Заключение к проекту Земельного кодекса Донецкой Народной Республики № 401-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект Земельного кодекса Донецкой Народной Республики (далее – Кодекс).     
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки Кодекса, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Кодекса владение, пользование и распоряжение собственниками землей и другими природными ресурсами не должно наносить ущерб окружающей среде и не нарушать права и законные интересы физических лиц, государства и общества. Следует указать на некорректность использования конструкции «не должно наносить ущерб окружающей среде и не нарушать права и законные интересы физических лиц, государства и общества». Согласно части 1 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах» (в редакции от 24.06.2016 года) (далее – Закон № 72-IНС) текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии, в связи с чем предлагаем в части 3 статьи 1 Кодекса слова «и не нарушать» заменить словом «, нарушать».
Абзацем первым статьи 2 Кодекса установлено, что земельное законодательство в Донецкой Народной Республике основывается на Конституции Донецкой Народной Республики и состоит из настоящего Кодекса, законов Донецкой Народной Республики и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики.
Акцентируем внимание на том, что согласно абзацу второму части 2 статьи 5 Закона № 72-IНС законы могут приниматься в форме кодексов, содержащих все правовые нормы или большую часть правовых норм, регулирующих определенную сферу (отрасль) общественных отношений. Таким образом, исходя из положений закрепленных законодателем в абзаце втором части 2 статьи 5 Закона № 72-IНС, кодекс является одной из форм закона. Следовательно, использованная в абзацем первом статьи 2 Кодекса конструкция «настоящего Кодекса, законов Донецкой Народной Республики» не в полной мере соответствует предписаниям Закона № 72-IНС, в связи с чем предлагаем заменить её словами «настоящего Кодекса, других законов Донецкой Народной Республики».
В части 1 статьи 3 Кодекса используется конструкция «нормативно правовые акты», а в части 3 статьи 163 Кодекса – «Нормативные документы». Обращаем внимание, что в Законе № 72-IНС использование данных терминов не предусмотрено, в то время как пунктом 11 части 1 статьи 1 указанного Закона предусмотрено определение понятия «нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый (изданный) уполномоченным органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия норм права». В связи с этим предлагаем в части 1 статьи 3 Кодекса конструкцию «нормативно правовые акты» заменить словами «нормативные правовые акты», а в части 3 статьи 163 Кодекса конструкцию «Нормативные документы» заменить словами «Нормативные правовые акты».
Пунктом 12 части 1 статьи 3 Кодекса предусмотрено, что настоящий Кодекс и принятые (изданные) в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в частности, на принципе сочетания интересов общества и законных интересов физических лиц. Регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий права каждого физического лица на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. При этом, приоритет при реализации государственной политики в сфере использования и охраны земель отдается интересам общества. Предложение второе пункта 12 части 1 статьи 3 Кодекса вступает в противоречие с предложением первым пункта 12 части 1 статьи 3 Кодекса, а также с пунктом 13 части 1 статьи 3 Кодекса, в которых закреплены гарантии права каждого гражданина на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Кроме того, сама конструкция «приоритет при реализации государственной политики в сфере использования и охраны земель отдается интересам общества» не является конкретизированной и может привести к различному толкованию, а также негативному влиянию на осуществление прав гражданами. В связи с этим предлагаем предложение второе пункта 12 части 1 статьи 3 Кодекса исключить.
Кроме того, по тексту Кодекса даны отсылочные нормы на статьи, которые являются неверными, а именно:
- в абзаце 5 части 4 статьи 19 Кодекса дана ссылка на статью 185 Кодекса, которая должна предусматривать порядок согласования изменения целевого назначения земельных участков;
- в части 7 статьи 19 Кодекса дана ссылка на статью 152 Кодекса, которая должна предусматривать порядок согласования месторасположения объекта, который предполагается разместить на земельном участке особо ценных земель государственной или муниципальной собственности с изменением его целевого назначения;
- в части 4 статьи 118, части 3 статьи 121 Кодекса дана ссылка на статью 152 Кодекса, которая должна предусматривать порядок выбора месторасположения земельного участка и предоставления разрешения и условий на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка;
- в абзаце втором части 4 статьи 121 Кодекса дана ссылка на часть 3 данной статьи Кодекса, которая должна предусматривать перечень материалов и документов, которые прилагаются к заявлению;
- в части 5 статьи 121 Кодекса дана ссылка на статью 185 Кодекса, которая должна предусматривать порядок согласования проекта землеустройства по отводу земельного участка;
- в части 2 статьи 122 Кодекса дана ссылка на часть 2 статьи 132 Кодекса, которая должна содержать регулирование передачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, отличном от проведения земельных торгов;
- в части 3 статьи 122 Кодекса даны ссылки на часть 2 статьи 132 и статью 121 Кодекса, которые должны содержать регулирование случаев передачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и порядок такой передачи;
- в абзацах первом и втором части 5 статьи 121 Кодекса даны ссылки на статью 185 Кодекса, которая должна предусматривать порядок согласования проекта землеустройства по отводу земельного участка.
Далее, согласно абзацу второму части 1 статьи 6 Кодекса иностранные граждане, лица без гражданства, а также иностранные юридические лица пользуются правами и имеют обязанности в земельных правоотношениях наравне с гражданами и юридическими лицами Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами и/или Указами Главы Донецкой Народной Республики.
Следует отметить, что использованная конструкция «законами и/или Указами Главы Донецкой Народной Республики» носит не четкий характер, в связи с чем не сможет в должной мере обеспечить эффективное регулирование соответствующих правовых отношений и станет предпосылкой для различного толкования норм, возникновению сложностей в правоприменении. Предписаниями Кодекса должен быть предусмотрен четкий перечень нормативных правовых актов регулирующих соответствующую категорию правоотношений.
Аналогичное замечание в полной мере применимо к части 2 статьи 23 Кодекса, в которой применяется конструкция «в случаях предусмотренных законом и/или Указами Главы Донецкой Народной Республики», а также к пункту 15 части 1 статьи 12, статье 13, пункту 17 части 1 статьи 14 Кодекса, в которых использована конструкция, «нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики и/или Совета Министров Донецкой Народной Республики»; к части 2 статьи 184 Кодекса, в которой используется конструкция «законом или нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики и (или) Совета Министров Донецкой Народной Республики».
На основании изложенного предлагаем:
1) в абзаце втором части 1 статьи 6 Кодекса слова «законами и/или» заменить на «законами, »;
2) в части 2 статьи 23 Кодекса слова «законом и/или» заменить на «законом, »;
3) в пункте 15 части 1 статьи 12, статье 13, пункте 17 части 1 статьи 14 Кодекса конструкцию «Республики и/или» заменить на «Республики,»;
4) в части 2 статьи 184 Кодекса конструкцию «законом или нормативными» заменить на «законом, », а также конструкцию «Республики и (или)» заменить юридической конструкцией «Республики, ».
Следует акцентировать внимание на пункте 2 части 2 статьи 6 Кодекса, который предусматривает определение понятия: «землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования». В то же время статьёй 90 Кодекса устанавливаются следующие виды землепользования:
1) право постоянного пользования земельным участком государственной или муниципальной собственности;
2) право временного пользования земельным участком государственной или муниципальной собственности.
Частью 1 статьи 28 Закона № 72-IНС предусмотрено, что используемые в нормативных правовых актах понятия и термины применяются единообразно в соответствии с их значением, исключающем возможность различного толкования.
Данное замечание также в полной мере может быть применено и в отношении части 5 статьи 75, пункта 1 части 1 статьи 88 Кодекса. На основании изложенного предлагаем:
1) в пункте 2 части 2 статьи 6 Кодекса слово «безвозмездного» заменить словом «временного»;
2) в части 5 статьи 75 Кодекса слова «безвозмездного» заменить словами «временного».
Пунктом 2 части 1 статьи 10 Кодекса закреплено предписание, в соответствии с которым к полномочиям Народного Совета Донецкой Народной Республики в сфере земельных отношений относится утверждение республиканских программ развития земельных отношений, использования и охраны земель, по представлению Главы Донецкой Народной Республики.
Действительно, согласно положениям абзаца первого части 1 статьи 10 Закона Донецкой Народной Республики от 02.10.2015 № 80-IHC «О республиканских программах» (далее – Закон № 80-IHC) республиканские программы, разработанные на государственном уровне, утверждаются Народным Советом Донецкой Народной Республики, по представлению Главы Донецкой Народной Республики. Однако, законодателем в абзаце первом части 2 статьи 10 Закона № 80-IHC также указано, что республиканские программы, разработанные на местном уровне, разрабатываются органами местного самоуправления, согласовываются с республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере экономического развития и другими республиканскими органами исполнительной власти Донецкой Народной Республики в соответствии с профильной направленностью, и утверждаются главой представительского органа местного самоуправления.
Данное замечание также применимо и к части 3 статьи 173 Кодекса предусматривающей, что республиканские программы развития земельных отношений, использования и охраны земель утверждаются Народным Советом Донецкой Народной Республики.
В связи с указанным предлагаем:
1) полномочие, изложенное в пункте 2 части 1 статьи 10 Кодекса конкретизировать, заменив слова «утверждение республиканских программ» конструкцией «утверждение разработанных на государственном уровне республиканских программ»;
2) в части 3 статьи 173 Кодекса слова «Республиканские программы» заменить словами «Разработанные на государственном уровне республиканские программы».
Обращаем внимание, что в пункте 8 статьи 11 Кодекса используется понятие «земли лесохозяйственного фонда», а в пункте 7 части 1 статьи 16 Кодекса в том же смысле используется понятие «земли лесного фонда». В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 72-IНС используемые в нормативных правовых актах понятия и термины применяются единообразно в соответствии с их значением, исключающем возможность различного толкования. Немаловажным является и то, что такая категория земель как «земли лесохозяйственного фонда» отсутствует в современных условиях. Так, в законодательстве ранее были предусмотрены «земли лесохозяйственного назначения».
С учётом изложенного предлагаем привести к единству использование терминов «земли лесохозяйственного фонда», «земли лесного фонда» и по тексту Кодекса.
Обращаем внимание на отсутствие в Кодексе единства в использовании термина «Государственный земельный кадастр». Так, в пункте 5 части 1 статьи 12, пункте 1 части 8 статьи 183, пункте 1 части 9 статьи 183, пункте 1 части 10 статьи 183 Кодекса используется конструкция «государственный земельный кадастр», в части 1 статьи 72 Кодекса – «Государственный земельный кадастр Донецкой Народной Республики», в то время как в иных положениях Кодекса применяется конструкция «Государственный земельный кадастр».
Также отметим, что главой 34 Кодекса установлены основные положения, регламентирующие назначение, порядок ведения и другие нормы относительно Государственного земельного кадастра. При этом в Кодексе не излагается определение данного термина, в связи с чем возможны случаи не единообразного применения норм и возникновение сложностей в правоприменении.
На основании изложенного предлагаем использование указанных терминов привести к единству по всему тексту Кодекса, а также закрепить в Кодексе определение понятия «Государственный земельный кадастр».
Статьёй 12 Кодекса закреплен перечень полномочий органа исполнительной власти в сфере земельных отношений, осуществления землеустройства, государственной регистрации и ведения Государственного земельного кадастра, оценки земель, геодезии и картографии.
Так, в пункте 12 части 1 указанной статьи предусмотрено полномочие по взаимодействию с республиканскими и территориальными органами исполнительной власти по вопросам регулирования земельных отношений. Следует указать, что в соответствии со статьёй 9 Закона Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 № 35-IHC «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики» (в редакции на 24.06.2016) (далее – Закон № 35-IHC) систему органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики составляют:
1)   Совет Министров Донецкой Народной Республики;
2)   Министерства Донецкой Народной Республики;
3)   государственные комитеты Донецкой Народной Республики;
4)   службы Донецкой Народной Республики;
5)   агентства Донецкой Народной Республики;
6)   инспекции Донецкой Народной Республики;
7)   иные органы исполнительной власти Донецкой Народной Республики.
При этом исходя из положений статьи 11 Закона № 35-IHC, закрепляющей определения понятий органов указанных в статье 9 Закона № 35-IHC, статус республиканского органа исполнительной власти имеют только министерства Донецкой Народной Республики. Предлагаем в пункте 12 части 1 статьи 12 Кодекса слово «территориальными» заменить словом «иными».
Далее, в пункте 15 части 1 статьи 12 Кодекса используется следующая конструкция: «законами и иными нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики и/или Совета Министров Донецкой Народной Республики».
Обращаем внимание, что Конституцией Донецкой Народной Республики в части 1 статьи 60 закреплена норма устанавливающая, что Глава Донецкой Народной Республики на основании и во исполнение Конституции и законов Донецкой Народной Республики издает указы (постановления) и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Донецкой Народной Республики. Также, пунктом 1 статьи 69 Конституции Донецкой Народной Республики предусмотрено, что к ведению Народного Совета Донецкой Народной Республики относится принятие Конституции Донецкой Народной Республики и законов Донецкой Народной Республики, внесение в них изменений. Таким образом, приходим к выводу о том, что данная конструкция изложена некорректно и противоречит Конституции Донецкой Народной Республики. С учётом изложенного предлагаем в пункте 15 части 1 статьи 12 Кодекса слова «законами и иными» заменить словами «законами,».
Часть 1 статьи 15 Кодекса «Состав земель» указывает на наличие островов в Донецкой Народной Республике при их фактическом отсутствии. Кроме того, далее по тексту Кодекса используется понятие «остров» в контексте их наличия в Донецкой Народной Республике. С учётом изложенного предлагаем по тексту Кодекса слово «остров» во всех падежах и числах исключить.
В статье 18 Кодекса «Особо ценные земли и порядок их изъятия» законодатель не уточняет, какими органами и в каком порядке земельным участкам придается статус особо ценных земель, каков порядок их использования, определения их границ, как осуществляется охрана особо ценных земель. С учётом изложенного предлагаем статью 18 Кодекса доработать.
Далее следует обратить внимание на то, что статья 19 Кодекса имеет наименование «Целевое назначение и функциональное использование земельных участков. Установление и изменение целевого назначения», исходя из которого, невозможно прийти к единому выводу к категории земель или земельным участкам устанавливаются и изменяются целевые назначения. На основании изложенного предлагаем наименование статьи 19 изложить в следующей редакции:
«Целевое назначение и функциональное использование земельных участков. Установление и изменение целевого назначения земельных участков».
Пунктом 1 части 1 статьи 20 Кодекса предусмотрено, что нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земельных участков является основанием для признания незаконными решения органа исполнительной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков физическим и юридическим лицам об изменении целевого назначения земельного участка. Обращаем внимание, что решение органа исполнительной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков физическим и юридическим лицам и решение органа исполнительной власти и органов местного самоуправления об изменении целевого назначения земельного участка представляют собой два различных решения. Аналогичное замечание относится к пункту 7 части 1 статьи 89 Кодекса. В связи с этим предлагаем:
- в пункте 1 статьи 20 Кодекса после слов «юридическим лицам» поставить знак препинания «,»;
- в пункте 7 части 1 статьи 89 Кодекса после слов «охранных зон» поставить знак препинания «,».
