Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в Закон Донецкой Народной Республики «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» № 500-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в Закон Донецкой Народной Республики «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (далее – законопроект).
Данный законопроект направлен на законодательное установление статуса советской символики, связанной с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Осознавая направленность данного законопроекта на способствование совершенствованию правового регулирования отношений в части увековечения Победы советского народа в Великой Отечественной войне, установлению официальной символики Победы и повышению статуса советской символики, связанной с событиями Великой Отечественной войны, и реализации мероприятий, направленных на сохранение исторического и культурного наследия и патриотическое воспитание граждан Донецкой Народной Республики, Верховный Суд Донецкой Народной Республики обращает внимание на следующее.
По тексту законопроекта используется конструкция «союзных или автономных советских республик». Обращаем внимание, что Конституция Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 года (далее – Конституция СССР) предусматривала такое государственное устройство, которое включало, в частности, союзные республики и автономные советские социалистические республики (автономные республики).
Отметим и то, что Конституция Союза Советских Социалистических Республик от 7 октября 1977 года (далее – Конституция СССР 1977) также не содержала конструкцию «союзных или автономных советских республик», а предусматривала государственное устройство, которое включало, в частности, союзные советские социалистические республики (союзные республики) (глава 9 Конституции СССР 1977) и автономные советские социалистические республики (автономные республики) (глава 10 Конституции СССР 1977).
Кроме того, исходя из анализа Конституции СССР, автономные республики находились в составе союзных республик и соответственно являлись частью государственного устройства Союз Советских Социалистических Республик (далее – СССР), а в соответствии со статьей 82 Конституции СССР 1977 автономная республика находилась в составе союзной республики.
На основании изложенного предлагаем конструкцию «союзных или автономных советских республик» доработать в части приведения в соответствие с государственным устройством, определенным Конституцией СССР.
Статьей 1 законопроекта предлагается Закон Донецкой Народной Республики от 06.05.2016 № 129-IНС «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» дополнить статьей 11 «Символика Победы». Так, пунктом 5 части 1 статьи 11 предусмотрено, что «символика Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов включает в себя названия областей, районов, населенных пунктов, районов в городах, скверов, бульваров, улиц, переулков, спусков, проездов, проспектов, площадей, площадей, набережных, мостов, других объектов топонимики населенных пунктов, предприятий, учреждений, организаций, в которых использованы имена или псевдонимы лиц, занимающих руководящие должности в высших органах власти и управления СССР и союзных или автономных советских республик, а также названия СССР и союзных или автономных советских республик и производные от них».
Обращаем внимание, что рассматриваемые положения не в полной мере соответствуют целям данного законопроекта. Так, СССР был основан в 1922 году и прекратил свое существование как государство в 1991 году. Соответственно, пункт 5 части 1 статьи 11 охватывает не только период, связанный с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В то же время положения пункта 5 части 1 статьи 11 можно толковать и так, что под символикой Победы следует понимать указанные в рассматриваемом пункте названия, в которых использованы имена или псевдонимы лиц, занимающих руководящие должности в высших органах власти и управления СССР других периодов существования СССР, которые не были связаны с событиями Великой Отечественной войны.
 Указанное также является нарушением части 1 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-ІНС «О нормативных правовых актах», которой предусмотрено, что текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии.
 На основании изложенного предлагаем конкретизировать пункт 5 части 1 статьи 11 в части уточнения периода времени, на которое он распространяется.
В пункте 5 части 1 статьи 11 также допущена стилистическая ошибка, заключающаяся в повторении слов, а именно после слова «площадей» идет слово «площадей». В связи с указанным предлагаем из пункта 5 части 1 статьи 11 законопроекта исключить повторяющееся слово «площадей».
Кроме того в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 25 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.