О применении судами общей юрисдикции Донецкой Народной Республики пенсионного законодательства при рассмотрении отдельных категорий гражданских дел

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

 

О применении судами общей юрисдикции

Донецкой Народной Республики

пенсионного законодательства при рассмотрении

отдельных категорий гражданских дел

 

  По итогам заседания круглого стола, проведенного Верховным Судом Донецкой Народной Республики совместно с Управлением Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики, и в целях обеспечения правильности и единообразного разрешения вопросов применения судами общей юрисдикции Донецкой Народной Республики положений пенсионного законодательства при рассмотрении отдельных категорий гражданских дел считаю необходимым дать судам следующие разъяснения.

 

              1. При разрешении вопросов по делам искового производства, связанным с правом на получение сумм пенсии, которые принадлежали наследодателю в порядке ст. 1227 ГК Украины, судам следует учитывать, что в соответствии со ст. 60 Конституции Донецкой Народной Республики Глава Донецкой Народной Республики на основании и во исполнение настоящей Конституции и законов Донецкой Народной Республики издаёт указы (постановления) и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Донецкой Народной Республики.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона Донецкой Народной Республики «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики» от 24.04.2015 Глава Донецкой Народной Республики является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти Донецкой Народной Республики. На высшие органы исполнительной власти возложены функции  нормативно-правового регулирования.

Согласно п. 2 Постановления № 9-1 от 02.06.2014 «О применении Законов на территории ДНР в переходный период», с изменениями от 10.01.2015,  законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Донецкой Народной Республики до вступления в силу Конституции Донецкой Народной Республики, применяются в части, не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики.

Таким образом, принятые нормативно-правовые акты Донецкой Народной Республики являются приоритетными по отношению к нормативно-правовым актам Украины.

Так, Указом Главы Донецкой Народной Республики № 119 от 25.03.2015 «О назначении и выплате пенсий на территории Донецкой Народной Республики» утверждён «Порядок выплаты и доставки пенсий», с изменениями согласно Указам № 158 от 24.04.2015, № 278 от 08.07.2015 (далее по тексту - Порядок).

Во исполнение данных указов с апреля 2015 года начата регулярная выплата пенсий на территории Донецкой Народной Республики.

Пункт 4.1. Порядка предусматривает, что доставка пенсий производится при предъявлении пенсионером документа, удостоверяющего личность. Факт получения пенсионером денег удостоверяется его подписью в выплатном документе.

Таким образом, выплата пенсии осуществляется лично пенсионеру, а в предусмотренных п. 1.5. указанного Порядка случаях пенсия выплачивается пенсионеру лично либо его представителю, действующему по доверенности.

Статьей 32 Конституции Донецкой Народной Республики закреплено право граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и  иных случаях, установленных законом.

Способность лица иметь права (гражданская правоспособность) является неотъемлемой от него, она прекращается в связи с его смертью в соответствии с положениями ч. 4 ст. 25 Гражданского кодекса Украины.

Кроме того, указанным Порядком выплаты и доставки пенсии, недополученной в связи со смертью, родственникам умершего пенсионера также не предусмотрена.

Следовательно, судам необходимо учитывать, что у органов Пенсионного фонда отсутствуют основания для выплаты наследникам недополученной пенсии пенсионера в связи с его смертью, поскольку Указ Главы Донецкой Народной Республики № 119 от 25.03.2015 имеет приоритет по отношению к иным нормативным правовым актам Украины.

Аналогичная ситуация складывается и по выплате помощи на погребение пенсионера, предусмотренной ст. 53 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», поскольку Порядок не предусматривает выплату наследникам недополученной пенсии пенсионера в связи с его смертью и выплату помощи на погребение пенсионера.

Таким образом, к данным правоотношениям ст.1227 ГК Украины и ст. 53 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» не применяются.

 

2. О практике применения судами Донецкой Народной Республики п. 7-2 Раздела XV Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Так, в соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10.01.2015 №1-12 «О некоторых вопросах назначения пенсии в ДНР в переходный период» (далее – Постановление Совета Министров ДНР № 1-12) в переходный период необходимо руководствоваться Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 №1058.

С момента вступления в силу Постановления Совета Министров ДНР №1-12 право на назначение пенсии по возрасту имеют женщины, достигшие 55 лет, согласно ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Согласно же ч. 2 ст. 45 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» пенсия назначается пожизненно или на период, в течение которого пенсионер имеет право на выплату пенсии в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». 