Статьей 25 Кодекса «Земли фермерского хозяйства» предусмотрено, что состав и порядок использования земель фермерского хозяйства регулируется законом. Обращаем внимание, что в Донецкой Народной Республике принят и действует Закон Донецкой Народной Республики от 27.02.2016 № 110-IHC «О фермерском хозяйстве», который регулирует состав и порядок использования земель фермерского хозяйства. В связи с этим предлагаем конкретизировать положения статьи 25 Кодекса и слово «законом» заменить конструкцией «Законом Донецкой Народной Республики от 27.02.2016 № 110-IHC «О фермерском хозяйстве».
Аналогичное замечание относится к статье 26 Кодекса «Земельные участки личных крестьянских хозяйств». В связи с этим предлагаем конкретизировать положения статьи 26 Кодекса и слово «законом» заменить конструкцией «Законом Донецкой Народной Республики от 27.02.2016 № 109-IHC «О личном крестьянском хозяйстве».
Абзацем первым части 1 статьи 27 Кодекса предусмотрено, что физические лица и коммерческие организации могут арендовать земельные участки для сенокошения и выпаса скота, а абзацем третьим установлено, что размеры земельных участков, которые предоставляются в аренду коммерческим организациям для сенокошения и выпаса скота, определяются исходя из нормы площади на одну условную голову и числа поголовья в стаде. Следует отметить, что пунктом 6 части 1 статьи 23 Кодекса предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения предоставляются некоммерческим организациям – для ведения подсобного сельского хозяйства – в аренду. В то же время возможность предоставления земельных участков для сенокошения и выпаса скота некоммерческим организациям не предусмотрена. В связи с этим предлагаем:
- абзац первый части 1 статьи 27 Кодекса изложить в следующей редакции:
«Физические лица, коммерческие и некоммерческие организации могут арендовать земельные участки для сенокошения и выпаса скота»;
- абзац третий части 1 статьи 27 Кодекса после слов «в аренду коммерческим» дополнить словами «и некоммерческим».
Частью 1 статьи 35 Кодекса предусмотрено, что земельные участки для строительства и обслуживания объектов общественной застройки по решению органа исполнительной власти и органов местного самоуправления предоставляются физическим лицам, коммерческим корпоративным и некоммерческим организациям - на условиях аренды. Частью 2 статьи 35 Кодекса установлено, что физические лица и коммерческие корпоративные организации могут приобретать земельные участки в собственность по гражданско-правовым сделкам. Обращаем внимание, что частью 1 статьи 35 Кодекса предусмотрена возможность некоммерческим организациям получать в аренду земельные участки для строительства и обслуживания объектов общественной застройки, однако не предусмотрена возможность их приобретения в собственность. Указанное положение необоснованно ограничивает права некоммерческих организаций. В связи с этим предлагаем в части 2 статьи 35 Кодекса слова «и коммерческие корпоративные организации» заменить словами «коммерческие корпоративные и некоммерческие организации».
Частью 1 статьи 37 Кодекса предусмотрено, что землями особо охраняемых природных территорий являются участки суши и водного пространства с природными комплексами и объектами, имеющие особую природоохранную, экологическую, научную, эстетическую, рекреационную и иную ценность, которым в соответствии с законом присвоен статус особо охраняемых природных территорий. Согласно части 1 статьи 7 Закона Донецкой Народной Республики от 30.04.2015 № 43-ІНС «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 43-ІНС) земли особо охраняемых природных территорий – участки суши и водного пространства с природными комплексами и объектами, которые имеют особенную природоохранную, экологическую, научную, эстетическую, рекреационную и другую ценность и которым в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики присвоен статус природоохранных земель. В связи с этим предлагаем часть 1 статьи 37 Кодекса привести в соответствие с частью 1 статьи 7 Закона № 43-ІНС.
Предложением первым части 1 статьи 44 Кодекса предусмотрено следующее положение: «Земли рекреационного назначения находятся в государственной и муниципальной.». Исходя из анализа данной нормы становится очевидным наличие недостатков в смысловом содержании указанного предписания. В связи с этим предлагаем предложение первое части 1 статьи 44 Кодекса после слова «муниципальной» дополнить словом «собственности».
Частью 2 статьи 44 Кодекса «Использование земель рекреационного назначения» предусмотрено, что по ходатайствам дачных кооперативов решениями органа исполнительной власти или органов местного самоуправления им передаются земельные участки в аренду в соответствии с градостроительной документацией. К землям общего пользования дачного кооператива относятся земельные участки, занятые защитными полосами, дорогами, проездами, строениями и сооружениями общего пользования. Указанные положения части 2 статьи 44 Кодекса регулируют возможность передачи земельных участков в аренду дачным кооперативам и определяют земли общего пользования дачного кооператива, что не соответствует наименованию и иным положениям статьи 44 Кодекса. Кроме того, данной статьей не предусмотрен запрет деятельности, которая препятствует или может препятствовать использованию земель рекреационного назначения по назначению, а также негативно влияет или может повлиять на природное состояние этих земель. В связи с этим предлагаем часть 2 статьи 44 Кодекса изложить в следующей редакции:
«На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, которая препятствует или может препятствовать использованию их по назначению, а также негативно влияет или может повлиять на природное состояние этих земель».
Далее, в соответствии с абзацем первым части 2 статьи 46 Кодекса, вокруг историко-культурных заповедников, историко-культурных заповедных территорий, музеев под открытым небом, мемориальных музеев-усадеб, памятников культурного наследия, их комплексов (ансамблей) и других объектов культурного наследия устанавливаются охранные зоны с запрещением деятельности, которая негативно влияет или может повлиять на соблюдение режима использования этих земель. Также, согласно абзацу второму части 2 статьи 46 Кодекса, в границах охранных зон запрещаются градостроительные, архитектурные или ландшафтные преобразования, строительные, мелиоративные, дорожные, земельные работы без разрешения соответствующего органа местного самоуправления.
В то же время частью 1 статьи 46 Кодекса предусмотрено, что земли историко-культурного назначения находятся в государственной и муниципальной собственности. Таким образом, порядок осуществления преобразований и работ в охранных зонах установлен только для объектов муниципальной формы собственности, так как в полномочия соответствующего органа местного самоуправления не может входить управление землями государственной собственности.
С учётом изложенного предлагаем абзац второй части 2 статьи 46 Кодекса после слов «без разрешения соответствующего» дополнить словами «органа исполнительной власти или».
Также отметим, что в абзаце втором части 3 статьи 51 Кодекса используется понятие «местными органами исполнительной власти». Следует отметить, что данное понятие вступают в противоречие со статьей 9 Закона № 35-IНС, предусматривающей систему органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики.
Таким образом, понятие «местные органы исполнительной власти» не предусмотрено Законом № 35-IHC, а его использование в тексте Кодекса является юридически неверным и может создать предпосылки для различного толкования и применения норм. В связи с этим предлагаем в абзаце втором части 3 статьи 51 Кодекса конструкцию «местными органами исполнительной власти» привести в соответствие с Законом № 35-IHC.
Абзацем первым части 2 статьи 52 Кодекса предусмотрено следующее: «На земельных участках, находящиеся в государственной и муниципальной собственности могут в установленном законом порядке создавать рыбохозяйственные, противоэрозионные и другие искусственные водоемы».
