Информационное сообщение

Отдел международного сотрудничества Верховного Суда Донецкой Народной Республики продолжает публикацию обзорных материалов о судебных системах различных стран мира.

Следующий представленный материал касается судебной системы Китайской Народной Республики

Судебная система Китайской Народной Республики

Структура

 

Судебная система КНР включает: Верхов­ный народный суд, местные народные суды (народные суды высшей ступени, средней ступени и низовые народные суды), военные суды и другие специальные народные суды.

Верховный народный суд состоит из председателя, заме­стителей председателя, начальников палат, их заместителей и нескольких судей. В составе Верховного народного суда уч­реждаются: палата по уголовным делам, палата по граждан­ским делам, палата по хозяйственным делам, а при необхо­димости создаются другие палаты.

Верховный народный суд рассматривает следующие кате­гории дел:

— отнесенные законами и постановлениями к юрисдик­ции Верховного народного суда по первой инстанции и дела, которые Верховный народный суд сочтет нужным рассмот­реть по первой инстанции;

— по жалобам и протестам на решения и определения ме­стных народных судов высшей ступени и специальных судов;

— по протестам Верховной народной прокуратуры, при­несенным в порядке надзора.

Верховный народный суд дает разъяснения по вопросам конкретного применения законов и указов в судопроизводстве.

Как высший судебный орган Верховный народный суд осу­ществляет надзор за деятельностью местных и специальных народных судов. Он ответствен перед ВСНП и ПК ВСНП.

Местные народные суды высшей ступени — это суды провинций, автономных областей и городов центрального подчи­нения. Они образуются в составе председателя, заместителей председателя, начальников палат, их заместителей и нескольких судей. В составе народного суда высшей ступени учреж­даются: палата по уголовным делам, палата по гражданским делам и палата по хозяйственным делам, а в случае необхо­димости могут быть созданы другие палаты.

Народные суды высшей ступени рассматривают следую­щие категории дел:

— отнесенные законами и постановлениями к их юрисдик­ции по первой инстанции;

— переданные нижестоящими народными судами для рас­смотрения по первой инстанции;

— по жалобам и протестам на решения и определения нижестоящих народных судов;

— по протестам народной прокуратуры, принесенным в порядке надзора.

Народные суды средней ступени создаются по районам в провинциях, в городах центрального подчинения, в городах, подчиненных провинциям и автономным областям. К данной категории относятся также народные суды автономных окру­гов. В состав такого суда входят председатель, его заместите­ли, начальники палат, их заместители и несколько судей.

В народном суде средней ступени создаются палата по уголовным делам, палата по гражданским делам, а в городах центрального подчинения и в городах, подчиненных провинциям и автономным областям, также палата по хозяйственным делам. В случае необходимости могут быть созданы и другие палаты.

В случае, если народный суд средней ступени сочтет ка­кие-либо принятые им к рассмотрению гражданские и уголов­ные дела ввиду их важности подлежащими рассмотрению суда высшей ступени, он может просить об этом.

Низовые народные суды это уездные и городские на­родные суды, народные суды автономных уездов, народные суды городских районов. Низовой народный суд состоит из пред­седателя, его заместителей и нескольких судей. В низовых народных судах могут быть созданы: палата по уголовным де­лам, палата по гражданским делам и палата по хозяйствен­ным делам. Низовой народный суд в зависимости от величины и характера подведомственной территории, ее населения и положения дел может создать несколько народных трибуна­лов. Народные трибуналы являются составными частями на­родных судов, их решения и определения являются решения­ми и определениями низовых народных судов. Низовые народ­ные суды, если в законах или постановлениях отсутствуют иные указания, разбирают гражданские и уголовные дела как суды первой инстанции. Если низовой народный суд считает, что принятые им к рассмотрению те или иные гражданские и уголовные дела являются важными и должны быть рассмотре­ны вышестоящим судом, он может передать дела на рассмот­рение в этот суд.

Кроме рассмотрения дел в судебном заседании, низовые народные суды выполняют следующие задачи:

— разрешают не требующие разбирательства в судебном заседании гражданские споры и малозначительные уголовные дела;

— направляют работу народных примирительных комиссий.

Вышестоящие народные суды осуществляют надзор за судебной деятельностью нижестоящих народных судов.

Местные народные суды ответственны перед местны­ми органами государственной власти.

В народных судах всех ступеней создаются судебные ко­митеты. Их задачей является обобщение опыта судебной работы, обсуждение важных или сложных дел и других воп­росов, относящихся к работе судов. Члены судебных комите­тов местных народных судов назначаются и смещаются соот­ветствующими постоянными комитетами собраний народных представителей по представлению председателя суда. Члены судебного комитета Верховного народного суда назначаются и смещаются ПК ВСНП по представлению председателя Верхов­ного народного суда. В судебном комитете председательству­ет председатель суда. Главный прокурор народной прокурату­ры равной ступени имеет право присутствовать на заседани­ях комитета с правом совещательного голоса.

Организацию и задачи специальных народных судов осо­бо устанавливает ПК ВСНП. Конституция в п. 11 ст. 67 устано­вила, что председателей военных судов ПК ВСНП назначает и смещает по предложению председателя Верховного народ­ного суда.

Конституция установила четыре принципа судопроизвод­ства — независимость судов ("Народные суды осуществляют разбирательство дел независимо, в соответствии с установле­ниями закона, без вмешательства административных органов, общественных организаций и отдельных лиц"), открытое раз­бирательство дел, кроме предусмотренных законом особых случаев (по закону это дела, содержащие государственную тай­ну, связанные с интимными сторонами жизни и о преступлени­ях несовершеннолетних), право обвиняемого на защиту, исполь­зование в процессе родного языка и письменности граждан. За­коном предусмотрены также принципы равноправия граждан при разбирательстве дел, коллегиальности суда (но предус­мотрена возможность рассмотрения одним судьей несложных гражданских и малозначительных уголовных дел).

Решения и определения, вынесенные местными народны­ми судами различных ступеней, могут быть обжалованы в вышестоящий народный суд. Решения судов второй инстанции, а также решения и определения Верховного народного суда, вынесенные по первой инстанции, являются окончательными.

Приговоры, осуждающие к смертной казни, как правило, передаются на утверждение Верховного народного суда, ко­торый, однако, может передавать право утверждения смерт­ных приговоров по делам об убийствах, изнасилованиях, грабе­жах, взрывах, а также связанных с иными преступлениями, серьезно подрывающими общественную безопасность и обще­ственный порядок, народным судам высшей ступени провин­ций, автономных областей и городов центрального подчине­ния.

 

Особенности судебной системы Китайской Народной Республики

 

Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация общественных интересов. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, – эта обязанность возлагается на правоохранительные органы вообще и на суды в частности.

Судебные органы КНР играют весьма важную роль в обеспечении работы всего государственного аппарата.

Актами, определяющими состав, правовое положение и формы деятельности суда, являются Конституция КНР 1982 г. и Закон об организации народных судов 1979 г., дополненные последующими актами.

Судебные органы КНР строятся в соответствии с функциями данного государства, поскольку в них заложена и отражена воля соответствующих социальных групп, что составляет суть государственной власти. С этой точки зрения государственная власть выступает как нечто единое, ибо в ней непосредственно и наиболее полно выражена господствующая в обществе социальная воля.

Особая сфера осуществления власти, связанная с применением права, вызвала необходимость учредить такие государственные органы, которые бы специализировались на рассмотрении и решении дел о преступлениях, т. е. наиболее опасных формах установленного правопорядка, а также дел, связанных с ущемлением имущественных и личных прав членов данного общества. Кроме всего прочего для КНР, как и для любого другого государства, объективно необходима была система органов, обеспечивающих правопорядок.

Судебные органы выполняют главным образом карательную функцию, а также призваны участвовать в перевоспитании лиц, совершивших преступления и проступки.

