенное решение или постановление может быть подана апелляционная жалоба; или в Верховный Суд, если все участники процесса письменно соглашаются на пересмотр дела в Верховном Суде. При отсутствии такого письменного согласия всех участников процесса Высокий суд принимает решение относительно направления дела в Верховный Суд для рассмотрения апелляции.

 

Полномочия Высокого суда в качестве суда первой инстанции

 

В соответствии со своими полномочиями суда первой инстанции суд имеет право рассматривать и выносить решения по всем гражданским и уголовным делам, в том числе по тем, которые включают толкование Конституции и основных прав и свобод, гарантированных ею. Кроме того, Высокий суд рассматривает заявления заинтересованных лиц, связанные с предоставлением этим лицам новых прав.  Высокий суд также правомочен отменять законы, которые не соответствуют Конституции. Собственная компетенция суда отменять законы распространяется также на подзаконные акты, которые являются необоснованными или наделяют органы власти неправомерными полномочиями. Как правило, собственная компетенция вышестоящих судов означает, что они могут делать что угодно, что не запрещено законом, в отличие от нижестоящих судов, таких, как мировые суды.

Когда Высокий суд рассматривает гражданское дело как суд первой инстанции, он должен состоять из одного судьи, но председательствующий судья или, в его или ее отсутствие, доступный старший судья может в любое время вынести постановление о рассмотрении дела полным составом. Тем не менее, в случае рассмотрения апелляций суда низшей инстанции по уголовным делам Высокий суд должен быть создан в порядке, установленном соответствующим законодательством, касающимся процедуры рассмотрения уголовных дел.

 

Суды низшей инстанции

 

Суды низшей инстанции осуществляют свои полномочия в соответствии со Статьей 78 Конституции Намибии. В настоящее время суды низшей инстанции в Намибии представляют собой мировые суды и суды общин, которые специально созданы на основании Закона № 32 от 1944 года о мировых судах 1944 года и Закона № 10 от 2003 года о судах общин 2003 года соответственно.

 

Мировой суд

 

Мировые суды Намибии можно разделить на областные, окружные, участковые и периодические суды. Все мировые суды обладают равными полномочиями при рассмотрении гражданских дел, за исключением областных мировых судов, которые рассматривают только уголовные дела.

Территориальная подсудность.

Территориальная подсудность мирового суда распространяется на округ, участок или область, для которой учреждается такой суд, а суд, учреждённый для округа, не имеет юрисдикции в участке. Аналогичные положения применяются по отношению к подсудности периодических судов, за исключением того, что их территориальная подсудность подпадает под положение о том, что суд округа, в пределах которого находится указанный участок или любая его часть, сохраняет параллельную подсудность с периодическим судом на территории участков, находящихся  на территории данного округа.

Мировые суды правомочны рассматривать гражданские иски: имущественного характера, если стоимость спорного имущества не превышает 25 000 намибийских долларов; иски на определение права проезда по чужой земле; иски по кредитным договорам и об истребовании суммы залога, если цена иска не превышает 100 000 намибийских долларов, а также любые другие гражданские иски, если цена иска не превышает 25 000 намибийских долларов. При этом мировые суды не вправе рассматривать иски: о расторжении брака; об установлении режима раздельного проживания супругов; об имущественных правах супругов; о признании завещания недействительным; трактовке завещания или об оспаривании иных документов наследственного характера.

Как уже отмечалось, мировые суды также рассматривают уголовные дела. Всем мировым судам, за исключением областных мировых судов, подсудны все категории уголовных дел, по которым предусмотрено наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы. Областные мировые суды рассматривают все категории уголовных дел, по которым предусмотрено наказание, не превышающее двадцати лет лишения свободы, за исключением государственной измены и убийств. Кроме того, мировые суды, за исключением областных мировых судов, не вправе назначать штраф, превышающий 20 000 намибийских долларов, а областные мировые суды не вправе назначать штраф, превышающий 100 000 намибийских долларов.

Помимо этих общих положений существуют еще и специальные законодательные акты, которые либо сужают, либо расширяют полномочия мировых судов, касающиеся назначения наказания.  В этом случае суд может наложить любой штраф или вынести любой приговор, как это предписано специальным законом. Как правило, некоторые положения предусматривают обязательное минимальное наказание, в этом случае любой осужденный обязан получить это минимальное наказание независимо от отдельных обстоятельств дела, в том числе каких-либо смягчающих или отягчающих вину обстоятельств.