Следует отметить, что в соответствии с п.7-2 Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» право досрочного выхода на пенсию по возрасту имеют женщины, которым исполнилось 55 лет, при наличии страхового стажа не менее 30 лет и при условии увольнения с работы.

Таким образом, в случае, когда женщина, которой досрочно назначена пенсия, до достижения возраста, предусмотренного статьей 26 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», трудоустроилась, выплата досрочной пенсии на время работы прекращается.

Кроме того, статьей 45 Закона Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах» от 24.08.2015 установлено, что нормативный правовой акт не распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу, то есть не имеет обратной силы во времени за исключением случаев, когда в самом акте или в утверждающем его нормативном правовом акте предусматривается, что он распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Постановлением Совета Министров ДНР №1-12 не предусмотрен пересмотр ранее назначенных женщинам пенсий с учётом изменений в части пенсионного возраста.

С учётом изложенного при постановке на учёт на территории Донецкой Народной Республики либо при продолжении выплаты пенсии в соответствии с Указом Главы Донецкой Народной Республики от 25.03.2015 №119 указанной категории лиц пенсия исчисляется и выплачивается согласно нормам Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», с изменениями, которые действовали на момент назначения пенсии.

В данном случае территориальными органами Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики рассматривается вопрос о возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии, а не об определении права на новое назначение пенсии.

Следовательно, судам при рассмотрении дел об определении размера пенсии женщинам на территории Донецкой Народной Республики с учётом пенсионного возраста – 55 лет – необходимо принимать во внимание, что на момент обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики пенсия назначена либо Пенсионным фондом Украины, либо территориальными органами Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики. При этом судам необходимо обращать внимание на отметку в трудовой книжке о назначении пенсии.

           

3. Об отдельных вопросах применения судами Донецкой Народной Республики Закона Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц».

Одним из условий пенсионного обеспечения военнослужащих является определение видов денежного обеспечения, которые учитываются при исчислении пенсий. Согласно части третьей ст. 43 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц» пенсии лицам офицерского состава, прапорщикам и мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и военной службы по контракту, лицам, имеющим право на пенсию по Закону, и членам их семей исчисляются из размера денежного обеспечения с учётом в том числе ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения (надбавок, доплат, повышений) и премий, в размерах, установленных законодательством.

Положениями ч. 3 ст. 63 Закона Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц» предусмотрены основания для перерасчёта пенсий и перечень ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения, которые учитываются для их пересчёта. Так, все назначенные по Закону пенсии подлежат перерасчёту, в том числе в связи с введением для соответствующих категорий военнослужащих, лиц, имеющих право на пенсию по Закону, новых ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения (надбавок, доплат, повышений) и премий в размерах, установленных законодательством.

Исходя из анализа положений ч. 3 ст. 43 и ч. 3 ст. 63 Закона Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц», ежемесячными дополнительными видами денежного обеспечения военнослужащих являются надбавки, доплаты, повышения. Перечень ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения является исчерпывающим.

При этом выплаты должны носить ежемесячный характер и наименование соответствующей выплаты должно содержаться в указанном перечне дополнительных видов денежного обеспечения.

Однако судам при рассмотрении дел о перерасчёте пенсий военнослужащим  необходимо учитывать, что основания для пересмотра ранее назначенной пенсии у Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики отсутствуют в соответствии с Указом Главы Республики № 119 от 25.03.2015 «О назначении и выплате пенсий на территории Донецкой Народной Республики».

 

4. При разрешении споров, связанных с  назначением и выплатой пенсии лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, судам необходимо учитывать, что в соответствии с Указом Главы Донецкой Народной Республики №119 от 25 марта 2015 года «О назначении и выплате пенсий на территории Донецкой Народной Республики» с апреля 2015 года Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики выплачивает пенсии в ранее назначенных размерах.

Размеры пенсий лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, Пенсионным фондом Донецкой Народной Республики установлены в соответствии с Порядком исчисления пенсий лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, который утверждён постановлением Кабинета Министров Украины от 23 ноября 2011 года № 1210 «О повышении уровня социальной защиты граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» и Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».

В соответствии со статьей 63 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счёт государственного бюджета.

Ежегодно в государственном бюджете Украины закреплялись суммы расходов на реализацию указанных законодательных актов, в том числе и суммы расходов, которые перечислялись Пенсионному фонду Украины для выплаты пенсий лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы.

Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» от 14 июня 2011 года установлено, что в 2011 году нормы и положения статей 39, 50-54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины исходя из имеющегося финансового ресурса бюджета Пенсионного фонда Украины на 2011 год.

Решением Конституционного Суда Украины от 26 декабря 2011 года был признан соответствующим Конституции Украины (конституционным) пункт 4 раздела VII «Заключительные положения» Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» от 23 декабря 2010 года с последующими изменениями.

Решением Конституционного Суда Украины от 25 января 2012 установлено, что Кабинет Министров Украины регулирует порядок и размеры социальных выплат, финансируемых за счёт средств Государственного бюджета Украины.

В 2012 году в соответствии с пунктом 3 раздела «Заключительные положения» Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» нормы и положения статей 20, 21, 22, 23, 30, 31, 37, 39, 48, 50, 51, 52, 54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины исходя из имеющихся финансовых ресурсов Государственного бюджета Украины и бюджета Пенсионного фонда Украины на 2012 год.

Таким образом,  с 1 января 2012 года размеры пенсий устанавливаются постановлением Кабинета Министров Украины от 23 ноября 2011 № 1210 «О повышении уровня социальной защиты граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».

Также в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» минимальный размер пенсии по возрасту при наличии у мужчин 25, а у женщин – 20 лет страхового стажа устанавливается в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного законом.

При этом частью третьей статьи 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» предусмотрено, что минимальный размер пенсии по возрасту, установленный абзацем первым части 1, применяется исключительно для определения размеров пенсий, назначенных согласно данному закону.

Исходя из анализа положений ст. 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», ст. ст. 50, 54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», указанные нормы не регулируют показатель минимального размера пенсии для определения размера пенсий.

Иными законами Украины минимальные размеры пенсий не установлены.

Порядок же исчисления пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, и пенсии в связи с потерей кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы определяется Кабинетом Министров Украины, что соответствует  ч. 5 статьи 54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».

Однако Указ Главы Донецкой Народной Республики № 119 от 25 марта 2015 года «О назначении и выплате пенсий на территории Донецкой Народной Республики» имеет приоритетное значение по отношению к законам Украины.

А поэтому судам общей юрисдикции Донецкой Народной Республики при рассмотрении данной категории дел необходимо применять вышеназванный Указ Главы Донецкой Народной Республики, положения которого не предусматривают основания для пересмотра ранее назначенных пенсий.

 

5. При разрешении судами Донецкой Народной Республики вопросов об исполнении на территории Донецкой Народной Республики судебных решений по гражданским делам по пенсионным вопросам следует принять во внимание следующие разъяснения.

Согласно распоряжению Высшего специализированного суда Украины от 02.09.2014 №27/0/38-14, во исполнение ч. 1 ЗУ «Об осуществлении правосудия и уголовного производства в связи с проведением антитеррористической операции» от 12.08.2014, определена территориальная подсудность судебных дел, подсудных размещённым в районе проведения антитеррористической операции местным общим и апелляционным судам. С 3 сентября 2014 года запрещена деятельность судов Украины на территории Донецкой Народной Республики.

Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики №40-1 от 22.10.2014 «О создании судебной системы» запрещена на территории Донецкой Народной Республики деятельность судебных органов (судов) Украины и территориального управления государственной судебной администрации Украины в Донецкой области с 22 октября 2014 года.

Таким образом, решения судов Украины, постановленные до 2 сентября 2014 года включительно, подлежат исполнению на территории Донецкой Народной Республики при условии, если они вступили в законную силу без процедуры, предусмотренной Порядком разрешения судами Донецкой Народной Республики вопросов, связанных с ознакомлением с материалами дел, которые находились в производстве судов Украины, выдачей копий судебных решений Украины и исполнением судебных решений на территории Донецкой Народной Республики, утверждённым приказом Председателя Верховного Суда № 195 од от 26.11.2015, и заключительных и переходных положений, изложенных во Временном порядке об исполнительном производстве, утверждённом Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 09.04.2015 № 5-25.

 

Суды общей юрисдикции Донецкой Народной Республики обязаны привести свою судебную практику  в соответствие с рекомендациями, изложенными в настоящем письме.

 

           

           

Председатель Верховного Суда                                                                           Э.Н. Якубовский