Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статьи 4 и 45 Закона Донецкой Народной Республики «О фермерском хозяйстве» № 504-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статьи 4 и 45 Закона Донецкой Народной Республики «О фермерском хозяйстве» (далее – законопроект).
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Законопроектом предлагается часть 3 статьи 4 Закона Донецкой Народной Республики от 27.02.2016 № 110-ІНС «О фермерском хозяйстве» (далее – Закон № 110-ІНС), которой предусмотрены максимальные размеры общей площади земельных участков для ведения фермерского хозяйства, и часть 3 статьи 45 Закона № 110-ІНС, предусматривающую, что «в случае если земельные участки фермерских хозяйств превышают максимально допустимый размер, предусмотренный в Законе № 110-ІНС, такие фермерские хозяйства подлежат перерегистрации в связи со сменой организационно-правовой формы», исключить.
Согласно пояснительной записке к законопроекту до вступления в силу Закона № 110-ІНС ограничивались площади земельных участков, которые бесплатно передавались членам фермерских хозяйств в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство, тогда как площади земельных участков, которые могли арендоваться фермерским хозяйством, не ограничивались.
Также указано и на то, что существующие в Донецкой Народной Республике размеры фермерских хозяйств не учитывают оптимальные размеры (площади) сельскохозяйственных предприятий и условия степной зоны с ее крупно контурными полями. Кроме того, в пояснительной записке отмечено, что «положения части 3 статьи 4 Закона № 110-ІНС ограничивают возможность предоставления земельных участков, раздел которых нерационален и экономически не выгоден, могут привести к неиспользованию земельных участков (например, площадь земельного участка 50,1 га, земельный участок площадью 0,1 га не может быть предоставлен фермерскому хозяйству и приведет к выведению из сельскохозяйственного оборота). Более того, установленные Законом № 110-ІНС максимальные размеры фермерских хозяйств не учитывают специализацию хозяйств, которая прямо влияет на их размеры и состав угодий. Также реализация части 3 статьи 45 Закона № 110-ІНС повлечет необходимость внесения изменений в землеустроительную документацию, правоустанавливающие документы на земельные участки, в том числе в договоры аренды земельных участков с гражданами – собственниками земельных участков для ведения товарного сельскохозяйственного производства и повторно осуществить государственную регистрацию прав, что повлечет за собой дополнительные расходы.
Таким образом, выполнение требований законодательства приведет к ликвидации значительного числа фермерских хозяйств, как субъектов хозяйственной деятельности или отказу от земельных участков, ляжет тяжелым финансовым бременем на фермерские хозяйства Донецкой Народной Республики, отразится на их конкурентоспособности и продовольственной безопасности Донецкой Народной Республики».
Вместе с тем Верховный Суд Донецкой Народной Республики обращает внимание на необходимость предварительного согласования законопроекта с Государственным комитетом по земельным ресурсам Донецкой Народной Республики, поскольку указанный орган исполнительной власти реализует государственную политику в сфере земельных отношений, осуществления землеустройства, государственной регистрации и ведения Государственного земельного кадастра.
Кроме того в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 48, 53 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект при условии согласования с Государственным комитетом по земельным ресурсам Донецкой Народной Республики.