О применении розъяснений, изложенных в информационном письме Верховного Суда ДНР «О применении законодательства ДНР, регулирующего вопросы создания, функционирования военно-полевых судов и осуществления ими судопроизводства» № 08.1-10/181/15СД

В целях правильного применения разъяснений, изложенных в информационном письме Верховного Суда Донецкой Народной Республики «О применении законодательства Донецкой Народной Республики, регулирующего вопросы создания, функционирования военно-полевых судов и осуществления ими судопроизводства» от 20.04.2015                        № 08.1-10/181/15СД, обращаю внимание судов на следующее:

 

1. В соответствии с положениями ст. ст. 9, 18, 19 УК ДНР, если лицо на момент совершения преступления не являлось военнослужащим согласно нормам ст. 2 Закона ДНР «О статусе военнослужащих», утверждённого Постановлением Народного Совета ДНР № I-59П-НС от 13.02.2015, и обладало только общими признаками субъекта преступления, предусмотренными в ст. ст. 18, 19 УК ДНР (физическое вменяемое лицо, достигшее установленного возраста), а на момент предварительного рассмотрения, судебного следствия приобрело статус военнослужащего в соответствии с вышеуказанным Законом, уголовное дело относительно данного лица подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.

Однако действующий на момент окончания судебного следствия статус военнослужащего необходимо учитывать при назначении наказания.

Обратить внимание судов на то, что статус военнослужащих имеют только те категории лиц, которые предусмотрены в Законе ДНР «О статусе военнослужащих», и данный статус не распространяется, кроме случаев, предусмотренных в вышеуказанном Законе, на сотрудников органов прокуратуры, органов внутренних дел, органов государственной безопасности, других органов государственной власти.

Согласно ст. 2 Закона ДНР «О статусе военнослужащих» граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими. Граждане, в том числе иностранные граждане, приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

К военнослужащим относятся граждане, проходящие военную службу:

- в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, солдат, матросов, сержантов и старшин по контракту или призыву в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики;

- в Государственной пограничной службе при Министерстве государственной безопасности Донецкой Народной Республики;

- в железнодорожных войсках Донецкой Народной Республики;

- во внутренних войсках Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики;

- в органах государственной охраны;

- в Службе внешней разведки Донецкой Народной Республики;

- курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, проходящие военную службу по контракту или до заключения с ними контракта;

- в других воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

При назначении наказания в этих случаях необходимо учитывать положения главы 9 раздела III Общей части УК ДНР о видах наказаний, которые могут применяться к военнослужащим.

К военнослужащим не применяются следующие виды наказаний:

- обязательные работы;

- исправительные работы (при этом необходимо учитывать положения ч. 1 ст. 50 УК ДНР: вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК ДНР, военнослужащим может быть назначено наказание в виде ограничения по военной службе; при назначении в таких случаях наказания ссылка на ст. 50 УК ДНР является обязательной);

- ограничение свободы;

- принудительные работы.

Таким образом, к военнослужащим возможно применение альтернативных мер наказания, предусмотренных санкцией статьи обвинения Особенной части УК ДНР, кроме вышеперечисленных.

В случае если санкцией статьи предусмотрено обязательное дополнительное  наказание в виде ограничения свободы, которое не может быть применено к военнослужащему, такое дополнительное наказание не назначается с обязательной ссылкой в мотивировочной части приговора на ч.6 ст. 51 УК ДНР. Применение ст. 64 УК ДНР не требуется.

 

2. Пунктом «м» ч.1 ст. 62 УК ДНР «Обстоятельства, отягчающие наказание» в качестве такового предусмотрено совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках.

Согласно п. 1 Постановления Совета Министров ДНР № 6-5 от 25.05.2014 «О введении на территории Донецкой Народной Республики военного положения» в связи с актом внешней агрессии против ДНР со стороны военных и военизированных формирований, подчиняющихся властям Киева, на территории Донецкой Народной Республики введено с 00 часов 26.05.2014 военное положение.

Принимая решение о наличии отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. «м» ст. 62 УК ДНР, при назначении наказания подсудимому судам следует учитывать, что понятия «чрезвычайное положение» и «военное положение» не являются тождественными, поскольку имеют различный правовой режим и основания введения.

Так, Закон ДНР «Об особых правовых режимах», утвержденный Постановлением Народного Совета ДНР № I-100П-НС от 24.03.2015 г. предусматривает 2 вида особых правовых режимов: военное положение и чрезвычайное положение, которые, в соответствии со ст. 3 данного закона, вводятся на территории ДНР исключительного Указами Главы ДНР, подлежащими утверждению Народным Советом ДНР.

Согласно ст. ст. 8-10 названного Закона под чрезвычайным положением понимается особый правовой режим, временно вводимый на территории Донецкой Народной Республики или в отдельных ее местностях в условиях чрезвычайных внутренних обстоятельств политического, экономического, социального, природного или техногенного характера.

При этом одним из оснований введения режима чрезвычайного положения являются попытки насильственного изменения конституционного строя Донецкой Народной Республики, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления.

Целью введения чрезвычайного положения является создание условий, обеспечивающих, в т.ч. восстановление законности и правопорядка; устранение угрозы человеку, обществу и государству, нормализацию обстановки.

Согласно ст. 27 Закона ДНР «Об особых правовых режимах» под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Донецкой Народной Республики в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики в случае агрессии против Донецкой Народной Республики или непосредственной угрозы агрессии.

Основанием для введения военного положения на территории Донецкой Народной Республики является агрессия против Донецкой Народной Республики или непосредственная угроза агрессии.

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Донецкой Народной Республики.

Несмотря на схожесть применяемых мер ограничительного характера, предусмотренных ст. ст. 5, 13-15, 30-31 указанного закона, при режимах чрезвычайного положения и военного положения, п. «м» ч.1 ст. 62 УК ДНР устанавливает в качестве отягчающего наказание обстоятельства лишь «совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках». При этом перечень отягчающих наказание обстоятельств, установленный в ст. 62 УК ДНР, является исчерпывающим.

Таким образом введение военного положения на территории Донецкой Народной Республики не является безусловным основанием для применения предусмотренного п. «м» ч.1 ст. 62 УК ДНР обстоятельства, отягчающего наказание. Разрешая вопрос о применении указанного отягчающего наказание обстоятельства, судам следует обращать внимание на то, был ли на момент совершения преступления подсудимым введен в установленном ст. ст. 3, 11 Закона ДНР «Об особых правовых режимах» порядке режим чрезвычайного положения, существовали ли объективно условия стихийного или иного общественного бедствия, имели ли место массовые беспорядки.

 

 

 

И.о. Председателя Верховного Суда

Донецкой Народной Республики                                                                     Ю.А. Безрученко

 

Теги: