ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
О некоторых вопросах применения норм уголовно-процессуального законодательства судами Донецкой Народной Республики
в переходный период
В целях формирования единой практики применения судами Донецкой Народной Республики в переходный период норм уголовно-процессуального законодательства Верховным Судом Донецкой Народной Республики разработан Временный порядок осуществления уголовного судопроизводства, который утверждён приказом Председателя Верховного Суда от 09.01.2015г. № 3-од (далее – Временный порядок).
В целях единообразного понимания и применения положений, установленных Временным порядком, Верховный Суд Донецкой Народной Республики считает необходимым обратить внимание судов Донецкой Народной Республики на следующее.
Свою процессуальную деятельность суды первой инстанции и Верховный Суд Донецкой Народной Республики осуществляют на основании Временного положения о судебной системе, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.10.2014 года № 40-2, Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.06.2014 года № 9-1 «О применении Законов на территории Донецкой Народной Республики в переходный период» с изменениями, внесенными Постановлением Совета Министров от 10.01.2015 года №1-1.
Суд не применяет правовые акты, если они противоречат Конституции Донецкой Народной Республики.
В соответствии с постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики № 9-1 от 02.06.2014 года «О применении Законов на территории Донецкой Народной Республики в переходный период» с изменениями, внесенными Постановлением Совета Министров от 10.01.2015 г. № 1-1, в связи с отсутствием законодательной базы на территории Донецкой Народной Республики и необходимостью постоянного регулирования отношений между субъектами права, на переходный период на территории Донецкой Народной Республики введен в действие Уголовно-процессуальный кодекс Украины в редакции по состоянию на 12.07.2001 года (далее – УПК Украины 1960 года) в частях, не противоречащих Конституции Донецкой Народной Республики.
Закон Украины «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Украины» от 12.07.2001 года № 2670-III согласно переходным положениям к нему вступил в законную силу с 01.09.2001 года за исключением отдельных пунктов, которые вступили в силу со дня опубликования Закона. Названный Закон был опубликован в официальном издании «Голос Украины» от 28.08.2001 года № 152. Поскольку по состоянию на 12.07.2001 года нормы данного закона не были введены в действие, его положения не подлежат применению судами, за исключением тех положений, которые согласуются с законодательством Донецкой Народной Республики, а именно – о рассмотрении определённой категории уголовных дел с участием народных заседателей.
В соответствии с Временным положением о судебной системе Донецкой Народной Республики, утверждённым постановлением Совета Министров Донецкой Народной республики № 40-2 от 22 октября 2014 года (далее – Временное положение), правосудие в Донецкой Народной Республике осуществляется Верховным Судом Донецкой Народной Республики, судами общей юрисдикции и специализированными судами, к которым относятся военные и арбитражные суды.
Суды общей юрисдикции, к которым относятся районные, городские, межрайонные суды, в числе прочих дел рассматривают по первой инстанции уголовные дела и дела об административных правонарушениях, отнесенные к их подсудности (статья 28 Временного положения).
Верховный Суд Донецкой Народной Республики осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Временным положением, рассматривая гражданские, арбитражные, уголовные и иные дела в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда кассационной инстанции (статья 17 Временного положения).
Судебные решения всех судов, кроме Верховного Суда Донецкой Народной Республики, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в кассационном порядке в вышестоящий суд осуждёнными, их защитниками, истцами, ответчиками, их представителями и другими участниками судебного процесса в соответствии с процессуальным законодательством (статья 11 Временного положения).
Судебные решения судов общей юрисдикции могут быть опротестованы в кассационном порядке прокурором, Председателем Верховного Суда Донецкой Народной Республики и его заместителями (статья 12 Временного положения).
Президиум Верховного Суда осуществляет рассмотрение дел в порядке надзора (статья 26 Временного положения).
Таким образом, в соответствии с Временным положением правосудие осуществляется судами первой инстанции и Верховным Судом, который вправе рассматривать дела по первой инстанции, наделён функцией пересмотра приговоров, постановлений, определений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу, а Президиум Верховного Суда проверяет законность и обоснованность приговоров, постановлений и определений, вступивших в законную силу, в порядке надзора.
1. Состав суда
В соответствии со статьёй 10 Временного положения дела в судах рассматриваются судьёй единолично, а в случаях, определенных процессуальным законом, - коллегией судей, а также с участием народных заседателей. Судья, рассматривающий дела единолично, действует как суд.