Верховный народный суд формируется высшими органами государственной власти: Председателя суда избирает ВСНП, а членов – ПК ВСНП. Верховный народный суд осуществляет судебный контроль над деятельностью общих и специальных судов.

 

Полномочия Верховного народного суда включают:

 

1. Рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, входящих в компетенцию Верховного народного суда согласно закону и законодательным актам, а также подсудных ему, по мнению самого суда; рассмотрение апелляционных жалоб и протестов на приговоры и решения народных судов высшей ступени и специализированных народных судов; рассмотрение протестов Верховной народной прокуратуры в соответствии с процедурой надзора над судопроизводством.

2. Право санкционирования смертной казни. Имеет право санкции на смертные приговоры по убийствам, изнасилованиям, грабежу, взрывам и другим преступлениям, представляющим серьезную угрозу общественной безопасности и общественному порядку. В случае необходимости Верховный народный суд может передать право санкционирования народному суду высшей ступени.

3. Надзор за народными судами различных уровней и специализированными народными судами.

4. Право истребования или направления нижестоящему народному суду на пересмотр уже вступивших в силу приговоров и решений народных судов различных уровней в случаях судебной ошибки.

5. Право санкционирования квалификации преступления в случае, если оно не подпадает под категории, предусмотренные в Уголовном кодексе.

6. Право давать разъяснения по вопросам судебной практики.

Конституция КНР закрепляет некоторые общепринятые принципы правосудия, в том числе право на судебную защиту.

Принципы работы Верховного народного суда определены отдельным законом и включают главным образом:

1. Принцип равенства: т. е. все граждане равны перед законом, в правовом отношении все национальности имеют равные права, в судебной практике не дозволяются привилегии и любые дискриминации.

Конституция, также, предполагает право граждан различных национальностей использовать свой язык в судопроизводстве.

Так, в Тибетском автономном районе только в 1987 г. в опытном порядке были уравнены для использования в государственных органах китайский и тибетский языки. Окончательно вопрос о статусе тибетского языка, его изучении, употреблении и развитии был решен лишь в марте 1989 г., сразу же после массовых выступлениях тибетского населения в Лхасе.

Обнародованные правительством Тибетского автономного района правила установили равенство китайского и тибетского языков при составлении официальных документов и названии общественных мест. В управлении тибетский язык должен использоваться как главный. В судопроизводстве или отправлении религиозных культов граждане вправе выбирать китайский или тибетский язык.

2. Принцип гласности суда: за исключением дел, касающихся государственной тайны, интимной жизни и несовершеннолетних правонарушителей, все судебные разбирательства проводятся открыто.

3. Принцип защиты: подсудимый по закону имеет право уполномочить другое лицо или лично осуществлять в ходе судебного разбирательства защиту по фактам и материалам дела.

4. Система коллегиальности: во время рассмотрения дел в качестве суда первой инстанции Верховный народный суд собирает коллегию из 1–3 судей и 2–4 народных заседателей. Во время рассмотрения апелляционных жалоб и протестов образуется коллегия из 3–5 судей. Председатель суда или палаты назначает одного из судей Председателем коллегии, все члены коллегии обладают равными правами.

5) Система отвода: в случае если подсудимый считает, что судья не может справедливо судить по причине личной заинтересованности или другим причинам, он имеет право заявить об отводе, решение об отводе судьи принимает Председатель суда. С другой стороны, судья также может заявить самоотвод, если считает, что имеет личную заинтересованность в деле, или по другим причинам, его самоотвод также должен санкционироваться Председателем суда.

6) Принцип независимости суда: Согласно закону Народный суд осуществляет судебную власть независимо от любых административных органов, общественных организаций и частных лиц.

 

Организационная структура Верховного народного суда выглядит следующим образом.

 

В состав Верховного народного суда входят Председатель, заместители Председателя, Председатели Палат Верховного народного суда, их заместители и судьи.

