Информационное сообщение

Предлагаем для ознакомления материал о судебной системе Исламской Республики Иран.

 

 

Судебная система Исламской Республики Иран

 

Национальная судебная система в Иране была впервые введена и установлена Абдульхусейном Теймурташем во время правления шаха Резы и затем была изменена в 1922–1939 годы. Её основой стали нормы светского права. Введение Гражданского (1927–1939), Процессуального кодекса по гражданским делам (1939 г.) и Кодекса о наказаниях (1939 г.), Закона о регистрации документов и имущества (1932 г.) завершили деисламинизацию права.

В период после исламской революции (с февраля 1979 г.) юридическая система в Иране претерпела существенные изменения. В процессе ее преобразования за основу процессуального кодекса преимущественно взяты положения Корана и хадисов (назидания пророка Мухаммеда и шиитских имамов).

В соответствии с действующим в стране законодательством, судебная власть в Исламской Республике Иран функционирует в значительной степени самостоятельно и, не завися жестко от двух других ветвей власти, тесно связана с исламскими улемами.

В соответствии с Конституцией страны определены следующие обязанности судебной власти:

-     рассмотрение дел и вынесение приговоров по фактам несправедливости, угнетения, разрешение споров и коллизий, устранение атмосферы враждебности в обществе, принятие решений и необходимых мер по иным, определенным законом, вопросам;

-     контроль за правильным исполнением законов во всех судах страны;

-     установление преступников, их преследование и наказание, приведение в исполнение исламских уголовных наказаний;

-     принятие соответствующих превентивных мер по закону для предупреждения преступлений и исправления преступников.

На деле иранские суды располагают практически неограниченными полномочиями, хотя по закону за их действиями наблюдают прокуроры и в ходе любого судебного заседания прокурор (или его помощник), руководствуясь своими соображениями, может указать судье на ошибочность вынесенного им вердикта. Если же судья не соглашается с этим, а прокурор все же настаивает на ошибочности решения судьи, то они оба могут информировать об этом генерального прокурора и требовать принятия соответствующих мер. При этом исполнение приговора задерживается до окончательного согласования.

Ещё одной особенностью иранской судебной системы является то, что институт защиты оказался практически атрофированным. Формально нынешние судебные законы не лишают обвиняемого права на квалифицированную защиту, однако практически нет никаких законодательных актов, регулирующих данный вопрос.

Ещё в 1986 г. меджлис принял закон о создании Ассоциации иранских адвокатов, однако Наблюдательный совет отверг ряд его положений, аргументируя это тем, что обвиняемый или истец имеют право назначить своим защитником любое лицо, независимо от наличия у него соответствующей правовой подготовки.

 

Высокий Совет Правосудия

 

Во главе судебной иерархии Ирана находится Высокий Совет Правосудия в составе шести членов: главы судебной власти, председателя Верховного Суда, генерального прокурора и трех судей, избираемых из числа судей и самими судьями по всей стране путем тайного голосования на пятилетний срок. При этом председатель Верховного Суда и Генеральный прокурор назначаются главой судебной власти после консультаций с судьями Верховного Суда также сроком на 5 лет. Практически Верховный судебный совет находится под непосредственным контролем Рахбара – высшего руководителя Ирана. Министр юстиции также может присутствовать на заседаниях Совета. В функции Верховного судебного совета входит:

-     назначение и смена судей;

-     рассмотрение обвинений (если таковые выдвигаются) против президента в нарушении им своих законных обязанностей и полномочий;

-     подготовка законодательных инициатив по судебным вопросам для представления в меджлис;

-     рассмотрение кассационных жалоб и т.д.

Все вопросы, касающиеся назначения, перевода или смещения судей независимо от их уровня, принимаются главой судебной власти с одобрения членов Совета. Хотя дисциплинарный суд и уполномочен расследовать жалобы на судей, его решение должно быть обязательно одобрено Верховным судебным советом.

Что касается процедуры проработки законопроектов, то она осуществляется по определенной схеме: Верховный судебный совет создает специальный комитет для выработки проекта закона, который после соответствующего обсуждения принимается Советом и представляется на рассмотрение меджлиса. Ранее, в период меджлиса второго созыва – 19841988 г.г., проекты предварительно рассматривались группой авторитетных исламских правоведов и далее принимались лишь комитетом по судебным и юридическим вопросам меджлиса.