Статья 17 УПК Украины Законом Украины N 2670-III ( 2670-14 ) от 12.07.2001 была дополнена частью 3 следующего содержания: «Уголовные дела о преступлениях, за которые законом предусмотрена возможность назначения наказания в виде пожизненного лишения свободы, в суде первой инстанции рассматриваются судом в составе двух судей и трёх народных заседателей, которые при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи». В этой части Закон вступил в силу в соответствии с пунктом 1 Заключительных положений со дня опубликования – с 28.08.2001 года.
Уголовным кодексом Донецкой Народной Республики (далее - УК ДНР) предусмотрена исключительная мера наказания в виде смертной казни. Таким образом, уголовные дела о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы или смертной казни, подлежат рассмотрению судом в составе двух профессиональных судей и трёх народных заседателей.
2. Рассмотрение уголовных дел в судах первой инстанции
Дела, расследованные правоохранительными органами Донецкой Народной Республики, подлежат рассмотрению в соответствии с процессуальными нормами, установленными УПК Украины 1960 года в частях, не противоречащих законодательству Донецкой Народной Республики, до принятия Уголовно-процессуального Кодекса Донецкой Народной Республики.
При разрешении определенных вопросов, возникающих при рассмотрении уголовных дел, следует учитывать соответствующие законы Донецкой Народной Республики, ведомственные нормативно-правовые акты и соответствующие постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики.
При поступлении уголовного дела в производство судья должен немедленно разрешить вопрос о мере пресечения в виде заключения под стражу, учитывая при этом длительность пребывания лица под стражей с учетом требований статьи 156 УПК Украины 1960 года о предельных сроках содержания под стражей и порядке их продления, тяжесть предъявленного обвинения, наличие постоянного места жительства и социальных связей.
В случае необходимости судья принимает решение об изменении меры пресечения в виде заключения под стражу на иную на основании статьи 274 УПК Украины 1960 года. Постановления суда об изменении меры пресечения обжалованию не подлежат.
Судам следует учесть, что порядок избрания меры пресечения в виде заключения под стражу и продления сроков содержания под стражей, предусмотренный Уголовным процессуальным кодексом Украины, введенным в действие с 20.11.2012 года (далее – Уголовный процессуальный кодекс Украины), нормами УПК Украины 1960 года не предусмотрен, противоречит Конституции Донецкой Народной Республики и законодательству Республики, в связи с чем следует исходить из того, что указанные сроки по делам, находящимся в судах, не продлеваются и оцениваются в контексте понятия «разумные сроки». При возвращении таких дел прокурору для организации предварительного следствия вопрос об изменении меры пресечения в виде заключения под стражей следует разрешать исходя из указанного в абзаце третьем данного раздела.
3. Подсудность Верховного Суда в качестве суда первой инстанции
Согласно части третьей статьи 17 Временного положения Верховный Суд Донецкой Народной Республики рассматривает дела в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 2 статьи 34 УПК Украины 1960 года в переходный период и до принятия соответствующих законов к подсудности Верховного Суда Донецкой Народной Республики в качестве суда первой инстанции отнесены дела особой сложности или особого общественного значения, принятые к производству по инициативе Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики, по представлению Первого заместителя Председателя Верховного Суда, заместителя Председателя Верховного Суда – Главы судебной палаты по уголовным делам, председателя Военного Трибунала, Генерального прокурора Донецкой Народной Республики или его заместителей.
4. Кассационный пересмотр
Кассационная инстанция в системе судов Донецкой Народной Республики является второй судебной инстанцией, решения которой вступают в законную силу немедленно и могут быть пересмотрены только в порядке судебного надзора.
В соответствии со статьей 12 Временного положения, а также статьей 41 Закона Донецкой Народной Республики «О прокуратуре» 21/6-ВС от 15.07.2014 года (далее – Закон «О прокуратуре»), на приговор, постановление, определение суда первой инстанции может быть подан протест прокурором, принимавшим участие в деле, а также прокурором или его заместителем в пределах их компетенции. Пунктом 8 части первой статьи 348 УПК Украины 1960 года установлено, что право подать кассационный протест имеет прокурор, утвердивший обвинительное заключение. Право подачи кассационного протеста имеют также Председатель Верховного Суда или его заместители, Генеральный прокурор. Иные участники процесса имеют право подать кассационную жалобу.