Верховный народный суд учреждает Палату по уголовным делам, Палату по гражданским делам, Палату по экономическим делам, Палату по административным делам и другие палаты, учреждаемые в случае необходимости. Кроме того, в структуру Верховного народного суда входят также канцелярия, департамент кадров, департамент юстиции, административный департамент, управление делами, управление по делам кадров-ветеранов, управление по иностранным делам, департамент образования и т. д.

Руководящей группой Верховного народного суда является Судебная комиссия. Ее основные полномочия: обобщение опыта судебной работы, обсуждение важных или трудных дел и проблем судебной практики.

Заседания Комиссии проводятся под началом Председателя Верховного народного суда. В Комиссию входят Председатель Верховного народного суда, заместители Председателя, председатели палат, их заместители, а также судьи. Председатель Верховного народного суда избирается на должность и освобождается от должности Всекитайским собранием народных представителей, заместители Председателя Верховного суда, председатели палат, их заместители, члены Судебной комиссии, судьи назначаются на должность и освобождаются от должности Постоянным комитетом ВСНП.

Направления деятельности палат Верховного народного суда распределяются следующим образом:

1. Первая палата по уголовным делам: рассматривает крупные уголовные преступления.

2. Вторая палата по уголовным делам: рассматривает, проверяет и принимает решения по апелляционным жалобам, направленным в Верховный народный суд участниками уголовного дела, подсудимым и его родственниками или другими гражданами, на вступившие в силу приговоры и арбитражные решения. Путем судебного надзора своевременно исправляет возможные ошибки в судопроизводстве.

3. Палата по гражданским делам: рассматривает гражданские дела всекитайского масштаба.

4. Палата по экономическим делам: рассматривает крупные хозяйственные тяжбы.

5. Палата по административным делам: рассматривает административные дела, касающиеся центральных государственных органов.

Как и другие суды, Верховный Суд не пользуется независимостью в качестве особой ветви государственной власти: он несет ответственность перед ВСНП и его ПК, которые вправе в любое время изменить его состав.

Низовое звено местных народных судов формируется гражданами путем выборов, другие местные суды избираются местными органами. Судьи местных судов, как и судьи Верховного народного суда, также не пользуются несменяемостью и независимостью: они несут ответственность перед местными представительными органами и их постоянными комитетами.

Система судебных инстанций Китайской Народной Республики предусматривает суд первой и второй (последней) инстанции с точки зрения процессуального права и четыре уровня и две инстанции с точки зрения системы народных судов.

Местные народные суды различных ступеней выносят приговоры и решения по входящим в их компетенцию делам в качестве суда первой инстанции, если стороны дела не согласны с их решением, они могут в определенные законом сроки подать апелляцию в вышестоящий народный суд; Приговор или решение, принятое после рассмотрения жалобы или протеста вышестоящим народным судом, является приговором или решением второй инстанции. Согласно системе судов первой и второй инстанций, приговоры и решения народного суда в качестве суда второй инстанции являются окончательными и не подлежат обжалованию. Верховный народный суд является высшим судебным органом страны, вынесенные им приговоры и решения в качестве суда первой и второй инстанции являются окончательными и вступают в законную силу после оглашения.

Организационная структура народных судов Китая подразделяется на 4 уровня: суды первой, средней, высшей инстанции и Верховный народный суд. Кроме того, учреждаются также военный, железнодорожный, водного транспорта и другие специализированные народные суды.

Народные суды низового звена в Китае включают: уездные и городские народные суды, народные суды автономных уездов и районные суды городов; народные суды среднего звена включают: народные суды округов внутри провинций и автономных районов, суды, учрежденные внутри городов центрального подчинения, народные суды городов провинциального подчинения и районного подчинения национальных автономий, а также народные суды автономных округов; высшие народные суды включают провинциальные высшие народные суды, высшие народные суды автономных районов и городов центрального подчинения.