Кроме того, мировые суды наделены полномочиями рассматривать и выносить решения по апелляциям на любые постановления или решения судов общин.

 

Суды общин

 

Суды общин созданы согласно Закону № 10 от 2003 года о судах общин, который также устанавливает подробный порядок и требования по созданию и признанию общинных судов в конкретной традиционной общине. Закон об общинных судах был принят, в частности, чтобы законодательно закрепить и оформить юрисдикцию традиционных судов, оказывающих существенные юридические услуги членам традиционных общин, которые подпадают под их юрисдикцию, и применение обычного права. Официальное признание также вводит рассмотрение дел прежних традиционных судов в русло судебной власти Намибии и подвергает их судебные решения формальной оценке и надзору вышестоящих судов.

 

Состав

 

Суд общины состоит из одного судьи или нескольких судей, которых назначает Министр юстиции. Судья суда общины должен быть знаком с обычным правом территории, подпадающей под его/ ее подсудность, и не может быть членом парламента, регионального совета или местного органа власти.  Также не может быть назначен на должность судьи суда общины лидер политической партии, независимо от того, зарегистрирована эта политическая партия или нет в соответствии со статьёй 39 Закона о выборах от 1992 года. Министр юстиции имеет право отстранить от должности любого судью суда общины, если этот судья отвечает упомянутым выше обстоятельствам, которые лишают права занимать должность, но только после консультации с соответствующим традиционным органом и после того, как Министр предоставил данному судье возможность высказать свое мнение. Это отстранение от должности должно быть опубликовано в официальной газете.

Судья суда общины может назначить одного или нескольких экспертов для консультирования суда по любому вопросу, направленному  в суд в ходе рассмотрения дела, но мнение эксперта не является обязательным для суда: оно несет рекомендательный характер.

Статья 12 Закона о судах общин предоставляет этим судам полномочия рассматривать любые иски о взыскании компенсации, применении реституции и другие подобные иски, если основание для предъявления иска возникли на территории общины, на которой расположен суд общины, или если стороны по делу, по мнению суда общины, тесно связаны с общим правом, применяемым на территории общины.

Важность этого положения заключается в том, что судам общин подсудны не только гражданские дела, но и уголовные, при условии, что суды общин не назначают наказания, связанные с лишением свободы.

Поскольку суды общин традиционно осуществляли правосудие в отношении лиц на подсудных им территориях, на которых в основном действовало обычное право, эта практика была признана, когда был издан Закон, в который были включены положения, предписывающие судам общин применять нормы обычного права.

 

Трудовой суд

 

Система трудовых судов Намибии была создана на основании статьи 15 Закона о труде № 6 от 1992 года. Этим законом предусмотрено две инстанции трудовых судов: трудовой суд и окружной трудовой суд, для каждого округа, в котором есть мировой суд. В соответствии с судебной иерархией Намибии трудовой суд является судом высшей инстанции, а окружной трудовой суд – суд низшей инстанции.

 

Трудовой суд состоит из судьи или действующего судьи Высокого суда Намибии, назначенного председательствующим судьей для этих целей на период рассмотрения трудовых споров, которые определяются председателем Высокого суда. Председатель трудового суда может по своей собственной инициативе или по просьбе любой из сторон трудового спора, рассматривающегося в суде по трудовым спорам, назначить двух или более судебных консультантов для консультации суда по любым вопросам, которые должны быть разрешены судом в ходе данного разбирательства. Как и в случае с судом по трудовым спорам,  в составе окружного трудового суда могут также заседать двое судебных консультантов.

Окружной трудовой суд состоит из судьи, назначенного Министром юстиции или другим должностным лицом Министерства юстиции, назначенным Министром.

Трудовой суд рассматривает апелляционные жалобы на решения окружных трудовых судов; протесты на постановления министра труда или заместителя министра труда; занимается толкованием трудового законодательства, условий трудовых договоров или иных трудовых соглашений.

 

Окружной трудовой суд

 

Окружные трудовые суды правомочны рассматривать все трудовые споры между работником и работодателем, предметом которых является нарушение или предполагаемое нарушения трудового законодательства, условий и/или положений трудового договора или коллективного договора. Впрочем, окружной трудовой суд вправе передать дело на рассмотрение в мировой суд на основании ходатайства истца и с согласия ответчика либо по собственной инициативе – в случае наличия конфликта интересов.

Согласно статьям 17, 22 Закона о труде окружной трудовой суд при осуществлении своих полномочий обладает всеми полномочиями мирового суда в соответствии с Законом о мировых судах.