Информационное сообщение

Отдел международного сотрудничества Верховного Суда Донецкой Народной Республики продолжает публикацию обзорных материалов о судебных системах различных стран мира.

Следующий представленный материал касается судебной системы Японии.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ

Вся полнота судебной власти в Японии принадлежит Верховному суду и судам низших инстанций, созданных в соответствии с Законом о судах 1947 г.

Современная судебная система Японии представляет собой четырехзвенную иерархию судебных органов. Ее составляющими являются:

1) Верховный суд;

2) 8 высших апелляционных судов;

3) 50 территориальных (местных, окружных) судов и 50 семейных судов;

4) около 600 первичных (дисциплинарных) судов.

1. Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, который состоит из главного судьи, назначаемого Императором по представлению Премьер-министра, и 14 судей, назначаемых Кабинетом Министров. Назначение членов Верховного суда должно быть санкционировано всенародным референдумом, проводимым во время ближайших выборов в Палату представителей. Конституция 1947 г. установила референдарную ответственность членов Верховного суда, которая предполагает проведение через каждые 10 лет одновременно с выборами в Палату представителей всенародных референдумов по доверию или недоверию конкретным судьям. Судья, которому выразило недоверие большинство участников референдума, должен уйти в отставку. Если такого не случилось, судьи Верховного суда выходят на пенсию по достижении 70 лет.

Компетенция Верховного суда свидетельствует о том, что он выступает в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного контроля и высшего органа судебного управления.

В качестве высшей судебной инстанции Верховный суд Японии является судом последней инстанции. Он рассматривает во второй инстанции дела о преступлениях против государства, т.е. жалобы на решения высших апелляционных судов, и в третьей инстанции жалобы на решения территориальных судов.

Одной из важнейших функций Верховного суда Японии является функция конституционного контроля. Как уже отмечалось выше, он уполномочен решать вопросы о конституционности любого закона, приказа, предписания или другого официального акта в качестве высшего органа конституционного контроля.

Отдавая дань традициям судебного централизма, Конституция 1947 г. наделила Верховный суд полномочиями судебного управления. Ему предоставлено право устанавливать правила процедуры судопроизводства, работы адвокатов, прокуроров, внутреннего распорядка в судах, а также правила управления судебными делами. Вместе с тем Верховный суд может делегировать судам низших инстанций право устанавливать правила своей работы.

Верховному суду принадлежит важная роль в формировании судейского корпуса страны. Судьи судов низших инстанций назначаются Кабинетом министров по рекомендации Верховного суда.

2. Высшие апелляционные суды являются судами первой инстанции по делам о государственной измене и другим преступлениям против государства, а также апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам, рассмотренным нижестоящими судами.

3. Территориальные (окружные, местные) суды функционируют во всех префектурах Японии. Ими рассматривается основная масса гражданских и уголовных дел, а также апелляции на решения первичных судов.

В каждой префектуре созданы суды по семейным делам, которые имеют тот же статус, что и территориальные суды. В их компетенцию входит рассмотрение споров о наследстве, принятие решений по делам, связанным с семейным правом и с мелкими уголовными преступлениями, совершенным несовершеннолетними (в возрасте до 20 лет).

4. Первичные (дисциплинарные) суды составляют низшее звено японской судебной системы. Им подсудны гражданские дела с ценой иска не свыше 900 тыс. йен (около 11 тыс. долларов) и уголовные дела, по которым может быть назначено наказание в виде штрафа или лишения свободы сроком до трех лет.

Судьи Японии независимы и действуют, следуя голосу своей совести и требованиям Конституции и законов страны. Все судьи назначаются на свои должности сроком на 10 лет. Как отмечалось выше, назначение осуществляет Кабинет Министров исходя из списка кандидатов, составленного Верховным судом. Спустя 10 лет судья может быть назначен на свой пост повторно и так до тех пор, пока он не достигнет пенсионного возраста.

Конституцией Японии предусмотрена возможность отстранения судей всех судов от должности путем публичного разбирательства в порядке импичмента.