Специализированные народные суды являются составной частью единой судебной системы – института народных судов, вместе с местными народными судами различных уровней они осуществляют судебную власть государства. Специализированные народные суды отличаются от местных судов главным образом в следующем:

1. Специализированные народные суды являются судебными органами, созданными для рассмотрения дел определенных ведомств и в определенной сфере, а местные народные суды учреждаются в соответствии с административно-территориальным делением.

2. В компетенцию специализированных народных судов входят специальные дела, характер рассматриваемых ими дел отличается от дел, подсудных местным народным судам.

3. Образование специализированных народных судов, назначение и смещение их кадров также отличается от местных народных судов, например, Председатель Военного суда не избирается Всекитайским собранием народных представителей, а назначается Верховным народным судом совместно с Центральным военным советом. Специализированные народные суды включают: военный суд, морской суд, суд железнодорожного транспорта, суд лесного хозяйства, суд сельского хозяйства и целинных земель, суд нефтяной отрасли, и др.

Военный суд учрежден на основе специфичности войсковой системы и военно-оперативных задач армии. Его конкретной задачей является суд над преступными элементами, наносящими вред государству и обороне страны, защита государственной безопасности, защита государственной законности и порядка в армии, повышение боеспособности войск, защита законных прав и интересов военнослужащих и других граждан. Основной функцией военного суда является нанесение удара по врагам, наказание преступников и защита народа, пропаганда социалистической законности. Военный суд имеет 3 инстанции: Военный суд Народно-освободительной армии Китая; Военные суды военных округов, родов и видов войск, Военные суды войсковых соединений и единиц, приравненных к армии. Военные суды образуются из Председателя, заместителя Председателя, двух судебных палат, каждый с Председателем и одним заместителем, а также судей и секретарей. В состав военных судов крупных военных округов, родов и видов войск, а также военных судов войсковых соединений и единиц, приравненных к армии, входят Председатель и судьи, секретари. Все военные суды образуют судебные комиссии. Ее основной задачей является обсуждение и изучение важных и трудных дел, а также проблем, связанных с судебной работой. Заседания судебной комиссии возглавляются Председателем суда, на заседании может присутствовать в качестве наблюдателя прокурор военной прокуратуры. В компетенцию Военных судов входит определенный круг уголовных дел, как то: уголовные дела военнослужащих действительной службы; уголовные дела штатных работников армии; уголовные дела по уполномочию Верховного народного суда.

 

Морской суд

 

В компетенцию морских судов входит расследование в первой инстанции дел, связанных с морскими делами и морской торговлей, он не принимает к производству уголовные и гражданские дела. Апелляции на решения морских судов рассматриваются в соответствующем народном суде. При морском суде учреждены палата по морским делам, палата по морской торговле, а также научно-исследовательский отдел и канцелярия. В состав морского суда входят Председатель, его заместители, Председатели палат и их заместители, а также судьи. Председатель морского суда назначается на должность и освобождается от должности Постоянным комитетом городского Собрания народных представителей по месторасположению морского суда по представлению Председателя Постоянного комитета СНП той же ступени; заместители Председателя суда, председатели палат и их заместители, судьи и члены судебной комиссии назначаются на должность и освобождаются от должности Постоянным комитетом городского Собрания народных представителей по месторасположению морского суда по представлению Председателя морского суда.

 

Суд железнодорожного транспорта

 

Суд железнодорожного транспорта имеет два уровня: суд железнодорожного транспорта среднего звена, относящийся к Управлению железных дорог, и суд низшего звена, находящийся в ведении нижестоящего управления железных дорог. Судебная деятельность суда железнодорожного транспорта среднего звена находится под надзором соответствующего народного суда высшей инстанции. Председатель суда железнодорожного транспорта назначается на должность и освобождается от должности Постоянным комитетом Собрания народных представителей данного района по представлению Председателя Постоянного комитета СНП той же ступени. Заместители Председателя, Председатели палат и их заместители, судьи назначаются на должность и освобождаются от должности Постоянным комитетом Собрания народных представителей данного района по представлению Председателя суда. В суде железнодорожного транспорта учреждена палата по уголовным делам, палата по экономическим делам и палата по гражданским делам. В их компетенцию входят: во-первых, гражданские и уголовные дела, совершенные на железнодорожных линиях; во-вторых, гражданские и уголовные дела штатных работников Управления железных дорог; в-третьих, хозяйственные споры, имеющие непосредственное отношение к ведомству железнодорожного транспорта.

