Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О полиции» № 494-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О полиции» (далее – законопроект).
Согласно пояснительной записке к законопроекту он разработан в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере внутренних дел. При этом по мнению разработчика правовые нормы действующей редакции Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 85-IHC «О полиции» (далее – Закон № 85-IHC) не в полной мере регулируют сложившиеся правоотношения в части проведения мероприятий в рамках расследования уголовных дел, рассмотрения материалов об административных правонарушениях, рассмотрения жалоб и обращений граждан, что не позволяет органам полиции в полной мере выполнять поставленные задачи по обеспечению общественного порядка, безопасности государства и борьбы с преступностью.
Пунктом 1 части 1 статьи 1 законопроекта предлагается статью 13 «Права полиции» Закона № 85-IHC дополнить пунктом 40 следующего содержания:
«в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, происшествиях и административных правонарушениях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, требовать проведения документальных проверок, ревизий, исследования документов, предметов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, а также в целях обеспечения сохранности документов и предметов опечатывать кассы, склады, архивы, другие производственные нежилые помещения на период проверки.
Порядок производства осмотра места происшествия, документов, предметов, осуществления документальных проверок, ревизий, исследования документов, предметов, привлечения к участию в этих действиях специалистов, опечатывания касс, складов, архивов, других производственных нежилых помещений определяется республиканским органом исполнительной власти в сфере внутренних дел».
Прежде всего, следует отметить, что порядок проведения вышеуказанных следственных действий регламентирован действующим уголовно-процессуальным законодательством Донецкой Народной Республики.
Кроме того, предлагаемые к дополнению предписания по своей правовой природе охватываются существующими правами и обязанностями полиции, закрепленными соответственно статьями 12 и 13 Закона № 85-IHC.
Также немаловажным является тот факт, что действующее законодательство Донецкой Народной Республики связывает осуществление следственных действий не со всеми сотрудниками полиции, а исключительно с теми, кто обладает процессуальным статусом в уголовном производстве, а именно с дознавателем и следователем. Наделение же всех без исключения сотрудников органов внутренних дел вышеуказанными правами создаст предпосылки для злоупотребления сотрудниками полиции своими полномочиями.
Законодательный опыт Российской Федерации также не предусматривает закрепление предлагаемых к дополнению предписаний.
В связи с этим предлагаем пункт 1 части 1 статьи 1 законопроекта исключить.
Относительно пункта 2 части 1 статьи 1 законопроекта, предусматривающего право на поступление в образовательную организацию высшего образования республиканского органа исполнительной власти в сфере внутренних дел вне конкурса детей лиц рядового и начальствующего состава, погибших (умерших) во время выполнения служебных обязанностей, а также право определенных категорий детей на первоочередное зачисление при одинаковом конкурсном балле на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики при поступлении в образовательные организации высшего профессионального образования и профессиональные образовательные организации, Верховный Суд Донецкой Народной Республики обращает внимание на целесообразность данных предложений, поскольку подобные предписания в полной мере отвечает смыслу статьи 1 Конституции Донецкой Народной Республики, предусматривающей, что Донецкая Народная Республика является социальным государством. Особую актуальность данные положения приобретают в связи с продолжающимся актом военной агрессии со стороны государства Украина. 
Вместе с тем, акцентируем внимание на иных законодательных актах, предусматривающих аналогичные положения. Так, абзац 4 части 7 статьи 8 Закона Донецкой Народной Республики от 13.02.2015 № 09-IHC «О статусе военнослужащих» предусматривает, что дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и лиц, к ним приравненных и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, дети граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, дети военнослужащих и лиц, к ним приравненных, погибших при исполнении ими служебных обязанностей и военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей или военной службы, пользуются преимущественным правом поступления в военные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний.
В связи с этим, учитывая конституционный принцип равенства, закрепленный в статье 13 Конституции Донецкой Народной Республики, считаем целесообразным при установлении льгот для той или иной категории граждан исходить из равнозначных критериев. С учётом указанного предлагаем пункт 2 части 1 статьи 1 законопроекта доработать.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать указанный законопроект с учётом замечаний и предложений.