С 1947 г. в Японии отсутствует система административной юстиции, и все жалобы на действия административных органов рассматриваются по первой инстанции территориальными судами как специфический вид гражданского судопроизводства.

Гражданский процессуальный кодекс Японии предусматривает возможность арбитражного разбирательства споров, однако чаще всего к такой процедуре прибегают лишь по делам, связанным с внешней торговлей, в торговых палатах соответствующих префектур.

Прокуратура в Японии входит в систему Министерства юстиции, являющегося одним из важнейших звеньев (оно ведает и тюремными заведениями, а также контролирует иммиграционные службы и "подрывные организации"). Прокуратура представляет собой централизованную организацию, возглавляемую генеральным прокурором, но структура ее приспособлена, прежде всего, к судебной системе: имеются службы прокуратуры (генеральной) при Верховном суде, при высших, территориальных, семейных и других судах. Прокуроры ведут следствие по ограниченному кругу наиболее важных уголовных дел, наблюдают за дознанием и расследованием, проводимым полицией по всем остальным делам, за исполнением уголовных наказаний. Они возбуждают уголовное преследование, составляют обвинительное заключение, передают его в суд и поддерживают там обвинение, а также защищают "публичные интересы" при судебном разбирательстве гражданских дел. По действующим правилам судопроизводства прокурор не только не обязан предъявлять обвиняемому и его защитнику все доказательства, имеющиеся в его распоряжении, но и может скрывать доказательства, свидетельствующие в пользу обвиняемого, в том числе и подтверждающие его алиби. Прокурор не обязан знакомить со всеми материалами дела (до судебного разбирательства) и судью, которому он передает лишь обвинительное заключение без каких-либо других документов.

Согласно Конституции защита обвиняемого по уголовному делу может осуществляться адвокатом, либо выбранным самостоятельно, либо назначенным государством, если у обвиняемого нет средств оплачивать юридические услуги. В гражданском процессе малоимущим также может оказываться материальная помощь, но она сводится либо к отсрочке уплаты судебных расходов, либо к назначению бесплатного адвоката Японской ассоциацией правовой помощи (ассоциация выделяет адвоката, если имеется перспектива выигрыша процесса).

28 мая 2004 года Национальный парламент принял закон, который требует участия выбранных граждан в судебных разбирательствах, в слушании определенных тяжких преступлений. Граждане, выбранные для такой службы, называемые «сайбан-ин» (народный заседатель), выбираются произвольно из списка избирателей и вместе с профессиональными судьями проводят публичное изучение доказательств, чтобы определить вину и приговор. В большинстве случаев судебная коллегия состоит из 6 народных заседателей и 3 профессиональных судей. Дела, в которых нет значительных разногласий касательно вины, коллегия состоит из 4 народных заседателей и 1 профессионального судьи. В отличие от старой судебной системы обвиняемым не разрешается отказываться от суда с народными заседателями. В 2009 году, будучи частью большего проекта реформы судебной системы, в силу вступили законы, которые ввели участие граждан в уголовных судебных разбирательствах, вводя народных заседателей. Народные заседатели составляют большинство судебной коллегии. Они не образовывают присяжных отдельно от судей, как это происходит в системе общего права, но участвуют в процессе как следственные судьи в соответствии с традицией гражданского закона, которые активно анализируют и изучают доказательства, представленные сторонами защиты и обвинения.

В количественном отношении судейский корпус Японии значительно уступает многим другим странам. В стране с населением в 126 млн. человек насчитывается примерно 2000 судей. Для сравнения отметим, что в Украине с населением 48 млн. человек судебную власть осуществляют 7500 судей. В Японии главное внимание уделяется не количеству, а качеству судейского корпуса. Кандидаты на должность судьи проходят тщательный отбор. Выпускники юридических факультетов, желающие стать судьями, обязаны сдать экзамены специальной комиссии министерства юстиции. Как правило, этот экзамен выдерживает не более 2-3% экзаменующихся. Сдавшие экзамен зачисляются на двухгодичные курсы при Верховном суде, после окончания этих курсов и сдачи новых экзаменов претенденты могут начать карьеру судьи.