В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Закона Донецкой Народной Республики «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, алкогольной продукции и табачных изделий» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской данный законопроект разработан с целью «усовершенствования законодательства Донецкой Народной Республики».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать вывод о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается часть 5 статьи 5 Закона Донецкой Народной Республики от 23.09.2016 № 149-IНС «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, алкогольной продукции и табачных изделий» (далее – Закон № 149-IНС) изложить в следующей редакции:
«5. Производство спирта этилового, алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) и/или табачных изделий может осуществляться при наличии мест хранения, внесенных в Единый реестр.
Помещения, в которых осуществляется производство спирта этилового, алкогольной продукции, табачных изделий и места хранения, расположенные на территории субъектов хозяйствования, которые производят спирт этиловый, алкогольную продукцию и/или табачные изделия, считаются акцизными складами.
Акцизным складом также считаются производственные помещения на территории субъекта хозяйствования, в которых производится, обрабатывается (переделывается), хранится, получается или отпускается алкогольная продукция и/или табачные изделия.
На акцизных складах постоянно действуют представители республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела.».
Стоит отметить, что в предлагаемой редакции наряду с конструкцией «производство спирта этилового, алкогольной продукции, табачных изделий» используется формулировка «производство спирта этилового, алкогольной продукции и/или табачных изделий». Необходимо учесть, что соответствующее различное написание противоречит части 1 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72-IНС), в которой указано, что текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии.
Более того, положения абзацев два-четыре предлагаемой редакции части 5 статьи 5 Закона № 149-IНС дублируют положения пункта 1 статьи 1 законопроекта, в котором дается определение понятия «акцизный склад - специально оборудованное помещение, расположенное на таможенной территории Донецкой Народной Республики, в котором под контролем постоянных представителей республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, распорядитель акцизного склада осуществляет свою хозяйственную деятельность путем выработки, обработки (переработки), смешивания, розлива, упаковки, фасовки, хранения, получения или выдачи спирта этилового, водки и ликероводочных изделий, а также производства, упаковки, фасовки и хранения табачных изделий», что противоречит требованиям части 4 статьи 29 Закона № 72-IНС, которым закреплено о недопустимости повторного изложения текста статьи (пункта) нормативного правового акта в других статьях (пунктах) этого же нормативного правового акта.
На основании вышеизложенного предлагаем пункт 2 статьи 1 законопроекта привести в соответствие с Законом № 72-IНС.
Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 5, 48 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.