Об отдельных вопросах применения законодательства Донецкой Народной Республики в военное время при осуществлении уголовного судопроизводства

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

 

Об отдельных вопросах применения законодательства Донецкой Народной Республики в военное время при осуществлении уголовного судопроизводства

 

В целях формирования единой практики применения положений законодательства Донецкой Народной Республики в военное время при осуществлении уголовного судопроизводства считаю необходимым разъяснить следующее.

 

1. Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики № 6-5 от 25 мая 2014 года на территории Донецкой Народной Республики было введено военное положение с 00 часов 26 мая 2014 года.

Законом Донецкой Народной Республики «Об особых правовых режимах» № 23-IНС от 24 марта 2015 года (далее – Закон «Об особых правовых режимах») установлены основания и условия временного введения на территории Донецкой Народной Республики особых правовых режимов – чрезвычайного положения и военного положения, Законом Донецкой Народной Республики «Об обороне» № 84-IНС от 14 августа 2015 года (далее – Закон «Об обороне») определены основы и организация обороны Донецкой Народной Республики, полномочия и функции органов государственной власти Донецкой Народной Республики, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Донецкой Народной Республики в сфере обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Донецкой Народной Республики в сфере обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны Донецкой Народной Республики.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона «Об обороне» с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения. Согласно ч. 1 ст. 19 Закона «Об обороне» состояние войны объявляется законом в случае вооруженного нападения на Донецкую Народную Республику другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Донецкой Народной Республики. Вместе с тем статьёй 27 Закона Донецкой Народной Республики «Об особых правовых режимах» определено, что в случаях возникновения агрессии против Донецкой Народной Республики или непосредственной угрозы агрессии, с целью создания условий для отражения или предотвращения агрессии против Донецкой Народной Республики, на территории Донецкой Народной Республики временно вводится военное положение.

Содержание понятий «агрессия», «непосредственная угроза агрессии», соответствующее положениям Устава Организации Объединённых Наций (далее – Устав ООН), общепризнанным принципам и нормам международного права, определяется Законом «Об обороне». Так, согласно ст. 10 Закона «Об обороне» Вооруженные Силы Донецкой Народной Республики предназначены для отражения агрессии, направленной против Донецкой Народной Республики, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Донецкой Народной Республики, а также для выполнения задач в соответствии с законами и международными договорами Донецкой Народной Республики. Согласно ст. 1 Устава ООН агрессией является применение вооружённой силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН.   

В соответствии со ст. 3 Устава ООН любое из следующих действий, независимо от объявления войны, с учётом и в соответствии с положениями статьи 2 Устава ООН квалифицируется в качестве акта агрессии: вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее; бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства; блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы либо морские и воздушные флоты другого государства; применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения; действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства; засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них. Таким образом, любое из вышеперечисленных действий неразрывно связано с состоянием войны и свидетельствует о том, что фактически военные действия могут проводиться и до объявления законом состояния войны, а значит,  военное время, в частности, для целей применения уголовного законодательства, наступает значительно раньше принятия закона, объявляющего состояние войны.

Таким образом, в связи с актом внешней агрессии фактическим началом военных действий против Донецкой Народной Республики со стороны военных и военизированных формирований, подчиняющихся властям Киева, на территории Донецкой Народной Республики с 00 часов 26 мая 2014 года действует военное время.

 

2. Разъяснить судам, что понятия «военное время» и «военное положение» не являются тождественными. Исходя из вышеизложенного, под военным временем следует понимать период, в течение которого государство находится в состоянии войны с иностранным государством. Его начало определяется моментом объявления войны либо моментом фактического начала военных действий. Конечным моментом военного времени следует считать время, когда высшими органами государственной власти официально объявлено о прекращении (окончании) военных действий, но не ранее их фактического прекращения. Под военным положением в Законе «Об особых правовых режимах» понимается особый правовой режим, вводимый на территории Донецкой Народной Республики в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики, в случае агрессии против Донецкой Народной Республики или непосредственной угрозы агрессии, целью введения которого является создание необходимых условий для неотложного применения комплекса действенных мер политического, экономического, военного и иного характера, направленного на устранение чрезвычайных обстоятельств, послуживших основанием для их введения. Таким образом, понятие военного положения говорит об особом режиме деятельности различных органов в отличие от понятия военного времени, свидетельствующего о повышенной степени общественной опасности совершаемых деяний, о причинении большего вреда, нежели в мирное время. Поэтому, желая разграничить ответственность за преступные деяния, совершенные в мирное время и в условиях боевых действий, законодатель ввёл термины «военное время» и «боевая обстановка».

 

3. Термин «боевая обстановка» тесно связан с термином «боевые действия». Под боевой обстановкой следует понимать ведение боя либо отражение вооруженного нападения при выполнении боевой задачи как одиночным военнослужащим, так и в составе подразделения, как в мирное время, так и в условиях вооруженного конфликта, в том числе в военное время при выполнении боевой задачи, поставленной в установленном законом порядке. В то время как боевые действия – это действия вооружённых сил во время войны, т.е. в период действия военного времени, направленные на разгром противника на суше, в воздухе и на море.