Обращаем внимание, что положения абзаца первого части 2 статьи 52 Кодекса не согласованы между собой, кроме того не установлено кто может в установленном законом порядке создавать рыбохозяйственные, противоэрозионные и другие искусственные водоемы. С учётом вышеизложенного предлагаем положения абзаца первого части 2 статьи 52 Кодекса доработать.
В абзаце втором части 2 статьи 52 Кодекса используется конструкция «водохозяйственная деятельность». При этом в Кодексе не разъяснено, какая именно деятельность подразумевается под данным термином, что может создать предпосылки к различному толкованию положений абзаца второго части 2 статьи 52 Кодекса и возникновению трудностей в правоприменении. В связи с этим предлагаем абзац второй части 2 статьи 52 Кодекса доработать.
Обращаем внимание на часть 1 статьи 55 Кодекса, которой предусмотрено следующее положение: «Для обеспечения эксплуатации и защиты от загрязнения, повреждения и разрушения магистральных, межхозяйственных и других каналов оросительных на оросительных и осушительных системах, гидротехнических и гидрометрических сооружениях, водоемов и плотин на берегах рек выделяются земельные участки полос отвода с особым режимом использования».
Следует отметить, что использованная в данном случае конструкция «оросительных на оросительных и осушительных системах» вносит элемент несогласованности в часть 1 статьи 55 Кодекса, что может повлечь за собой возможность различного толкования соответствующих положений.
На основании изложенного предлагаем из части 1 статьи 55 Кодекса слова «оросительных на» исключить.
Кроме того, в части 5 статьи 69, пункте 1 части 1 статьи 79, пункте 4 части 5 статьи 81, пункте 2 части 5 статьи 182, части 4 статьи 194 Кодекса используется конструкция «гражданско-правовые соглашения». Следует указать, что Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.06.2014 г. № 9-1 «О применении законов на территории Донецкой Народной Республики» (с изменениями от 31.05.2016 года) предусмотрено применение законов и других нормативных правовых актов, действовавших на территории Донецкой Народной Республики до вступления в силу Конституции Донецкой Народной Республики в части, не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики. Соответственно, на территории Донецкой Народной Республики применяется Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 № 435-IV (в редакции от 28.03.2014) (далее – ГК).
Акцентируем внимание на том, что в ГК не используется понятие «гражданско-правовые соглашения». В то же время ГК содержит правовые нормы, регламентирующие основные положение касающиеся сделок. Аналогичное регулирование отражено и в принятом Народным Советом Донецкой Народной Республики в первом чтении проекте Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики (книга 1), а также в гражданском законодательстве Российской Федерации.
На основании изложенного предлагаем в части 5 статьи 69, пункте 1 части 1 статьи 79, пункте 4 части 5 статьи 81, пункте 2 части 5 статьи 182, части 4 статьи 194 Кодекса конструкцию «гражданско-правовые соглашения» заменить словами «гражданско-правовые сделки» в соответствующих падежах и числах.
В части 2 статьи 74 Кодекса допущена пунктуационная ошибка, а именно отсутствует знак препинания в конце предложения. В связи с этим предлагаем положения части 2 статьи 74 Кодекса доработать.
Статьей 76 Кодекса «Сохранение сервитута на формируемые земельные участки» предусмотрено, что сервитуты, установленные в отношении земельных участков, из которых при выделе, разделе или объединении формируются земельные участки, сохраняются в отношении формированных земельных участков в прежних границах. В то же время Кодексом не предусмотрено, что происходит с иными ограничениями (обременениями), установленными в отношении земельных участков, а также с договорными отношениями, в частности с арендой земельных участков. В связи с этим предлагаем дополнить Кодекс вышеуказанными положениями.
Также отметим, что частью 2 статьи 79 Кодекса предусмотрено следующее: «Иностранные граждане и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки исключительно из земель жилой и общественной застройки в целях строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебные участки), для строительства индивидуальных гаражей, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве частной собственности».
Обращаем внимание, что положения части 2 статьи 79 Кодекса не согласованы между собой. Так предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки исключительно из земель жилой и общественной застройки в целях строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебные участки), для строительства индивидуальных гаражей, тогда как далее установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства могут приобретать право собственности на те земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве частной собственности. В связи с этим предлагаем положения части 2 статьи 79 Кодекса после слов «индивидуальных гаражей» дополнить словами «а также земельные участки из земель жилой и общественной застройки,».
Пунктом 5 части 3 статьи 82 Кодекса предусмотрена формулировка «государственных органов». Частью 2 статьи 2 Конституции Донецкой Народной Республики предусмотрено понятие «органы государственной власти». В связи с этим предлагаем в пункте 5 части 3 статьи 82 Кодекса слова «государственных органов» заменить словами «органов государственной власти».
Пунктом 8 части 4 статьи 82 Кодекса предусмотрено, что к землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся земельные участки, используемые для обеспечения деятельности государственных органов и других органов государственной власти. Следует отметить, что понятие «органы государственной власти» включает в себя все государственной органы Донецкой Народной Республики, что предусмотрено частью 2 статьи 2 Конституции, в связи с чем конструкция «государственных органов и других» является излишней. На основании изложенного предлагаем из пункта 8 части 4 статьи 82 Кодекса слова «государственных органов и других» исключить.
Кроме того, частью 2 статьи 90 Кодекса предусмотрено, что право временного пользования земельным участком – срочное право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, ограниченное установленным сроком. Так как в понятии «право временного пользования» уже предусмотрено, что указанное право является срочным, предлагаем из части 2 статьи 90 Кодекса слова «, ограниченное установленным сроком» исключить.
Частью 1 статьи 91 Кодекса предусмотрено, что право аренды земельного участка - основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для ведения предпринимательской деятельности. Согласно части 1 статьи 27 Конституции Донецкой Народной Республики каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Таким образом, Конституцией предусмотрено помимо предпринимательской деятельности также и иная не запрещенная законом экономической деятельности, что не учтено в части 1 статьи 91 Кодекса. На основании изложенного предлагаем часть 1 статьи 91 Кодекса после слов «ведения предпринимательской» дополнить словами «и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
Далее обращаем внимание, что пунктом 14 части 1 статьи 93 Кодекса установлено следующее:
«Землепользователи обязаны:
14) и иные обязанности установленные законом».
Поскольку положения абзаца первого части 1 статьи 93 Кодекса не согласованы с пунктом 14 части 1 статьи 93 Кодекса, предлагаем пункт 14 части 1 статьи 93 Кодекса изложить в следующей редакции:
«14) соблюдать иные обязанности установленные законом».
Обращаем внимание, что в статье 94, в пункте 1 части 1 статьи 98, статье 109, в части 1 статьи 110 Кодекса используется конструкция «собственник (землепользователь)», а в абзаце втором части 4 статьи 94, части 1 статьи 96 Кодекса в том же смысле используется конструкция «собственник (пользователь)». Кроме того, частью 2 статьи 6 Кодекса предусмотрен такой субъект земельных отношений как арендатор земельного участка, не предусмотренный положениями статей 94, 96 Кодекса. В связи с этим предлагаем привести к единству использование терминов «собственник (землепользователь)» и «собственник (пользователь)» и по тексту статей 94, 96, 98, 109, 110 Кодекса заменить их на конструкцию «собственник (землепользователь, арендатор)» в соответствующих падежах и числах.
Частью 3 статьи 94 Кодекса предусмотрено, что установление земельного сервитута не ведет к лишению собственника земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, прав владения, пользования и распоряжения им, а только частично ограничивает право пользования земельным участком.
