В результате инвентаризации дел, находящихся во вновь образованных судах Донецкой Народной Республики, установлено наличие материалов с ходатайствами осужденных и представлениями учреждений исполнения наказаний о применении амнистии на основании Закона Украины «Об амнистии в 2014 году».
В рамках приказа Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 26.02.2015 года №11од «О порядке принятия уголовных дел к производству судами первой инстанции, их движении и рассмотрении, о принятии и рассмотрении уголовных дел в порядке кассационного производства Судебной палатой по уголовным делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики», в целях единообразного понимания и применения положений уголовно-процессуального законодательства Верховный Суд Донецкой Народной Республики считает необходимым дать судам первой инстанции следующие рекомендации.
В соответствии с постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики № 9-1 от 02.06.2014 года «О применении Законов на территории Донецкой Народной Республики в переходный период» с изменениями, внесенными Постановлением Совета Министров № 1-1 от 10.01.2015 года, в связи с отсутствием законодательной базы на территории Донецкой Народной Республики и необходимостью постоянного регулирования отношений между субъектами права, на переходный период на территории Донецкой Народной Республики применяются Законы и другие правовые акты, действовавшие на её территории до вступления в силу Конституции Донецкой Народной Республики в части, не противоречащей Конституции.
Закон Украины «Об амнистии в 2014 году» от 8 апреля 2014 года № 1185- VII (далее - закон Украины об амнистии) введён в действие с 19.04.2014 года, то есть после принятия Декларации о независимости Донецкой Народной Республики. На основании названного закона освобождению от наказания подлежат лица, осуждённые за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе совершившие преступления против собственности, в сфере незаконного оборота наркотиков, совершившие умышленные преступления в период испытательного срока, злостно нарушающие порядок отбывания наказания. Анализ текста упомянутого выше закона Украины об амнистии также позволяет сделать вывод о том, что в результате его применения должны быть освобождены от уголовной ответственности и отбывания назначенного судом наказания члены националистических и фашистского толка течений и группировок, что способствует милитаризации общества, разжиганию межнациональной розни, обострению общественно-политической ситуации. Таким образом, амнистия используется органами власти Украины в качестве инструмента политической борьбы с внутренней оппозицией правящему режиму, для пополнения отрядов боевиков и карателей, направляемых для участия в агрессивной войне против народа Донбасса, что противоречит сути и целям акта амнистии и принципам права.
С учётом изложенного, Закон Украины «Об амнистии в 2014 году» от 8 апреля 2014 года № 1185- VII не подлежит применению судами на территории Донецкой Народной Республики.
Ходатайства и представления о применении амнистии согласно Закону Украины «Об амнистии в 2014 году» от 8 апреля 2014 года № 1185- VII не могут рассматриваться по существу и подлежат возвращению заявителям.
Председатель Верховного Суда
Донецкой Народной Республики Э.Н* Якубовский