Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «Об особенностях урегулирования правоотношений, связанных с передачей в аренду (пользование) земельных участков сельскохозяйственного назначения» № 492-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект закона Донецкой Народной Республики «Об особенностях урегулирования правоотношений, связанных с передачей в аренду (пользование) земельных участков сельскохозяйственного назначения» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его главной целью является урегулирование общественных отношений связанных с передачей в аренду (пользование) земельных участков сельскохозяйственного назначения и обеспечение в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики защиты прав и законных интересов граждан Донецкой Народной Республики на распоряжение (владение) своим имуществом, а также гарантирование законного права на ведение предпринимательской деятельности субъектами хозяйствования.
Учитывая необходимость законодательного урегулирования данной сферы правоотношений, обращаем внимание на следующее.
Определение правовых, организационных и социально-экономических основ правоотношений, связанных с передачей в аренду (пользование) земельных участков сельскохозяйственного назначения обязано быть закреплено исключительно в кодифицированном нормативном правовом акте - Земельном кодексе Донецкой Народной Республики.
В настоящее время на базе Комитета Народного Совета Донецкой Народной Республики по сельскому хозяйству и земельным ресурсам на рассмотрении находится проект Земельного кодекса Донецкой Народной Республики № 401-КД, в котором установлены гарантии по использованию и охране земли, закреплены основания, условия и порядок возникновения, изменения и прекращения прав на землю.
В связи с этим предлагаем в законопроекте закрепить норму отлагательного действия, предусматривающую ограничение действия рассматриваемого проекта нормативного правового акта до принятия Земельного кодекса Донецкой Народной Республики.
Пунктом 2 части 1 статьи 1 законопроекта предусмотрено, что «земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся на территории Донецкой Народной Республики (за исключением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности), могут быть переданы в аренду (пользование) физическим лицам, проживающим на территории, на которую распространяется суверенитет Донецкой Народной Республики, и имеющим право на получение паспорта гражданина Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики».
В то же время в Донецкой Народной Республике нормативное закрепление определения «территория, на которую распространяется суверенитет Донецкой Народной Республики» отсутствует.
Аналогичное замечание в полной мере относится к части 1 статьи 2 законопроекта. С учётом изложенного предлагаем в пункте 2 части 1 статьи 1 и части 1 статьи 2 законопроекта конструкцию «, на которую распространяется суверенитет» исключить.
Кроме того, в законопроекте нарушены пункты 11, 48 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС, в связи с чем предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанных Правил.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.