Частью 1 статьи 94 Кодекса предусмотрено, что право земельного сервитута – право собственника (землепользователя) земельного участка, либо иного конкретно определенного лица на ограниченное платное или бесплатное пользование чужим земельным участком (участками).
Таким образом, частью 1 статьи 94 Кодекса предусмотрено, что земельный сервитут предоставляет только ограниченное право пользования чужим земельным участком, не затрагивая право владения и распоряжения собственника земельного участка. Вышеизложенное означает, что собственник земельного участка, обремененного сервитутом, никоим образом не ограничен в своем праве собственности и продолжает владеть, пользоваться и распоряжаться своим земельным участком с учётом отдельных обременений. То есть, положения части 3 статьи 94 Кодекса фактически нашли свое отображение в части 1 данной статьи.
Кроме того, частью 5 статьи 403 ГК предусмотрено, что сервитут не лишает собственника имущества, в отношении которого он установлен, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Также, данные положения ГК в полной мере соответствуют Гражданскому кодексу Российской Федерации 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017), предусматривающим в части 2 статьи 274 закрепление аналогичных положений уже в отношении земельного сервитута.
На основании изложенного, а также учитывая избранный Донецкой Народной Республикой курс на гармонизацию отечественного законодательства с законодательством Российской Федерации, предлагаем часть 3 статьи 94 Кодекса исключить.
 Обращаем внимание, что в абзаце втором части 2 статьи 96 Кодекса установлено следующее предписание: «Публичный сервитут устанавливается нормативными правовыми актами органов государственной власти или органов местного самоуправления, с учётом результатов общественных слушаний, в интересах государства, территориальной общины, местного населения или неопределенного круга лиц». Также, пунктом 9 части 1 статьи 98 Кодекса предусмотрено, что действие земельного сервитута подлежит прекращению в случае утраты силы (отмены, прекращения действия) акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, которым был установлен публичный сервитут.
Следует отметить, что кроме указанных положений Кодекс не содержит иных предписаний регулирующих особенности присущие публичным сервитутам. Так, Кодексом не закреплены положения, предусматривающие особенности сроков установления, оплаты публичного сервитута. Кроме того, Кодексом не регламентирован исчерпывающий перечень конкретных оснований установления публичного сервитута.
На основании изложенного предлагаем дополнить Кодекс соответствующими положениями.
Пунктами 5, 6 части 1 статьи 98 Кодекса предусмотрено, что действие земельного сервитута подлежит прекращению в случаях неиспользования земельного сервитута в течение трёх лет, установленного вступившим в законную силу судебным решением; нарушения владельцем сервитута условий пользования сервитутом, установленного вступившим в законную силу судебного решения. Обращаем внимание, что указанные основания позволяют заинтересованным лицам лишь требовать прекращения земельного сервитута, а не являются непосредственными основаниями его прекращения. В связи с этим предлагаем положения пункта 5, 6 части 1 статьи 98 Кодекса доработать.
Абзацем вторым части 4 статьи 99 Кодекса предусмотрено, что если юридические лица после окончания геологоразведочных, изыскательских, геодезических или других разведывательных работ не привело земельный участок в первоначальное состояние, она возмещает собственнику или землепользователю ущерб в размере стоимости работ, необходимых для приведения земельного участка в первоначальное состояние. Обращаем внимание, что положения части 4 статьи 99 Кодекса не согласованы между собой, в связи с чем предлагаем часть 4 статьи 99 Кодекса изложить в следующей редакции:
«Если юридические лица после окончания геологоразведочных, изыскательских, геодезических или других разведывательных работ не привели земельный участок в первоначальное состояние, они возмещают собственнику или землепользователю ущерб в размере стоимости работ, необходимых для приведения земельного участка в первоначальное состояние».
Акцентируем внимание на абзаце первом части 1 статьи 100 Кодекса, которым установлено следующее: «Право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) и право пользования чужим земельным участком для застройки (суперфиций) возникают на основании договора между собственником земельного участка и лицом, которое изъявило желание пользоваться этим земельным участком (далее – землепользователь) для таких нужд, зарегистрированного в установленном порядке». В указанном значении термин «землепользователь» используется и в статьях 100-103 Кодекса.
В то же время пункт 2 части 2 статьи 6 Кодекса, предусматривает определение понятия: «землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования».
Таким образом, в разных структурных единицах Кодекса под термином «землепользователь» подразумеваются разные понятия, что является недопустимым в силу требований Закона № 72-IНС. В связи с этим предлагаем использование по тексту Кодекса термина «землепользователь» привести к единству.
В абзаце втором части 1 статьи 100 Кодекса допущена синтаксическая ошибка, характеризующаяся неверным употреблением падежа. В связи с этим предлагаем в указанной структурной единице Кодекса слово «может» заменить словом «могут».
Частью 2 статьи 100 Кодекса предусмотрено, что эмфитевзис и суперфиций не могут возникать на основании судебных решений, актов гражданского законодательства и по иным основаниям возникновения гражданских прав и обязанностей, предусмотренных гражданским законодательством.
В свою очередь частью 1 статьи 100 Кодекса предусмотрено, что право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) и право пользования чужим земельным участком для застройки (суперфиций) возникают на основании договора между собственником земельного участка и лицом, которое изъявило желание пользоваться этим земельным участком (далее - землепользователь) для таких нужд, зарегистрированного в установленном порядке. Эмфитевзис и суперфиций может возникать в порядке наследования.
Следует отметить, что предложенная редакция части 2 статьи 100 Кодекса противоречит части 1 статьи 100, поскольку предусматривает запрет на возникновение эмфитевзиса и суперфиция при заключении договора либо в порядке наследования, поскольку договор и наследование является основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, предусмотренный гражданским законодательством. В связи с этим предлагаем часть 2 статьи 100 Кодекса исключить.
В абзаце первом части 3 статьи 102 Кодекса допущена ошибка в слове «суперфиции», а именно употреблен неправильный падеж. В связи с этим предлагаем в абзаце первом части 3 статьи 102 Кодекса слово «суперфиции» заменить словом «суперфиция».
Частью 5 статьи 102 Кодекса предусмотрено следующее: «При не достижении сторонами договора соглашения о судьбе построенных землепользователем на земельном участке зданий (сооружений), собственник земельного участка имеет право требовать от собственника здания (сооружения) снести его и привести земельный участок в состояние, в котором он находился до передачи в пользование.
Если снос такого здания (сооружения) запрещен законом (жилые дома, памятники истории и культуры и т.д.), либо экономически не целесообразный в связи с явным превышением стоимости здания (сооружения) по сравнению со стоимостью земельного участка, суд может с учётом всех обстоятельств дела и требований сторон вынести решение о выкупе землепользователем земельного участка под зданием (сооружением), либо выкупе собственником земельного участка зданий (сооружений), либо определить условия пользования земельным участком землепользователем на новый срок».
Пунктом 6 части 3 статьи 102 Кодекса предусмотрено, что существенным условием договора суперфиция является определение судьбы объектов недвижимости, возведенных землепользователем.
Исходя из анализа положений пункта 6 части 3 статьи 102 Кодекса, можно прийти к выводу, что на время действия договора суперфиция соглашения о судьбе построенных землепользователем на земельном участке зданий (сооружений) урегулировано. Таким образом, положения части 5 статьи 102 Кодекса должны регулировать правовые последствия прекращения такого договора, в частности судьбу построенных землепользователем на земельном участке зданий (сооружений). В связи с этим предлагаем часть 5 статьи 102 Кодекса доработать.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 103 Кодекса эмфитевзис и суперфиций прекращаются в случае прекращения действия договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства (относительно договоров эмфитевзиса и суперфиция, заключенных в рамках такого партнерства). Следует подчеркнуть, что на данный момент в Донецкой Народной Республике остается не принятым законодательство, регулирующее отношения государственно-частного партнерства, в связи с чем предлагаем в главе 38 «Заключительные и переходные положения» закрепить момент вступления в силу пункта 6 части 1 статьи 103 Кодекса.