В соответствии с Конституцией Ирана судью нельзя временно отстранить от занимаемой должности без судебного разбирательства и предоставления доказательств его преступления или правонарушения, чреватого отстранением от должности без его согласия. Нельзя изменить место работы судьи или сместить его с занимаемого поста, кроме тех случаев, «когда это необходимо для блага общества», объективность чего определяется по решению главы судебной власти после соответствующих консультаций с председателем Верховного Суда и Генеральным прокурором.

 

Министерство юстиции

 

В отличие от большинства других стран мира, где министр юстиции по определению является проводником государственной политики в области судебной деятельности, в Иране министерство юстиции практически не выполняет такой роли в системе судопроизводства. В подчинении этого министерства находятся лишь судебная экспертиза, государственное нотариальное управление регистрации и учета недвижимого имущества, одно ведомственное печатное издание и штат экспертов-юристов.

Министр юстиции утверждается меджлисом по представлению главы судебной власти президенту страны. В его функции входит поддержание связей между тремя ветвями власти – судебной, исполнительной и законодательной, представление на утверждение меджлису судебных законов.

Глава судебной власти теоретически может передать министру юстиции все свои финансовые и административные права, в том числе право приема на работу всего персонала, за исключением судей. В таком случае министр юстиции становится полновластным обладателем полномочий и обязанностей, предусмотренных законом для министров как высших лиц исполнительной власти.

 

Глава судебной власти

 

Глава судебной власти является высшим официальным должностным лицом в судебной иерархии Ирана и назначается непосредственно духовным руководителем страны сроком на 5 лет. Он должен быть «моджтахедом» (законовед-шиит, имеющий высшую ступень в толковании религиозных законов), «справедливым, компетентным в судебных делах и эффективным руководителем».

В соответствии со статьей 158 Конституции Исламской Республики Иран в круг его обязанностей входит:

-     создание соответствующих структур в системе юстиции страны с учетом распределения сфер ответственности, как регламентирует статья 156 Конституции Исламской Республики Иран;

-     подготовка судебных законопроектов;

-     принятие на службу других "достойных и справедливых" судей, назначение и отстранение судей от должности, изменение места их службы, определение служебной категории и дальнейшего продвижения, а также другие административные функции, предусмотренные законом.

Глава судебной власти является членом следующих Советов Исламской Республики Иран:

-                   Высшего Совета национальной безопасности (ВСНБ).

-                   Совета по пересмотру Конституции (СПК).

-                   Согласительного совета.

-                   Временного Совета по руководству страной (ВСРС).

Глава судебной власти имеет право назначать двух своих представителей в Совет по контролю за деятельностью телерадиовещательной организации Ирана (сазман-е седа ва сима-йе джомхури-йе эслами), предлагает кандидатуры законоведов-шиитов в состав Совета экспертов.

При этом важно отметить, что в основном законе страны нет конкретного положения об ответственности главы судебной власти в случае нарушения им своих служебных обязанностей.

 

Верховный Суд

 

Основными функциями Верховного Суда являются контроль за надлежащим исполнением законов в иранских судах, установление единообразия в осуществлении процедур судебной власти и, естественно, выполнение обязанностей, возлагаемых на него по закону. Кроме того, на Верховный суд возлагается и унификация практики судопроизводства. Так, согласно статье 288 Дополнений к Уголовно-процессуальному кодексу от 28 августа 1982 г. Верховный суд, в случае необходимости, высказывает своё мнение о справедливости решения того или иного суда, после чего суд может вынести изменённый вердикт, при наличии согласия с мнением Верховного Суда. В противном случае дело передается в Главное управление судов для дальнейшего рассмотрения дела другим судом. Когда же и этот суд отказывается вынести вердикт в соответствии с мнением Верховного суда, дело передается в Коллегию Верховного суда для принятия окончательного решения большинством голосов членов Коллегии.