Таким образом, кассационный пересмотр судебных решений по уголовным делам следует осуществлять в порядке, установленном УПК Украины 1960 года: кассационные жалобы и протесты прокурора подаются, и вопрос об их принятии разрешается в порядке, предусмотренном главой 29, а пересмотр дел осуществляется Судебной палатой по уголовным делам Верховного Суда в порядке, установленном главой 30.
5. Пересмотр судебных решений в порядке надзора
В соответствии со статьёй 18 Временного положения Верховный Суд Донецкой Народной Республики осуществляет надзор за законностью судебных решений, вступивших в законную силу, путем рассмотрения протестов Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики, его заместителей и Генерального прокурора Донецкой Народной Республики, принесённых в порядке надзора.
Частью 2 статьи 41 Закона «О прокуратуре» предусмотрено наличие у прокурора права на внесение протеста в порядке надзора на незаконные приговор, постановление, определение суда.
УПК Украины 1960 года (в редакции по состоянию на 12.07.2001 года) пересмотр приговоров, постановлений или определений судов в порядке надзора не предусмотрен.
Редакция УПК Украины 1960 года, предусматривавшая судебный надзор, была изменена Законом Украины от 21.06.2001 года № 2533-III, который, согласно переходным положениям, вступил в силу 29 июня 2001 года.
Пересмотр судебных решений в порядке надзора был предусмотрен УПК Украины 1960 года в редакции, действовавшей до 29.06.2001 года, как не противоречащий законодательству Донецкой Народной Республики, принят к руководству Верховным Судом согласно Временному порядку.
6. Другие процессуальные вопросы
Согласно УПК Украины 1960 года, вопросы избрания меры пресечения в виде заключения под стражу (статья 165), продления срока содержания под стражей (статья 165-3), проведения обыска в жилище или иных владениях лица (статья 177), выемки материальных носителей секретной информации и/или документов, содержащих банковскую тайну (статья 178), наложения ареста на корреспонденцию или снятия информации с каналов связи (статья187) разрешались судом по соответствующему представлению следователя, согласованному с прокурором, или по представлению прокурора. Этим же Кодексом предусматривалась возможность обжалования постановлений следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела (статья 236-2), о прекращении уголовного дела (статья 236-5), о возбуждении уголовного дела (статья 236-8) в суд, постановлений суда об избрании меры пресечения и продлении сроков содержания под стражей в апелляционном порядке, а также возможность обжалования потерпевшим решения об освобождении лица от уголовной ответственности вследствие изменения обстановки или в связи с применением мер административного взыскания, принудительных мер воспитательного характера или общественного воздействия (статья 12 УПК) в суд первой инстанции, решения которого подлежали пересмотру в апелляционном порядке.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 33, пунктами 3,4, 6, 7 части первой статьи 34 Закона «О прокуратуре» избрание, изменение или отмена меры пресечения в виде заключения под стражу, продление сроков содержания под стражей, проведение обыска на любом объекте, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и её выемку, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, контроль и запись телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц, отстранение подозреваемого, обвиняемого от должности осуществляется на основании постановления следователя, дознавателя с санкции прокурора или постановления прокурора. На прокурора согласно положениям ч.1 ст.34 Закона «О прокуратуре» возложены обязанности надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Кроме того, в соответствии с положениями пунктов 2 и 11 части первой статьи 34 Закона «О прокуратуре» прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, в пределах своей компетенции отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание, возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении, прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам, даёт согласие на прекращение уголовного дела следователем или дознавателем в тех случаях, когда это предусмотрено законом и т.д.
Конституцией Донецкой Народной Республики установлено, что республика имеет своё законодательство, действующее на всей ее территории (часть 1 статьи 7), а прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов и выполняет иные функции, установленные законами Донецкой Народной Республики (часть 1 статьи 80).
Таким образом, УПК Украины 1960 года в указанных частях противоречит законодательству Донецкой Народной Республики, применению в этих частях не подлежит, и в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, продление сроков содержания под стражей, обыск, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и её выемку, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, контроль и запись телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц осуществляется на основании постановления следователя, дознавателя с санкции прокурора или на основании постановления прокурора.
В рамках законодательства Донецкой Народной Республики вопрос о мере пресечения в отношении лиц, находящихся под стражей, по делам, по которым предварительное следствие не окончено, относится исключительно к компетенции прокурора.
