Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в некоторые законы Донецкой Народной Республики относительно порядка установления тарифов на услуги» № 497-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в некоторые законы Донецкой Народной Республики относительно порядка установления тарифов на услуги» (далее – законопроект).
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
По тексту законопроекта предусмотрены ссылки на действующие законы Донецкой Народной Республики, в том числе:
- в статье 2 законопроекта на «Закон Донецкой Народной Республики от 29 июня 2015 года №64-IHC «О почтовой связи» (опубликован на официальном сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики 11 августа 2015 года)»;
- в статье 3 законопроекта на «Закон Донецкой Народной Республики от 21 августа 2015 года №77-IHC «Об автомобильном транспорте» (опубликован на официальном сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики 01 сентября 2015 года)».
В то же время разработчиком неверно указаны даты опубликования данных законов Донецкой Народной Республики. В связи с этим предлагаем:
- в статье 2 законопроекта слова «11 августа 2015 года» заменить словами «10 августа 2015 года»;
- в статье 3 законопроекта слова «01 сентября 2015 года» заменить словами «3 сентября 2015 года».
Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается статью 52 Закона Донецкой Народной Республики от 11.03.2016 № 114-IHC «О телекоммуникациях» (далее – Закон № 114-IHC) дополнить частью 6 следующего содержания: «Тарифы на телекоммуникационные услуги, предусмотренные настоящей статьей, подлежат согласованию с органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования тарифов».
Вместе с тем частью 1 статьи 52 Закона № 114-IHC закреплено, что «тарифы на телекоммуникационные услуги, за исключением случаев, предусмотренных в частях 2, 3 настоящей статьи, определяются (рассчитываются) операторами телекоммуникаций самостоятельно и согласовываются с республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику контроля и надзора в сфере использования телекоммуникаций и информационных технологий».
Исходя их анализа вышеуказанных положений невозможно прийти к однозначному выводу о том, с кем оператор телекоммуникаций должен согласовывать тарифы на телекоммуникационные услуги (исключительно с республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику контроля и надзора в сфере использования телекоммуникаций и информационных технологий или еще дополнительно с органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования тарифов).
С учётом изложенного целесообразно пункт 2 статьи 1 законопроекта согласовать с положениями части 1 статьи 52 Закона № 114-IHC.
Аналогичное замечание в полной мере относится к статье 2 законопроекта, положения которой требуют согласования с частью 1 статьи 11 Закона Донецкой Народной Республики от 29 июня 2015 № 64-IHC «О почтовой связи».
Разработчиком в пункте 1 статьи 3 законопроекта предлагается часть 3 статьи 7 Закона Донецкой Народной Республики от 21 августа 2015 № 77-IHC «Об автомобильном транспорте» (далее – Закон № 77-IHC) изложить в следующей редакции:
«Реализация государственной политики в сфере автомобильного транспорта осуществляется через республиканский орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере транспорта, орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования тарифов и органы местного самоуправления».
Так часть 3 статьи 7 Закона № 77-IHC дополняется конструкцией «, орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования тарифов».
Считаем, что реализация государственной политики в сфере автомобильного транспорта на государственном уровне является прерогативой Министерства транспорта Донецкой Народной Республики. В свою очередь, Республиканская служба по тарифам Донецкой Народной Республики, как орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования тарифов (пункт 1.1 Положения о Республиканской службе по тарифам Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 16 августа 2016 года № 10-32) не может быть наделена указанными полномочиями, поскольку предмет ведения данного органа может охватывать лишь один из аспектов государственной политики в сфере автомобильного транспорта, а именно, государственное регулирование тарифов в сфере автомобильного транспорта.
Аналогичное замечание в полной мере применимо и к пункту 4 статьи 3 законопроекта, в котором предложено наделить Республиканскую службу по тарифам Донецкой Народной Республики полномочием рассматривать дела о наложении штрафов за нарушения законодательства об автомобильном транспорте.
На основании изложенного предлагаем пункты 1 и 4 статьи 3 законопроекта исключить.
В пункте 3 статьи 3 законопроекта предлагается часть 3 статьи 11 Закона № 77-IHC изложить в следующей редакции:
«Тарифы на городских автобусных маршрутах общего пользования согласовываются с органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования тарифов и утверждаются органом местного самоуправления на соответствующей территории.
Тарифы на междугородных и пригородных маршрутах общего пользования согласовываются с республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере транспорта и утверждаются органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования тарифов».
Следует отметить, что в абзаце втором предлагаемой разработчиком редакции части 3 статьи 11 Закона № 77-IHC не предусмотрен такой вид маршрута общего пользования как международный. Исходя из положений пункта 1 статьи 8 Закона № 77-IHC, обеспечение организации пассажирских перевозок на международных автобусных маршрутах общего пользования возлагается на республиканский орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере транспорта.
На основании изложенного предлагаем в пункте 3 статьи 3 законопроекта конструкцию «Тарифы на междугородных и пригородных» заменить на «Тарифы на международных, междугородных и пригородных».
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 законопроекта статью 8 Закона № 94-IHC предлагается дополнить частью 16 следующего содержания: «Тарифы на железнодорожном транспорте, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, подлежат согласованию с органом исполнительной власти Донецкой Народной Республики в сфере государственного регулирования тарифов».
Вместе с тем, согласно части 7 Закона № 94-IHC «государственное регулирование цен на железнодорожном транспорте, кроме тарифов на перевозки пассажиров в пригородном сообщении, осуществляется Советом Министров Донецкой Народной Республики». Согласно части 2 статьи 8 Закона № 94-IHC на железнодорожном транспорте во время осуществления хозяйственной деятельности тарифы, сборы и платежи определяются, в частности, государственными регулируемыми ценами.
 Обращаем внимание на то, что в соответствии с частью 2 статьи 75 Конституции Донецкой Народной Республики Совет Министров Донецкой Народной Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Донецкой Народной Республики, в связи с чем представляется нелогичным Совету Министров Донецкой Народной Республики согласовывать тарифы на железнодорожном транспорте с органом исполнительной власти Донецкой Народной Республики в сфере государственного регулирования тарифов.
Кроме того, в случае принятия пункта 2 статьи 4 законопроекта, предусматривающего, что «тарифы на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, устанавливаются органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования тарифов» может возникнуть ситуация, при которой орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования тарифов будет согласовывать тарифы на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении и тарифы на транспортные услуги сам с собой.
На основании изложенного предлагаем пункт 3 статьи 4 законопроекта исключить.
Кроме того в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 28, 48, 53, 85, 102, 106, 108, Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. С учетом изложенного предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать данный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.