 

Суд административной справедливости

 

Суд административной справедливости является сравнительно новой структурой в судебной системе Ирана и уполномочен разбирать административные правонарушения, совершенные исключительно государственными служащими. Суд административной справедливости находится под контролем Главы судебной власти. В соответствии с законом о создании указанного суда, утвержденным Меджлисом Исламского Совета ИРИ в 1982 г., в круг его полномочий входят следующие вопросы:

-     рассмотрение жалоб, исков и протестов граждан по несправедливым, на их взгляд, решениям и неправомерным действиям государственных ведомств, в том числе министерств, организаций, государственных компаний, муниципалитетов, революционных учреждений и организаций;

-     рассмотрение жалоб, исков и протестов граждан против незаконных действий должностных лиц, восстановление граждан в правах;

-     рассмотрение жалоб, исков и протестов граждан по нелегитимным решениям комиссий, делегаций, советов и др., которые были созданы согласно действующим законам в министерствах, организациях и государственных учреждениях;

-     рассмотрение жалоб, исков служащих к государственным учреждениям в случае нарушения последними положений национального «Закона о найме на службу»;

-     рассмотрение жалоб, исков и протестов по постановлениям, декретам и инструкциям, которые были изданы правительством или даже местными органами исполнительной власти с нарушением положений шариата, Конституции страны, либо принятых в превышение полномочий исполнительной власти.

 

Главная организация инспекции

 

Функциями Главной организации инспекции являются контроль за надлежащим исполнением законов и корректным ведением дел в административных органах, рассмотрение гражданских исков по всем вопросам, их предварительное расследование и выявление фактов нарушений с последующей передачей дел в судебные инстанции. Данный орган находится под непосредственным контролем Главы судебной власти.

Военная прокуратура и военные суды, Революционная прокуратура и Революционные суды, Организация тюрем и Организация регистрации и учета недвижимого имущества находятся тоже под контролем Главы судебной власти.

Судебная система в Иране предусматривает два вида судов – общие и специальные.

К общим судам относятся высшие и низшие уголовные суды, а также высшие и низшие гражданские суды.

К специальным судам отнесены исламские революционные суды, специальные суды для духовенства, для военных и государственных служащих.

 

Высшие гражданские суды

 

Высшим гражданским судом управляют председательствующий судья, альтернативный судья и асессор (эксперт). Первые двое уполномочены вести процесс, для чего до его начала асессор, тщательно изучив материалы дела, представляет суду в письменной форме свои комментарии и замечания. В случае если судья является квалифицированным «моджтахедом», необходимость в представлении комментариев экспертом отпадает.

К компетенции высшего гражданского суда относятся все юридические и внеисковые дела. Решения этого суда окончательны и обжалованию не подлежат, за исключением случаев, когда действия судьи квалифицируются как несоответствующие судебным критериям, либо когда другой судья усматривает в действиях данного суда коллизию с законом или исламскими канонами, или когда квалификация судьи определяется как «недостаточная для рассмотрения дела». Несмотря на маргинальность этих критериев, процедурой предусмотрено в указанных случаях передавать дело в соответствующее подразделение Верховного суда для одобрения или опротестования первоначального решения судьи. При любом исходе дело вновь возвращается в первичную судебную инстанцию для вынесения окончательного вердикта.

 

Низшие гражданские суды

 

Низшие гражданские суды разбирают дела о наследовании, денежные иски (до 2 млн. риалов), разделе совместного имущества. Опротестование его решений осуществляется высшим гражданским судом, чье решение окончательно и безапелляционно.

В Иране существуют и так называемые независимые низшие гражданские суды, разбирающие финансовые иски до 4 млн. риалов, иски по фактам подделки документов и вопросы регистрации личного статуса. В некоторых случаях им поручаются разбирательства по делам, подпадающим под юрисдикцию низших уголовных судов.

Специальные гражданские суды – общественные суды, по своим полномочиям равные гражданским и уголовным судам. В их ведении – разрешение семейных споров, разводы, опекунство, наследование имущества, установление родства и т.д. Несмотря на то, что эти суды – низшего иерархического уровня, их решения окончательны и обжалованию не подлежат.