Пунктом 7 части 1 статьи 103 Кодекса предусмотрено, что эмфитевзис и суперфиций прекращаются в случае письменного отказа землепользователя. Отметим, что договор представляет собой соглашение о взаимных обязательствах. Также отметим, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий по общему правилу не допускаются. Таким образом, закрепление пунктом 7 части 1 статьи 103 Кодекса возможности одностороннего отказа землепользователя от договора эмфитевзиса или суперфиция может негативно повлиять на договорные отношения, что выражается в возможности землепользователя в любой момент отказаться от договора без выполнения своих обязательств, что может повлечь убытки другой стороны.
На основании изложенного предлагаем пункт 7 части 1 статьи 103 Кодекса исключить.
Также, согласно положениям пункта 8 части 1 статьи 103 Кодекса эмфитевзис и суперфиций прекращаются в случае прекращения существования земельного участка как объекта. При этом как в данной структурной единице, так и в остальных нормах Кодекса не конкретизировано, что именно подразумевается под «прекращением существования земельного участка как объекта». Буквальное толкование данной конструкции также не может разъяснить её смысловое содержание, поскольку земельный участок является частью земной поверхности и возникают обоснованные сомнения в возможности прекращения его существования как объекта.
В связи с этим предлагаем пункт 8 части 1 статьи 103 Кодекса после слов «как объекта» дополнить словами «земельных отношений».
Далее, предложением первым абзаца второго части 1 статьи 104 Кодекса закреплено, что при осуществлении своих прав собственники и землепользователи (арендаторы) земельных участков должны соблюдать моральные принципы общества, воздерживаться от действий, которые нарушают или могут нарушить права других лиц, причинить ущерб окружающей среде либо культурному наследию.
В то же время согласно пункту 15 части 1 статьи 1 Закона Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 98-IHC «О культуре» (далее – Закон № 98-IHC): «культурное наследие – совокупность предметов, явлений и произведений, имеющих историческую и культурную ценность. Культурное наследие включает в себя материальное культурное наследие (здания и сооружения, образцы инженерных, технических решений, градостроительные объекты, памятники промышленной архитектуры, исторические и культурные ландшафты, археологические памятники, монументы, скульптурные памятники, мемориальные сооружения, произведения изобразительного, прикладного и народного искусства, документы, книги, фотографии – все предметы материального мира, сохраняющие представление об особенностях жизни людей в прошедшие эпохи) и нематериальное культурное наследие (языки и диалекты, традиции, обычаи и верования, фольклор, традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира народов, народностей, этнических групп, литература, музыкальное, театральное, кинематографическое наследие, созданная в стране уникальная система подготовки творческих кадров)».
Исходя из анализа указанных положений Закона № 98-IHC и Кодекса не усматривается возможность причинения собственниками и землепользователями (арендаторами) земельных участков, при осуществлении ими своих прав, ущерба нематериальной части культурного наследия. С учётом изложенного предлагаем в предложении первом абзаца второго части 1 статьи 104 Кодекса слова «культурному наследию» заменить юридической конструкцией «объектам культурного наследия».
Кроме того, частью 3 статьи 107 Кодекса установлено, что расходы на установление смежных границ несут собственники (землепользователи земельного участка государственной или муниципальной формы собственности) земельных участков в равных долях, если иное не установлено соглашением между ними, однако частью 3 статьи 107 Кодекса не предусмотрен такой субъект как арендатор, установленный в части 1 статьи 107 Кодекса. В связи с этим предлагаем часть 3 статьи 107 Кодекса после слова «землепользователи» дополнить конструкцией «(арендаторы)».
Главу 18 «Ограничение прав на земельные участки» целесообразно изложить с учётом норм земельного законодательства и результатов научных исследований, поскольку часть норм утратили актуальность, а другие не отражают реальные потребности. В указанной главе смешаны «обременения земельного участка» и «ограничения прав на земельный участок», нет определений понятий, оснований установления ограничений прав на земельные участки, порядка их установления, правовых последствий нарушения и т.д.
Также, в части 10 статьи 126, части 1 статьи 181, пункте 2 части 1 статьи 198 Кодекса используется конструкция «Республиканский и местные бюджеты», а в части 1 статьи 201, части 1 статьи 202 Кодекса – «Республиканский бюджет». Конституцией Донецкой Народной Республики закреплено официальное название бюджета Донецкой Народной Республики, а именно – «Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики». С учетом изложенного предлагаем используемую в указанных структурных единицах терминологию привести в соответствие с терминологией, применяемой в Конституции Донецкой Народной Республики.
Согласно части 1 статьи 127 Кодекса физические и юридические лица Донецкой Народной Республики, а также территориальные общины и государство имеют право приобретать в собственность земельные участки на основании наследования, договоров купли-продажи, мены, дарения и других сделок. Акцентируем внимание на том, что в соответствии с положениями статьи 1216 ГК наследованием является переход прав и обязанностей (наследства) от умершего физического лица (наследодателя) к другим лицам (наследникам).
Таким образом, наследование является одной из форм перехода прав и обязанностей от одного лица к другому и не может считаться сделкой. В связи с этим предлагаем в части 1 статьи 127 Кодекса слова «на основании наследования, договоров» заменить словами «в порядке наследования, а также на основании договоров».
В части 2 статьи 127 Кодекса допущена синтаксическая ошибка характеризующаяся неправильным употреблением падежа, в связи с чем предлагаем в указанной структурной единице Кодекса слово «требований» заменить словом «требованиями».
Кроме того, пунктом 8 части 1 статьи 128 Кодекса предусмотрено, что существенными условиями договора о переходе права собственности на земельные участки являются и другие условия предусмотренные законодательством. Обращаем внимание, что перечень существенных условий должен быть исчерпывающим, чтобы не возникало двоякого толкования указанной нормы. Так, статья 128 Кодекса должна предусматривать только существенные условия договора о переходе права собственности на земельные участки, а иные условия должны указываться по усмотрению сторон. На основании изложенного предлагаем пункт 8 части 1 статьи 128 Кодекса исключить.
Пунктом 2 части 1 статьи 133 Кодекса установлено, что исполнитель аукциона – коммерческая организация, имеющая лицензию на проведение земельных торгов и заключившее с организатором договор на проведение аукциона. Следует отметить, что Законом Донецкой Народной Республики от 27.02.2015 № 18-IHC «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» (в редакции от 28.10.2016) (далее – Закон № 18-IHC) не предусмотрено лицензирование такого вида деятельности, как деятельность по проведению земельных торгов. В связи с вышеуказанным, предлагаем пункт 2 части 1 статьи 133 Кодекса привести в соответствие с положениями Закона
№ 18-IHC.
Поскольку положения пункта 3 части 1 статьи 134 Кодекса несогласованны между собой, предлагаем пункт 3 части 1 статьи 134 Кодекса изложить в следующей редакции:
«определение исполнителя земельных торгов, начальной цены, даты, времени и места проведения земельных торгов».