В соответствии с пунктом вторым части первой статьи 34 Закона «О прокуратуре» прокурор уполномочен отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. В соответствии со ст.236 УПК Украины 1960 года жалоба на действия прокурора при производстве предварительного следствия или отдельных следственных действий по делу подаётся вышестоящему прокурору. Из указанных норм законов следует, что санкционированные прокурором постановления об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и продлении сроков содержания под стражей, постановления следователя, дознавателя, санкционированные прокурором, об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и продлении сроков содержания под стражей, постановления по иным вопросам, касающимся мер по обеспечению уголовного судопроизводства в ходе предварительного следствия, постановление прокурора по тем же вопросам, решения, принятые в порядке, предусмотренном статьёй 12 УПК, могут быть обжалованы вышестоящему прокурору.
Жалобы на действия следователя в соответствии со статьёй 234 УПК Украины 1960 года рассматриваются прокурором. Жалобы на действия прокурора в соответствии со статьёй 236 УПК Украины 1960 года – рассматриваются вышестоящим прокурором. Жалобы на действия прокурора, подлежащие рассмотрению судом при предварительном рассмотрении дела или его рассмотрении по существу, могут быть связаны только с конкретным уголовным делом.
В рамках УПК Украины 1960 года судами подлежат разрешению вопросы об освобождении от уголовной ответственности с применением к лицу мер административного взыскания (статья 7-2 УПК), с применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера (статья 9 УПК), о применении принудительных мер медицинского характера (статья 416 УПК), а также о применении к лицам, совершивших общественно-опасное деяние в возрасте от 11 лет до достижения возраста, с которого возможна уголовная ответственность, принудительных мер воспитательного характера (часть первая статьи 7-3, 447 УПК). В иных случаях решение об освобождении лиц от уголовной ответственности по основаниям, указанным в законе, осуществляется прокурором либо следователем с согласия прокурора. Эти же вопросы, за исключением предусмотренных статьёй 7-3 УПК, разрешает суд по делам, поступившим с обвинительным заключением.
Вопрос о пересмотре решений суда по вновь открывшимся обстоятельствам разрешается в порядке, установленном статьями 400-5 - 400-9 УПК Украины 1960 года. При этом вопрос о наличии либо отсутствии вновь открывшихся обстоятельств разрешается: в отношении приговоров, постановлений или определений судов первой инстанции – Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики, в отношении приговоров, определений суда кассационной инстанции – Президиумом Верховного Суда в порядке, предусмотренном для пересмотра решений суда в порядке надзора.
7. О движении уголовных дел, находящихся в судах Донецкой Народной Республики.
С момента принятия Декларации о суверенитете Донецкой Народной Республики и Акта о провозглашении государственной самостоятельности Донецкой Народной Республики, Донецкая Народная Республика стала независимым государственным образованием, при этом каких-либо нормативно-правовых актов или договоров, регламентирующих взаимоотношения Донецкой Народной Республики и Украины, не принималось и не заключалось. В то же время дела и материалы, поступившие в суды Украины и находящиеся в настоящее время в судах Донецкой Народной Республики, касаются прав и обязанностей, а также уголовного преследования лиц, проживающих на территории республики и по факту являющихся гражданами этой республики. В связи с этим, по всем уголовным делам и материалам, связанным с исполнением приговоров, по которым судам следует принимать любые процессуальные решения, судам необходимо вести статистический учёт и принять решения в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики. Дела, по которым судам не следует принимать процессуальных решений, а также дела, приговоры по которым обращены к исполнению, но не исполнены, следует учитывать по имеющимся, ранее заведенным карточкам, не включая такие дела в статистические данные, отражающие фактическую работу судов по осуществлению правосудия.
Так, обвинительные акты, поступившие в бывшие суды Украины, подлежат возвращению прокурору для организации предварительного следствия в порядке, предусмотренном УПК Украины 1960 года с предварительного судебного заседания, поскольку такие дела расследованы в ином порядке, нежели предусмотрено УПК Украины 1960 года, не содержат доказательств вообще либо содержат лишь их часть, а обвинительный акт концептуально отличается об обвинительного заключения.
Дела, поступившие в бывшие суды Украины с обвинительными заключениями, а также материалы по вопросам исполнения приговоров, вступивших в законную силу (независимо от процессуального порядка расследования и постановления приговора), подлежат рассмотрению по существу в соответствии с процессуальными нормами, установленными УПК Украины 1960 года. Исключение составляют материалы с ходатайствами и представлениями о применении амнистии в соответствии с Законом Украины «Об амнистии в 2014 году». Такие ходатайства и представления не подлежат рассмотрению судами Донецкой Народной Республики и подлежат возвращению заявителям без вынесения процессуального решения.
