Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об основах государственного регулирования торговой деятельности, сферы общественного питания и бытового обслуживания населения» № 502-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об основах государственного регулирования торговой деятельности, сферы общественного питания и бытового обслуживания населения» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его главной целью является «усовершенствование государственного регулирования торговой деятельности и сферы услуг, а также улучшение бизнес-климата в Республике».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается пункт 9 части 1 статьи 7 Закона Донецкой Народной Республики от 09.02.2018 № 215-IНС «Об основах государственного регулирования торговой деятельности, сферы общественного питания и бытового обслуживания населения» (далее – Закон № 215-IНС) изложить в следующей редакции:
«9) осуществляют выдачу согласований субъектам хозяйствования на право организации торговой деятельности посредством размещения нестационарных торговых объектов, общественного питания и бытового обслуживания населения в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере промышленности и торговли».
Необходимо отметить, что действующая редакция пункта 9 части 1 статьи 7 Закона № 215-IНС предусматривает возможность выдачи согласований субъектам хозяйствования размещенных как на стационарных, так и на нестационарных торговых объектах.
Таким образом, в случае принятия указанных изменений органы местного самоуправления будут уполномочены осуществлять выдачу согласований субъектам хозяйствования на право организации торговой деятельности посредством размещения только нестационарных торговых объектов, тем самым необоснованно, исключая возможность выдачи согласований субъектам хозяйствования, планирующих размещение стационарных торговых объектов.
Учитывая вышеизложенное предлагаем пункт 1 статьи 1 законопроекта исключить.
 Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается часть 4 статьи 10 Закона № 215-IНС изложить в следующей редакции:
 «В случае если между субъектом хозяйствования, осуществляющим торговую деятельность, и субъектом хозяйствования, осуществляющим поставки продовольственных товаров, заключается договор поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи субъекту хозяйствования, осуществляющему торговую деятельность, срок оплаты таких товаров для установления данным договором определяется по следующим правилам … импортируемые продовольственные товары, на которые срок годности установлен более чем десять календарных дней подлежат оплате не позднее, чем девяносто календарных дней со дня приемки таких товаров субъектом хозяйствования, осуществляющим торговую деятельность».
Следует отметить, что в предложенной редакции данного пункта не урегулирован срок оплаты импортируемых продовольственных товаров, на которые срок годности установлен менее чем десять календарных дней, также отсутствует градация сроков оплаты соответствующих товаров относительно сроков годности, что закреплено в предлагаемой редакции пунктов 1-3 части 4 статьи 10.
В связи с этим предлагаем пункт 4 предлагаемой редакции части 4 статьи 10 законопроекта доработать.
Пунктом 4 статьи 1 законопроекта предлагается часть 2 статьи 24 Закона № 215-IНС изложить в следующей редакции:
«2. На комиссию принимаются непродовольственные товары, как новые, так и бывшие в употреблении, которые удовлетворяют санитарным нормам и требованиям, а также продовольственные товары, за исключением тех товаров, на которые срок годности установлен менее чем тридцать календарных дней (за исключением случаев заключения указанных договоров между субъектами хозяйствования, образующими торговую сеть)».
Таким образом, действующую редакцию предлагается дополнить возможностью продавать через комиссию продовольственные товары. Необходимо отметить, что непродовольственные товары могут реализовываться на основании установленных правил, которые закреплены в части 3 статьи 24 Закона № 215-IНС. Исходя из этого, изменение рассматриваемой части, путем установления возможности продажи продовольственных товаров, должно дополнительно сопровождаться правилами комиссионной торговли продовольственными товарами.
Учитывая вышеизложенное предлагаем пункт 4 статьи 1 законопроекта доработать.
Пунктом 8 статьи 1 законопроекта части 2-4 статьи 30 Закона № 215-IНС предлагается признать утратившими силу. Исключив данные части в статье 30 Закона № 215-IНС останется закрепленной лишь норма, регламентирующая положения относительно необходимости ведения журнала учета регистрации проверок, однако будет не урегулирован вопрос касаемо формы, порядка регистрации журнала регистрации проверок, а также не будут определены органы, которые компетентны, осуществлять конкретные действия в отношении данного журнала, что в данный момент урегулировано частями 2-4 статьи 30 Закона № 215-IНС.
На основании изложенного предлагаем часть 8 статьи 1 законопроекта исключить.
В пункте 9 статьи 1 законопроекта нарушена часть 5 статьи 29 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72-IHC) регламентирующая, что ссылка на нормативный правовой акт или его структурную единицу в этом же нормативном правовом акте делается только с использованием слова «настоящий».
В связи с этим предлагаем пункт 9 статьи 1 законопроекта привести в соответствие с Законом № 72-IHC.
Также необходимо отметить, что в законопроекте нарушены требования пунктов 11, 48, 64, 87 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. С учётом указанного предлагаем привести законопроект в соответствие с требованиями указанного нормативного правового акта.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.