Заключение к проекту закона «О внесении изменений в статью 18 Закона Донецкой Народной Республики «Об информации и информационных технологиях» и статью 5 Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 611-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 18 Закона Донецкой Народной Республики «Об информации и информационных технологиях» и статью 5 Закона Донецкой Народной Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской законопроект «разработан в целях установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на вовлечение детей в противоправные и опасные для их жизни действия, отнесенные действующим законодательством к преступлениям против семьи и несовершеннолетних».

Законопроектом также устанавливается процедура обязательного информирования органов внутренних дел для оперативного реагирования и проведения необходимых процессуальных проверочных мероприятий по фактам распространения запрещенной информации по признакам уголовно-наказуемых деяний.

Так, пунктом 4 статьи 1 предлагается статью 18 Закона Донецкой Народной Республики от 7 августа 2015 года № 71-IHC «Об информации и информационных технологиях» (далее – Закон № 71-IHC) дополнить частью 14 следующего содержания: «Республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере контроля и надзора за средствами массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи или привлеченный им в соответствии с частью 4 настоящей статьи оператор реестра в течение суток с момента получения решений, указанных в подпунктах «а», «в» и «д» пункта 1 части 5 настоящей статьи, уведомляет по системе взаимодействия об этом республиканский орган исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции, вопросах исполнения уголовных наказаний».

Необходимо отметить, что уведомление республиканского органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции, вопросах исполнения уголовных наказаний о наличии информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц, предусмотренной подпунктом «д» пункта 1 части 5 статьи 18 (пункт 1 статьи 1 законопроекта) является преждевременным, поскольку деятельность, направленная на вовлечение детей в противоправные и опасные для их жизни действия на данный момент не отнесена действующим законодательством к уголовно-наказуемым деяниям.

Верховный Суд Донецкой Народной Республики обращает внимание на то, что данный законопроект необходимо рассматривать совместно либо после принятия проекта закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики и в статью 124 Уголовно-процессуального кодекса Донецкой Народной Республики» № 444-КД (далее – проект № 444-КД), разработанного в целях предотвращения противоправной деятельности, направленной на побуждение несовершеннолетних к суицидальному поведению, вовлечению несовершеннолетних в деятельность, представляющую опасность для их жизни и здоровья, путем установления уголовной ответственности в отношении организаторов такой опасной для жизни и здоровья деятельности.

На основании изложенного предлагаем в пункте 4 статьи 1 законопроекта конструкцию «и «д»» исключить либо рассматривать законопроект совместно с проектом № 444-КД.

Пунктом 3 статьи 1 законопроекта предлагается в части 8 статьи 18 Закона № 71-IHCслова «в течение суток» заменить словом «незамедлительно».

Следует указать, что конструкция «в течение суток» в части 8 статьи 18 Закона № 71-IHC используется в начале предложения с прописной буквы, в связи с чем предлагаем в пункте 3 статьи 1 законопроекта букву «в» заменить на «В».

Также, в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2018 года № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

Необходимо отметить, что законопроект соответствует законодательству Российской Федерации и его принятие законопроекта позволит снизить риски причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних, а также создать дополнительные механизмы обеспечения информационной безопасности детей.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.