В соответствии с положениями УПК Украины 1960 года, прекращение уголовных дел и освобождение лиц от уголовной ответственности на стадии предварительного следствия и дознания осуществлялось дознавателями и следователями по согласованию с прокурором в установленных законом случаях (статьи 6, 7, ч.4 ст.7-3, 8, 10 УПК Украины 1960 года). В этой части УПК не противоречит законодательству Донецкой Народной Республики.
В то же время в судах первой инстанции имеются дела об освобождении лиц от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям (кроме дел о применении амнистии), направленные в суды в порядке, предусмотренном Уголовным процессуальным кодексом Украины.
Поскольку указанный Кодекс не принимался к руководству законодательством Донецкой Народной Республики, такие дела, как и дела, поступившие в бывшие суды Украины с обвинительными актами, не могут рассматриваться вновь созданными судами и подлежат возвращению соответствующему прокурору для расследования и принятия решений в порядке, предусмотренном УПК Украины 1960 года.
Уголовные дела с апелляциями и апелляционными жалобами на приговор, постановление или определение суда первой инстанции подлежат направлению в Верховный Суд Донецкой Народной Республики в порядке, установленном УПК Украины 1960 года, без назначения даты рассмотрения дела для кассационного рассмотрения в случае, если апеллянт письменно заявит о поддержании ранее направленной апелляции или апелляционной жалобы. В этом случае поданная участниками уголовного судопроизводства (за исключением прокурора) апелляция или апелляционная жалоба считается кассационной жалобой, а апелляция или апелляционная жалоба, поданная прокурорами Украины, – кассационным протестом прокурора. В рамках УПК Украины 1960 года вопрос о принятии кассационной жалобы, протеста разрешается судом первой инстанции.
По делам, приостановленным производством в связи с розыском подсудимого, в случае, если местонахождение подсудимого до настоящего времени неизвестно, судам необходимо принять процессуальное решение о его розыске, которое направить для исполнения компетентному органу.
По делам, приостановленным производством в связи с болезнью подсудимого, необходимо проверить, не отпали ли основания, по которым производство было приостановлено, по результатам принять соответствующее процессуальное решение.
При рассмотрении уголовных дел и вынесении обвинительных приговоров следует приводить квалификацию действий подсудимого, осужденного в соответствие с УК ДНР.
Также следует привести в соответствие с УК ДНР квалификацию действий осуждённых, отбывающих наказание в местах лишения свободы, приговоры в отношении которых обращены к исполнению, поскольку переквалификация действий осуждённых на нормы УК ДНР может повлечь изменение оснований для применения условно-досрочного освобождения. В соответствии со статьёй 405-1 УПК Украины 1960 года вопросы приведения приговоров в соответствие с законодательством, смягчающим наказание или исключающим наказание, рассматриваются судом по заявлению осужденного, представлению прокурора либо учреждения или органа исполнения наказания.
В то же время, в случае, если наказание осужденного подлежит смягчению и дальнейшее содержание его в местах лишения свободы приведет к нарушению его прав, а также в случае, если уголовная наказуемость деяния, за совершение которого лицо отбывает наказание в местах лишения свободы, устранена, суд, с учетом этих обстоятельств, действуя в целях недопущения либо прекращения нарушения прав осужденного, вправе по собственной инициативе привести приговор в соответствие с УК ДНР, рассмотрев этот вопрос в судебном заседании с участием прокурора в рамках имеющегося уголовного дела.
Обратить внимание судей на первоочередную необходимость рассмотрения уголовных дел, по которым подсудимые содержатся под стражей наиболее длительное время, учесть положения УПК Украины 1960 года о предельных сроках содержания под стражей на стадии предварительного расследования и о разумных сроках рассмотрения уголовных дел в суде.
Согласно статье 2 Временного положения о судебной системе Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики № 40-2 от 22.10.2014 года правосудие в Донецкой Народной Республике имеет своей задачей обеспечение точного и неуклонного исполнения законов всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Судебные решения должны быть законными, обоснованными и справедливыми.
Председатель Верховного Суда
Донецкой Народной Республики Э.Н. Якубовский