Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О системе государственной службы Донецкой Народной Республики» № 486-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О системе государственной службы Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту «дипломатическая служба имеет свою специфику, выделяющую ее из государственной гражданской службы. Это связано с тем, что основной ее целью является представительство государства за рубежом. Характер деятельности лиц, замещающих должности дипломатической службы, накладывает отпечаток не только на правовой статус таких лиц, но и в целом на правовое регулирование данной службы».

Также указано, что «отличительными от государственной гражданской службы являются процедуры конкурсного отбора и предъявляемых квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, в том числе профессиональное знание международного права, международных отношений, иностранного законодательства, иностранных языков и наличие навыков ведения деловых переговоров и бесед с представителями иностранных государств и международных организаций, публичного выступления по проблемам внутренней и внешней политики, двусторонних отношений перед иностранной аудиторией.

Для дипломатической службы характерно наличие особой должностной структуры, которая включает в себя должности, как центрального аппарата Министерства иностранных дел, так и должности структурных подразделений Министерства за рубежом (дипломатических представительств). Статус должности дипломатической службы напрямую связан с целями обеспечения исполнения полномочий Министерства иностранных дел. Сетка должностей дипломатических работников разительно отличается от сетки должностей государственных гражданских служащих, которая действует на сегодня в Донецкой Народной Республике. Наличие существенных различий в перечне должностей дипломатической службы и государственной гражданской службы влечет за собой невозможность адаптации существующего перечня к дипломатическим должностям. Следовательно, появляется острая необходимость в разработке отдельного акта, закрепляющего градацию должностей дипломатической службы».

Учитывая необходимость законодательного урегулирования сложившейся ситуации, Верховный Суд Донецкой Народной Республики акцентирует внимание на следующем.

Законопроектом предусматривается введение отдельного вида государственной службы Донецкой Народной Республики – дипломатической службы. В то же время, положения законопроекта не устанавливают статус, правовые, организационные и финансово-экономические условия прохождения дипломатической службы, что послужит серьезным пробелом в правовом регулировании данной сферы правоотношений и не позволит достичь целей, изложенных в пояснительной записке.

Из указанного следует, что разработчик законопроекта, выделяя дипломатическую службу из государственной гражданской службы, оставляет для дипломатических работников общие условия поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения, предусмотренные Законом Донецкой Народной Республики от 03.04.2015 № 32-IHC«О системе государственной службы Донецкой Народной Республики». Указанное подтверждает нецелесообразность принятия рассматриваемого законопроекта.

Обращаем внимание на то, что достичь целей, изложенных в пояснительной записке, возможно посредством уточнения должностных регламентов дипломатических работников. Также, специфику организации и прохождения дипломатической службы возможно учесть в отдельном нормативном правовом акте, регулирующем особенности прохождения государственной гражданской службы в Министерстве иностранных дел Донецкой Народной Республики.

Поскольку Донецкая Народная Республика движется на пути гармонизации собственного законодательства с законодательством Российской Федерации, в качестве основы можно воспользоваться положениями Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации», в котором закреплены правовые и организационные особенности прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Кроме того, в законопроекте нарушены пункты 11, 53 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 № I-494П-НС, в связи с чем предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанных Правил.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики не поддерживает представленный законопроект и выступает против его обсуждения и принятия.