В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О регистрации расчетных операций при осуществлении наличных и (или) безналичных расчетов» и в статью 155 Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является «обеспечение единства правовых норм, содержащихся в законодательных актах Донецкой Народной Республики, устранение неточностей, конкретизация отдельных положений законов, усовершенствование правовых механизмов, регулирующих правоотношения в сфере регистрации расчетных операций при осуществлении наличных и (или) безналичных расчетов субъектами хозяйствования, а также упрощение условий ведения бизнеса путем снижения некоторых штрафных (финансовых) санкций за нарушения порядка проведения расчетных операций».
Проведенный анализ законопроекта показал, что в целом он направлен на устранение недостатков юридико-технического характера. В то же время законопроект также предусматривает изменение ряда положений, регламентирующих ответственность субъектов хозяйствование за нарушение требований Закона Донецкой Народной Республики от 06.05.2017 № 177-IHC «О регистрации расчетных операций при осуществлении наличных и (или) безналичных расчетов» (далее – Закон № 177-IHC). В частности, законопроектом изменяется размер штрафных санкций. Кроме того, для некоторых штрафных санкций изменяется порядок их начисления.
Исходя из данных пояснительной записки в Донецкой Народной Республике зарегистрировано около 32600 субъектов хозяйствования, которые осуществляют расчеты в наличной форме и обязаны соблюдать требования Закона № 177-IHC. Учитывая данный факт, изменения, предлагаемые законопроектом, имеют важный характер для государства в целом.
Вследствие этого необходимым условием принятия законопроекта является положительное заключение Правительства Донецкой Народной Республики, поскольку в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 77 Конституции Донецкой Народной Республики Правительство разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Донецкой Народной Республики, а также обеспечивает в пределах своих полномочий проведение единой государственной политики в области финансов.
Кроме того, акцентируем внимание на пункт 10 статьи 1 законопроекта, которым предлагается часть 1 статьи 13 Закона № 177-IHC признать утратившей силу.
Указанная часть предусматривает следующее: «в случае выявления нарушений, ответственность за которые предусмотрена пунктами 1 и 11–12 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в первый раз – налагается штрафная (финансовая) санкция в размере 2 российских рублей».
В пояснительной записке указывается, что «в случае принятия проекта закона, сумма доначислений увеличится в зависимости от суммы непроведения расчетной операции через регистраторы расчетных операций, так как значение «первичности» будет отсутствовать. Таким образом, если сумма непроведения составит у каждого из субъектов хозяйствования 1000,00 российских рублей, сумма доначислений – 62,3 млн. российских рублей».
В то же время в случае принятия законопроекта действующей останется часть 2 статьи 13 Закона № 177-IHC, предусматривающая, что «при повторном выявлении нарушений, ответственность за которые предусмотрена 1 и 11–12 части 1 статьи 11 настоящего Закона, штрафная (финансовая) санкция применяется в полном объеме». Таким образом, в случае исключения части 1 статьи 13 Закона № 177-IHC, указанная структурная единица лишается правового наполнения, и соответственно, также подлежит исключению.
Кроме того, по мнению разработчика, вышеуказанные изменения приведут к увеличению доначислений и поступлений штрафных (финансовых) санкций в Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики.
В свою очередь, введение подобных мер должно быть соразмерным уровню платежеспобности субъектов хозяйствования и не создавать существенных препятствий в осуществлении ими предпринимательской деятельности.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.092018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проекта закона в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.