Заключение к проекту закона «Об упорядочивании отношений в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и о внесении изменения в Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их ограничений (обременений)» № 1206-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «Об упорядочивании отношений в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и о внесении изменения в Закон Донецкой Народной Республики «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их ограничений (обременений)» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской основными целями законопроекта являются актуализация сведений о собственниках недвижимого имущества, предназначенного для предпринимательской деятельности, независимой профессиональной деятельности и иной деятельности, связанной с получением прибыли, дохода от владения, пользования и распоряжения недвижимыми вещами, а также обеспечение рационального использования нежилых объектов недвижимого имущества.

Подпунктом «г» части 2 статьи 3 законопроекта предусмотрено, что «верификация права собственности на недвижимое имущество, расположенное на территории Донецкой Народной Республики, заключается в установлении республиканским органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере юстиции (далее – уполномоченный орган) следующих фактов… наличие документов, подтверждающих государственную регистрацию юридического лица, физического лица-предпринимателя, лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность в органах доходов и сборов Донецкой Народной Республики».

Вместе с тем остается непонятным необходимость установления наличия документов, подтверждающих государственную регистрацию юридического лица, физического лица-предпринимателя, лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность с учетом того, что данный законопроект направлен на актуализацию сведений о собственниках недвижимого имущества.

Следует указать и на то, что в дальнейшем положения законопроекта не указывают на последствия наличия либо отсутствия регистрации в качестве юридического лица, физического лица-предпринимателя, лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность.

Аналогичное замечание в полной мере применимо и к подпункту «а» статьи 5 законопроекта.

С учетом изложенного предлагаем подпункт «г» части 2 статьи 3, подпункт «а» статьи 5 законопроекта доработать в указанной части.

Подпунктом «б» статьи 5 законопроекта предусмотрено, что «при проведении верификации права собственности на недвижимое имущество, расположенное на территории Донецкой Народной Республики, уполномоченный орган наделяется следующими полномочиями… запрашивать и получать от органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления доступ к базам данных, реестров, содержащих сведения о недвижимом имуществе, зарегистрированных юридических лицах, физических лицах-предпринимателях, лицах, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, местонахождении юридического лица, месте регистрации физического лица-предпринимателя и лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность».

В свою очередь возникает вопрос о целесообразности предоставления данного полномочия Министерству юстиции Донецкой Народной Республики с учетом того, что всю вышеуказанную информацию данный орган может получить путем реализации своих полномочий, закрепленных в подпункте «а» статьи 5 законопроекта (запрашивать и получать от органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления информацию о недвижимом имуществе, зарегистрированных юридических лицах, физических лицах-предпринимателях, лицах, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, о пересечении границы Донецкой Народной Республики физическими лицами, местонахождении юридического лица, месте регистрации физического лица-предпринимателя и лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность) без необходимости предоставления доступа к базам данных, реестрам.

В связи с этим предлагаем подпункт «б» статьи 5 законопроекта исключить.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанные замечания и предложения.