Частью 5 статьи 135 Кодекса предусмотрено, что запрещается вносить в указанный перечень земельные участки, предназначенных под застройку, в перечень земельных участков государственной или муниципальной собственности, которые подлежат продаже на земельных торгах, без учета результатов общественного обсуждения в предусмотренных законом случаях. Отметим, что в части 5 статьи 135 Кодекса дублируются положения относительно перечня земельных участков государственной или муниципальной собственности, которые подлежат продаже на земельных торгах. В связи с этим предлагаем часть 5 статьи 135 Кодекса изложить в следующей редакции:
«Запрещается вносить земельные участки, предназначенные под застройку в перечень земельных участков государственной или муниципальной собственности, которые подлежат продаже на земельных торгах, без учёта результатов общественного обсуждения в предусмотренных законом случаях».
Далее следует обратить внимание на абзац первый части 1 статьи 138 Кодекса. Так указанной структурной единицей Кодекса предусмотрено, что земельные торги считаются состоявшимися после заключения договора купли-продажи (аренды, суперфиция, эмфитевзиса) земельного участка. Анализируя положения главы 21 «Продажа земельных участков, предоставление земельных участков в аренду на земельных торгах» Кодекса можно прийти к выводу, что данной главой предусмотрены только возможность продажи земельного участка и предоставления его в аренду, тогда как заключение договора суперфиция или эмфитевзиса не предусмотрено. На основании изложенного предлагаем из абзаца первого части 1 статьи 138 Кодекса слова «суперфиция, эмфитевзиса» исключить.
Абзацем вторым части 1 статьи 138 Кодекса предусмотрено, что «условия, объявленные перед проведением земельных торгов, не подлежат изменению при заключении договора купли-продажи, аренды, эмфитевзиса, сеперфиции земельного участка». Частью 4 статьи 132 Кодекса предусмотрено, что условия земельных торгов, объявленные перед их проведением, при заключении договора купли-продажи (аренды) земельного участка, изменению не подлежат. Согласно части 4 статьи 29 Закона № 72-IНС недопустимо повторное изложение текста статьи (пункта) нормативного правового акта в других статьях (пунктах) этого же нормативного правового акта. В связи с этим предлагаем абзац второй части 1 статьи 138 Кодекса исключить.
Отдельного внимания заслуживает статья 143 Кодекса «Порядок принудительного изъятия земельных участков, которые используются с нарушением земельного законодательства».
Отметим, что содержание указанной статьи не соответствует ее наименованию, поскольку порядок прекращения права собственности на земельный участок изложен не в полном объеме. Также следует отметить, что наименование статьи 143 Кодекса не соответствует положениям данной статьи, которыми предусмотрено принудительное прекращение прав.
На основании изложенного предлагаем статью 143 Кодекса доработать.
Кроме того, в частях 1 и 2 статьи 143 Кодекса дана ссылка на пункт 7 статьи 142 Кодекса. Обращаем внимание, что пунктом 7 статьи 142 Кодекса предусмотрено, что принудительное изъятие земельного участка осуществляется в иных случаях, предусмотренных законом. Поскольку частями 1 и 2 статьи 143 Кодекса предусмотрено прекращение различных прав на земельный участок (право собственности в части 1 и аренды в части 2) различными органами (судом, согласно части 1 и органом исполнительной власти или органом местного самоуправления согласно части 2), а также в силу неопределенности пункта 7 статьи 142 Кодекса, предлагаем из частей 1, 2 статьи 143 Кодекса цифру «7» исключить.
Частью 4 статьи 144 Кодекса предусмотрено, что лицо, к которому переходит право собственности на земельный участок и которое не может приобрести право собственности на землю, имеет право получить его в аренду кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. С учётом того, что согласно законодательству Донецкой Народной Республики любое физическое лицо имеет право получить земельный участок в аренду, предлагаем положения части 4 статьи 144 Кодекса конкретизировать и предусмотреть возможность лица, которое не может приобрести право собственности на землю, получить преимущественное право на аренду указанного земельного участка. В связи с этим предлагаем часть 4 статьи 144 Кодекса после слов «на землю, имеет» дополнить словом «преимущественное».
Обращаем внимание, что в наименовании статьи 145 Кодекса используется термин «принудительное изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд», в то время как в других структурных единицах Кодекса используется понятие «изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд», что не соответствует положениям Закона № 72-IНС. В связи с этим предлагаем в наименовании статьи 145 Кодекса слово «принудительное» исключить.
Абзацем первым части 1 статьи 146 Кодекса закреплено следующее предписание: «Совет Министров Донецкой Народной Республики принимает решение об изъятии земельных участков, которые находятся в собственности физических и юридических лиц для…». Следует подчеркнуть, что в данном случае не указано, для каких именно нужд Совет Министров Донецкой Народной Республики принимает решение об изъятии земельных участков.
Также, согласно пункту 3 части 1 статьи 11 Кодекса к полномочиям Совета Министров Донецкой Народной Республики в сфере земельных отношений относится изъятие земельных участков только для государственных нужд в порядке, установленном настоящим Кодексом. С учётом изложенного предлагаем в абзаце первом части 1 статьи 146 Кодекса слова «земельных участков, которые» заменить словами «земельных участков для государственных нужд, которые».
Следует акцентировать внимание на положениях статьи 151 Кодекса «Порядок согласования вопросов, связанных с изъятием и выбором земельных участков». Так, частью 1 статьи 151 Кодекса предусмотрено, что юридические лица, заинтересованные в изъятии земельных участков, обязаны до начала проектирования согласовать с собственниками земли, землепользователями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления месторасположение, размер земельного участка и условия его изъятия с учётом комплексного развития территории, который бы обеспечивал нормальное функционирование на участке и прилегающих территориях всех объектов, условия проживания населения и охрану окружающей среды. В тоже время частью 11 статьи 151 Кодекса установлено, что «в случае отказа землепользователя или собственника земли, органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в согласовании месторасположения объекта эти вопросы решаются в судебном порядке, за исключением случаев предусмотренных настоящим Кодексом». Исходя из изложенных выше положений статьи 151 Кодекса можно прийти к выводу, что юридическое лицо имеет право обратиться с заявлением об изъятии земельного участка у добросовестного собственника (землепользователя, арендатора), а в случае отказа землепользователя или собственника земли имеет право обратится в суд для оспаривания такого решения. Таким образом, положения статьи 151 Кодекса ограничивают конституционные права, как право собственности, а также противоречат положениям гражданского законодательства в части договорных отношений (пользование или аренда земельного участка).
На основании вышеизложенного предлагаем статью 151 Кодекса исключить.
Обращаем внимание, что в абзаце втором части 1 статьи 157 Кодекса были допущены нарушения оформления структурных единиц, выразившиеся в неуместном использовании абзацного отступа в предложении. В связи с указанным предлагаем указанную структурную единицу Кодекса оформить должным образом.
Частью 1 статьи 165 Кодекса предусмотрено, что хозяйственная деятельность, которая приводит к загрязнению земель и почв сверх установленных предельно допустимых концентраций опасных веществ, запрещается, однако частью 1 статьи 165 Кодекса не предусмотрен запрет на осуществление иной деятельности, которая может привести к загрязнению земель и почв сверх установленных предельно допустимых концентраций опасных веществ. С целью полного обеспечения правомерного использования земель предлагаем действие данной нормы Кодекса установить и в отношении иных видов деятельности дополнив часть 1 статьи 165 Кодекса после слова «Хозяйственная» словами «и иная».
Положения части 1 статьи 177 Кодекса «Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд» не согласованы между собой. Так, частью 1 статьи 177 Кодекса предусмотрено, что «Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случаях, связанных с созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, многоэтажных жилых домов для других потребностей территориальных общин». В связи с этим предлагаем часть 1 статьи 177 Кодекса после слов «жилых домов» дополнить предлогом «и».
