В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О порядке вступления в силу Закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О регистрации расчетных операций при осуществлении наличных и (или) безналичных расчетов» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту «для практической реализации положений Закона «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О регистрации расчетных операций при осуществлении наличных и (или) безналичных расчетов», субъектам хозяйствования необходимо привести в соответствие техническую составляющую регистраторов расчетных операций в части оборудования таких регистраторов расчетных операций средствами передачи данных по проводным или беспроводным каналам связи. Однако, надлежащая практическая реализация субъектами хозяйствования вышеуказанных изменений требует значительных временных затрат и как следствие – установление соответствующего переходного периода».
Таким образом, законопроектом предлагается установить отлагательное действие отдельных норм Закона Донецкой Народной Республики от 20 ноября 2020 года № 210-IIНС «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О регистрации расчетных операций при осуществлении наличных и (или) безналичных расчетов» (далее – Закон № 210-IIНС).
Верховный Суд Донецкой Народной Республики, осознавая необходимость внесения соответствующих изменений в законодательство о регистрации расчетных операций, с целью недопущения привлечения соответствующих субъектов к юридической ответственности без фактической возможности реализации возложенной Законом № 210-IIНС обязанности подавать в Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащихся в контрольной ленте в памяти регистраторов расчетных операций и (или) в памяти модемов, которые к ним присоединены (возникающей согласно статье 2 Закона № 210-IIНС по истечении 60 дней со дня официального опубликования Закона № 210-IIНС, то есть с 24 января 2021 года) отмечает, что использованный разработчиком законопроекта подход не соответствуют положениям действующего законодательства Донецкой Народной Республики.
Безусловно, часть 3 статьи 47 Закона Донецкой Народной Республики от 07 августа 2015 года № 72-IНС «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72-IНС), предусматривающая, что «изменения вносятся только в основной нормативный правовой акт. Вносить изменения в основной нормативный правовой акт путем внесения изменений в изменяющий его нормативный правовой акт недопустимо» делает невозможным внесение изменений в Закон № 210-IIНС.
При этом концепция разработчика, заключающаяся в установлении законодательным актом порядка вступления в силу Закона № 210-IIНС (его отдельных положений) без формального внесения в него изменений сталкивается, как минимум, с двумя препятствиями.
Во-первых, поскольку законопроект формально не вносит изменения в Закон № 210-IIНС, то между статьей 2 Закона № 210-IIНС и законопроектом имеются существенные противоречия.
Так, согласно статье 2 Закона № 210-IIНС «настоящий Закон вступает в силу по истечении 60 дней со дня его официального опубликования».
В свою очередь, законопроектом предусмотрено следующее: «Закон № 210-IIНС вступает в силу по истечении 60 дней со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Пункт 7 статьи 1 Закона вступает в силу с 1 апреля 2021 года.
Подпункт «а» пункта 4, подпункт «а» пункта 8 статьи 1 Закона вступают в силу с 1 января 2023 года».
Во-вторых, согласно части 2 статьи 47 Закона № 72-IНС внесением изменений в нормативный правовой акт является, в том числе:
1) приостановление действия нормативного правового акта или его структурных единиц;
2) продление действия нормативного правового акта или его структурных единиц.
В связи с тем, что законопроектом фактически вносятся изменения в темпоральный порядок действия отдельных предписаний Закона № 210-IIНС, то в указанной части усматривается противоречие законопроекта частям 2 и 3 статьи 47 Закона № 72-IНС.
Вышеуказанное позволяет констатировать нарушение законопроектом положений действующего законодательства.
В то же время, учитывая практическую значимость данного законопроекта необходимость внесения изменений в Закон № 210-IIНС очевидна.
В связи с этим целесообразными представляются следующие варианты.
Внести изменения в часть 3 статьи 47 Закона № 72-IНС.
В указанном аспекте необходимо отметить, что пункт 91 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС предусматривает, что «изменения всегда должны вноситься только в основной закон. Внесение изменений в основной закон путем внесения изменений в изменяющий его закон является недопустимым, кроме случаев, когда в изменяющем законе корректируются положения о его вступлении в силу».
Таким образом, является возможным изложение части 3 статьи 47 Закона № 72-IНС в схожей редакции. Подобная логика представляется уместной, поскольку разрешение вышеуказанной проблематики в любом случае требует законодательного регулирования.
Кроме того, возможным вариантом также является признание утратившим силу Закона № 210-IIНС и принятие нового закона, содержащего положения об отлагательном действии отдельных норм.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает уесть указанные замечания.