В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в законы Донецкой Народной Республики «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «усовершенствование правовых и организационных основ деятельности в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ).
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Подпунктом «а» пункта 2 статьи 1 законопроекта предлагается пункт 11 статьи 1 Закона Донецкой Народной Республики от 20.02.2015 № 11-IHC «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 11-IHC) дополнить словами «, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления».
Таким образом, пункт 11 статьи 1 Закона № 11-IHC будет изложен в следующей редакции: «объект надзора – юридические лица и физические лица – предприниматели, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством, действующим на территории Донецкой Народной Республики, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления».
Полагаем, что объектами надзора в понимании Закона № 11-IHC должны являться не только органы исполнительной власти, дополняемые разработчиком, а и органы государственной власти в целом, что положительно скажется на безопасности граждан.
С учетом изложенного предлагаем в подпункте «а» пункта 2 статьи 1 законопроекта слово «исполнительной» заменить на «государственной».
Пунктом 6 статьи 1 законопроекта предлагается Закон № 11-IHC дополнить статьей 51«Функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Частью 4 предлагаемой редакции статьи 51 предусмотрено, что «государственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Глава Донецкой Народной Республики при угрозе возникновения и возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций) … осуществляют координацию деятельности органов управления и сил государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответственно на государственном, местном и, объектовом уровнях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Анализ вышеуказанных положений не позволяет прийти к выводу о каких отдельных чрезвычайных ситуациях идет речь в данной структурной единице.
Кроме того, используемая разработчиком конструкция «государственные органы исполнительной власти» является неверной и противоречит Закону Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 № 35-IHC«О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики».
В связи с этим часть 4 предлагаемой редакции статьи 51 Закона № 11-IHC (пункт 6 статьи 1 законопроекта) нуждается в доработке в части конкретизации полномочий Главы Донецкой Народной Республики и приведения в соответствие терминологии.
Отдельно следует отметить, что в законопроекте отсутствуют положения, аналогичные пункту 2.3 статьи 41 Закона № 68-ФЗ, согласно которому «Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Правительство Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 2 настоящей статьи) организует разработку федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также принимает решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям федерального или межрегионального характера».
Учитывая характер данных предписаний, представляется целесообразным закрепление указанного предписания в законопроекте с учетом реалий Донецкой Народной Республики.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.