Частью 4 статьи 183 Кодекса предусмотрено следующее:
«Землеустроительная документация, указанная в части седьмой статьи 182 настоящего Кодекса, согласовывается:
1) органом исполнительной власти по вопросам земельных отношений, оценки земли, регистрации и ведения Государственного земельного кадастра, геодезии и картографии;
2) структурным подразделением органа местного самоуправления, осуществляющим государственную политику в сфере охраны культурного наследия».
Частью 7 статьи 182 Кодекса предусмотрено, что проекты землеустройства по организации территории земельных долей (паев) и других участков земель сельскохозяйственного назначения рассматриваются и утверждаются собственниками по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. Таким образом, положения части 4 статьи 183 и части 7 статьи 182 Кодекса в части согласования проектов землеустройства по организации территории земельных долей (паев) и других участков земель сельскохозяйственного назначения не соотносятся. С учетом изложенного предлагаем положения части 4 статьи 183 Кодекса и части 7 статьи 182 Кодекса согласовать между собой.
Частью 1 статьи 184 Кодекса предусмотрено, что государственный контроль и надзор за использованием и охраной земель заключается в обеспечении соблюдения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, физическими лицами-предпринимателями, требований земельного законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность установленная законом. Обращаем внимание, что исходя из статьи части 1 статьи 184 Кодекса понятие «физическое лицо-предприниматель» охватывается понятием «физическое лицо». В связи с этим предлагаем из части 1 статьи 184 Кодекса слова «, физическими лицами-предпринимателями,» исключить.
Далее отметим, что статьёй 200 Кодекса «Условия возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства» установлено, что именно включают в себя потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства и какие расходы подлежат возмещению таких потерь. Поскольку данной статьёй не предусмотрено возмещение потерь, причиненных ограничением в землепользовании, предлагаем часть 3 статьи 200 изложить в следующей редакции:
«Возмещению подлежат также потери, причиненные ограничением прав собственников земли и землепользователей или ухудшением качества угодий вследствие отрицательного воздействия, вызванного деятельностью физических и юридических лиц, органов местного самоуправления или государства, а также в связи с исключением сельскохозяйственных угодий, лесных земель из хозяйственного оборота вследствие установления охранных, санитарных и других защитных зон».
Частью 2 статьи 201 Кодекса предусмотрено, что «осуществление юридическими лицами внутрихозяйственное строительство, сельскохозяйственную или лесохозяйственную деятельность, а также физическими лицами проводится без возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства». Обращаем внимание, что положения части 2 статьи 201 Кодекса не согласованы между собой, что не позволяет определить её содержание.
На основании изложенного предлагаем часть 2 статьи 201 Кодекса доработать.
Представляется целесообразным из части 1 статьи 202 Кодекса, закрепляющей порядок возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, обусловленные изъятием сельскохозяйственных угодий и лесных участков, исключить цель такого изъятия. Поскольку в соответствии с положениями данной статьи средства зачисляются в Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики и местные бюджеты, что способствует их наполнению и укреплению экономического положения Донецкой Народной Республики, предлагаем из части 1 статьи 202 Кодекса конструкцию «для использования в целях, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства» исключить.
В наименовании статьи 205 Кодекса, а также в самой статье используется конструкция «законы и нормативные правовые акты». Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 Закона № 72-IНС закон – нормативный правовой акт, регулирующий основные вопросы государственной и общественной жизни, обладает высшей юридической силой после Конституции Донецкой Народной Республики по отношению к другим нормативным правовым актам. На основании изложенного предлагаем:
1)   наименование статьи 205 Кодекса после слов «законов и» дополнить словом «иных»;
2)   статью 205 Кодекса после слов «законы и» дополнить словом «иные».
Статьей 213 «Земельные участки для садоводства» Кодекса предусмотрено следующее:
«1. Земельные участки для садоводства переводятся в категорию земель жилой и общественной застройки.
2. Порядок перевода земельных участков для садоводства в категорию земель жилой и общественной застройки определяется Советом Министром Донецкой Народной Республики».
Следует отметить, что земельные участки, предназначенные для садоводства, могут использоваться для закладки многолетних плодовых насаждений, выращивания сельскохозяйственных культур, а также для строительства домов, хозяйственных построек и сооружений. Также обращаем внимание, что земельные участки для садоводства относятся к землям сельскохозяйственного назначения, что предусматривает запрет на передачу в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства иностранным юридическим лицам и иностранным государствам таких земельных участков. Кроме того, целевым назначением земельного участка для садоводства, предусмотрена закладка многолетних плодовых насаждений, выращивания сельскохозяйственных культур, тогда как перевод указанных земель в категорию земель жилой и общественной застройки приведет к необходимости собственникам и землепользователям (арендаторам) приведения в соответствие своих земельных участков с учётом их нового правового статуса. Указанное может повлечь негативные социально-экономические последствия в Донецкой Народной Республике. Исходя из изложенного можно прийти к выводу, что перевод земельных участков для садоводства в земель жилой и общественной застройки, представляется нецелесообразным. В связи с этим предлагаем:
1)   статью 213 Кодекса исключить;
2)   доработать положения Кодекса в части определения правового статуса земельных участков для садоводства.
Кроме того:
- по тексту Кодекса допущены нарушения пунктов 36, 53 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС (далее – Правила юридико-технического оформления законопроектов);
- в пункте 5 части 1 статьи 12, части 1 статьи 72, пункте 1 части 8 статьи 183, пункте 1 части 9 статьи 183, пункте 1 части 10 статьи 183 Кодекса допущены нарушения пункта 23 Правил юридико-технического оформления законопроектов в части использования термина «Государственный земельный кадастр», а также в части 2 статьи 52 Кодекса в части использования термина «водохозяйственная деятельность»;
- в части 2 статьи 3, части 2 статьи 23, части 4 статьи 72, части 3 и 4 статьи 79, части 3 статьи 90, части 2 статьи 103, абзаце первом части 5 статьи 118, абзаце четвертом части 3 статьи 121, абзаце втором части 4 статьи 121, частях 2 и 3 статьи 122, частях 3-6, 9-11 статьи 183, абзаце втором части 1, части 2 статьи 212 Кодекса допущены нарушения пункта 65 Правил юридико-технического оформления законопроектов;
- в части 4 статьи 86, части 1 статьи 104 Кодекса допущены нарушения пункта 22 Правил юридико-технического оформления законопроектов;
- в частях 2,8 статьи 126 допущены нарушения пункта 41 Правил юридико-технического оформления законопроектов;
- в части 1 статьи 162 Кодекса не учтены требования пункта 40 Правил юридико-технического оформления законопроектов.
В связи с этим предлагаем положения Кодекса привести в соответствие с предписаниями Правил юридико-технического оформления законопроектов.
Отмечаем, что по тексту Кодекса используется конструкции «Гражданский кодекс», «Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики». Отмечаем, что на данный момент в Донецкой Народной Республике не принят Гражданский Кодекс. В тоже время, в соответствии с пунктом 58 Правила юридико-технического оформления законопроектов в законопроекте допустимы ссылки только на вступившие в силу законодательные акты. Ссылки на законодательные акты, утратившие силу, а также на законопроекты являются недопустимыми. С учетом указанного предлагаем по тексту Кодекса конструкции «Гражданский кодекс», «Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики» заменить на «гражданское законодательство».
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать данный Кодекс с учётом указанных замечаний и предложений.