 

Высшие уголовные суды

 

Состав высшего уголовного суда аналогичен гражданскому. К его юрисдикции относятся уголовные преступления, предусматривающие высшую меру наказания, битье камнями, распятие, ссылку, отсечение частей тела, тюремное заключение до 10 лет, штраф от 2 млн. риалов, а также конфискацию более 2/5 имущества осужденного. Решение уголовного суда может быть обжаловано в соответствующем подразделении Верховного суда, кроме случаев доказанного отсутствия состава преступления, либо вынесения приговора, меньшего вышеуказанных. Процесс согласования разногласий между упомянутыми инстанциями аналогичен сходной процедуре в гражданских судах.

 

Низшие уголовные суды

 

В ведении низших уголовных судов находятся правонарушения, не входящие в круг вопросов высших уголовных судов, а также вопросы муниципальных властей и дорожно-транспортные происшествия. Их решения также не подлежат обжалованию в высших уголовных судах, за исключением ранее названных случаев.

Военные суды являются неотъемлемой частью судебной системы Ирана, на них распространяются все принципы, относящиеся к этой власти. В полномочия военных судов входит расследование преступлений, относящихся к специфическим военным и правоохранительным функциям армии, жандармерии, полиции и Корпуса стражей исламской революции, а именно:

-     дезертирство с военной службы;

-     самовольное оставление района боевых действий;

-     сдача оружия врагу;

-     передача военных укреплений противнику;

-     невыполнение указаний и приказов командиров и т.д.

Здесь необходимо отметить, что общегражданские преступления военнослужащих, полицейских и т.д., а также преступления офицеров юстиции рассматриваются в общих судах.

 

Исламские революционные суды

 

В соответствии с законом Исламской Республики Иран от 1 мая 1983 г. об исламских революционных судах и прокуратурах указанные органы определяются как часть юридической системы Ирана и подчиняются Главе судебной власти страны. К их юрисдикции относятся:

-     преступления против внутренней и внешней безопасности Ирана, в том числе коррупция;

-     покушение на убийство государственных и политических деятелей;

-     распространение и контрабанда наркотических веществ;

-     организация заговоров с целью реставрации монархии династии Пехлеви;

-     хищения государственного имущества;

-     незаконные финансово-торговые операции (спекуляция).

Исламские революционные суды подразделяются на:

-     Исламские революционные суды по экономическим преступлениям.

-     Исламские революционные суды по политическим вопросам.

-     Исламские революционные суды по борьбе с наркотиками.

В 1989 г. был создан ряд новых специализированных революционных судов по делам коррупции, проституции, похищения детей, изнасилованиях, а также вооруженных нападениях и убийствах.

 

Специальные суды для духовных лиц

 

Специальные суды для духовных лиц. В начале 1987 г. вышел указ аятоллы Хомейни «Об образовании специальных судов для расследования правонарушений и преступлений, совершаемых духовными лицами». Согласно этому документу судья и прокурор назначаются лидером Исламской революции и подчиняются исключительно ему. Таким образом, этот орган иранского правосудия находится вне общей судебной системы страны, судопроизводство в этих специальных судах основано исключительно на положениях и актах, принятых келейно в теологических кругах.

В этой связи наиболее известным процессом явился суд в 1987 г. над Мехди Хашеми, руководителем подразделения «Движение освобождения» КСИР и сподвижника опального Аятоллы Хусейна Али Монтазери. М. Хашеми и два его соратника были приговорены к смертной казни. Этим же судом в 1988 г. были приговорены к смерти еще несколько шиитских деятелей, включая двух членов Меджлиса и городского шариатского судью из г. Исфаган.

В 1999 году специальным судом были осуждены бывший министр внутренних дел Ходжатуль-ислам Абдулла Нури и известный религиозный деятель Ходжатуль-ислам Кадивар (ученик Аятоллы Монтазери). За критику основных принципов исламского правления «Велаят-е факих» они были приговорены к различным срокам тюремного заключения.

 

В целом же при детальном рассмотрении судебной системы Ирана чётко видно противоречивое стремление её реформаторов, с одной стороны, к максимальному приведению системы в полное соответствие с религиозными судебными канонами (временами довольно архаичными, а зачастую и вовсе противоречащими современным понятиям о правах человека), с другой стороны – к чрезмерной диверсификации судов и кодексов с понятным желанием охватить как можно больше аспектов общественных, гражданских, административных, производственных и прочих отношений, что неизбежно вызывает излишнюю бюрократизацию судопроизводства и угрожает самой цели совершенствования судебной власти.