 

Суд лесного хозяйства

 

Задачей суда лесного хозяйства является охрана лесов, рассмотрение дел по разрушению лесных ресурсов, серьезные происшествия, вызванные безответственностью, а также дела, связанные с другими странами. Суды лесного хозяйства низшего звена обычно учреждаются в месторасположении Управления лесного хозяйства (или Управления сплава древесины) в определенном лесодобывающем регионе; в расположении Управления лесного хозяйства района (аймака) или в государственных лесных массивах учреждается Суд лесного хозяйства среднего звена.

Как видно, основной массив дел специальных судов связан с административной и арбитражной юрисдикцией. Они принимают жалобы на нарушение администрацией прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В деревнях такие жалобы рассматривают комитеты сельского населения (органы общественного самоуправления), решения которых могут быть обжалованы в суд. В 1993 году созданы также арбитражные комиссии и арбитражные суды по трудовым спорам (от уезда и ниже). Их решения не являются окончательными, их можно обжаловать в народный (т. е. государственный) суд.

Суды рассматривают дела, как правило, коллегиальные, некоторые уголовные дела – с участием народных заседателей, которые избираются коллективами предприятий, учреждений и по месту жительства. Несложные гражданские и незначительные уголовные дела могут быть рассмотрены судьей единолично.

Судебные органы являются составной частью системы органов государства. Они образуются для осуществления правосудия, которое составляет важную часть государственной деятельности, являются одной из форм реализации государственной власти.

Само понятие «судебная власть» фактически отсутствует в политическом и юридическом обиходе Китая. Оно не употребляется в правовых актах Китайской Народной Республики, в то время как в Конституции, прежде всего, следовало бы конкретно определить место судебной власти, ее задачи и прерогативы во всей системе власти. Что же касается научной литературы, то в ней данная категория практически не разрабатывалась, а если понятие судебной власти и употреблялось, то в него не вкладывалось какое-то специфическое, строго научное содержание.

 

Судьи


              До момента опубликования правительством в 1995 г. «Закона о судьях», все судьи в КНР назначались из числа членов Компартии, правительства и органов военного управления. «Закон о судьях» определил, что в народных судах должны работать лица, прошедшие государственные аттестационные экзамены. Председатель и судьи Верховного народного суда назначаются на должности и освобождаются от должностей Всекитайским собранием народных представителей и его Постоянным комитетом. Председатели и судьи местных судов всех уровней назначаются на должности и освобождаются от должностей соответствующими местными собраниями народных представителей и их постоянными комитетами. Председатели народных судов и члены судейских комитетов обладают широкими полномочиями; они обладают правом дачи указаний по любому делу, находящемуся в производстве данного суда. В уголовном процессе Верховная прокуратура и органы прокуратуры на местах выполняют роль общественного истца и общественного обвинителя. С 1995 г. сотрудники прокуратуры назначаются на должности после сдачи государственных аттестационных экзаменов.

 

Адвокаты


              В Китае лица, сдавшие проводимые Министерством юстиции экзамены на статус адвоката и прошедшие после этого практику работы в адвокатуре не менее одного года, могут официально получить статус адвоката. Допуск к сдаче экзаменов на статус адвоката не имеет ограничений по профессии и опыту работы лиц, желающих его сдать. Лица, имеющие неюридическое образование, либо не имеющие опыта работы по юридической профессии, также могут успешно пройти данные экзамены и стать адвокатами. Поэтому при найме адвоката нужно обратить внимание на опыт его работы и образование.