Определение понятия воинского преступления, предусмотренное ч. 1 ст. 392 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики (далее – УК Донецкой Народной Республики), является универсальным понятием, относящимся как к мирному, так и ко времени, когда налицо боевая обстановка или состояние войны. Поэтому необходимо понимать, что по отношению к понятию воинского преступления понятия «военное время», «боевая обстановка», а равно как и «поле сражения», «во время боя» выступают в качестве квалифицирующих признаков составов воинских преступлений, предусмотренных главой 33 УК Донецкой Народной Республики.

В отличие от боевой обстановки военное время сопровождается существенным ограничением прав и свобод не только военнослужащих, но и всего гражданского населения, в связи с чем в период действия военного времени расширяется не только круг охраняемых законом общественных отношений, но и круг субъектов уголовной ответственности. 

Для целей определения понятия боевой обстановки обратить внимание судов на терминологию, используемую международным гуманитарным правом в классификации различных конфликтов, в ходе которых имеют место быть боевые действия. Нормы международного права, в частности, Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., используют термин «вооруженный конфликт», который подразделяется на вооруженный конфликт международного и немеждународного характера. Конфликт считается международным, когда одно государство применяет вооруженную силу против другого. Во время немеждународного вооруженного конфликта военные действия ведутся между правительственными вооруженными силами и организованными вооруженными группировками или между такими группировками внутри государства.

 

4. При решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности военнослужащих стороны противника, совершивших деяния, предусмотренные Особенной частью УК Донецкой Народной Республики, а также при оценке употребляемого в различных средствах массовой информации понятия «военнопленный» следует учитывать, что законодательством Донецкой Народной Республики условия и основания приобретения лицом, участвующим в вооружённом конфликте на территории республики, статуса военнопленного не определены. Исходя из прямого указания ч. 1 ст. 12 Конституции Донецкой Народной Республики, установившей, что в Донецкой Народной Республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, необходимо учитывать, что по смыслу ст. 4 Женевской конвенции военнопленными являются лица особого статуса, который настоящая конвенция предоставляет захваченным в плен неприятельским военнослужащим («комбатантам») исключительно во время международных вооруженных конфликтов. В соответствии с нормами международного права Международный комитет Красного Креста, действующий на основании мандата, предоставленного мировым сообществом, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Устава публично признал, что конфликт на территории Донецкой Народной Республики является немеждународным вооружённым конфликтом, что предусматривает применение норм международного гуманитарного права, кодифицированных в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 года и Дополнительных Протоколах к ним 1977 года, резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН.

В ратифицированном на территории Украины 18 августа 1989 года Дополнительном Протоколе II к Женевской конвенции от 12 августа 1949 года отсутствует понятие «военнопленный». При таких обстоятельствах, в случае определения статуса конфликта как немеждународного, лицо, воюющее в таком конфликте, не может претендовать на статус военнопленного и к нему не могут применяться положения IV Гаагской конвенцией 1907 года и III Женевской конвенцией 1949 года. А потому нормы международного гуманитарного права не препятствуют судебному преследованию захваченных лиц за сам факт участия в вооруженной борьбе.

Рекомендовать судам в случае рассмотрения уголовных дел в отношении лиц, воевавших в воинских формированиях на стороне Украины и попавших в плен Вооружённых сил Донецкой Народной Республики, использовать термин «пленный» исходя из того, что пленный – это военнослужащий армии противника, захваченный в ходе боевых действий или отдельных военных операций, и это равносильно понятию «военный преступник», он несёт ответственность за преступления военного и общекриминального характера в общем порядке (содержится под охраной, обеспечивается питанием, ограничен в переписке и общении по телефону, может подлежать обмену).

 

5. Согласно п. «р» ст. 43, ст. 58 УК Донецкой Народной Республики одним из видов наказания за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за отдельные преступления, совершённые в военное время или в боевой обстановке, устанавливается в качестве исключительной меры наказания смертная казнь.

Судам следует учитывать, что применение исключительной меры наказания в военное время носит альтернативный характер в случае, если этой же нормой предусмотрены иные, более мягкие виды наказания. Соответствующее решение суд обязан принимать в строгом соблюдении принципов дифференциации и индивидуализации наказания.

В соответствии с ч.3 ст. 58 УК Донецкой Народной Республики смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет. Смертная казнь как уголовное наказание выступает в качестве правового ограничения, юридического средства, сдерживающего преступников. Применение законодательных норм, устанавливающих смертную казнь, не должно вступать в противоречия с основными формулировками о целях наказания. Так, согласно ч.2 ст.42 УК Донецкой Народной Республики наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений.

 

 

Председатель Верховного Суда

Донецкой Народной Республики                                                                           Э.Н. Якубовский