Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Донецкой Народной Республики» № 485-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект закона Донецкой Народной Республики «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).
Согласно пояснительной записке к законопроекту он разработан в целях установления механизма адаптации модели гражданского судопроизводства, существующей на сегодняшний день в Донецкой Народной Республике, к новеллам, предусмотренным в проекте Гражданского процессуального кодекса Донецкой Народной Республики (далее – проект ГПК), а также в целях предотвращения рисков, обусловленных следующими факторами: отсутствие регулирования ряда сфер общественных отношений; необходимостью заключения и ратификации международных договоров, направленных на защиту прав и законных интересов граждан Донецкой Народной Республики в иностранной юрисдикции и иностранных граждан, пребывающих на территории Донецкой Народной Республики; необходимостью дополнительного финансирования мероприятий по реализации отдельных норм проекта ГПК.
Верховный Суд Донецкой Народной Республики, в целом поддерживая инициативу Комитета Народного Совета Донецкой Народной Республики по гражданскому и арбитражному законодательству (далее – Комитет), направленную на поэтапное и сбалансированное введение в действие Гражданского процессуального кодекса Донецкой Народной Республики, соглашаясь с необходимостью принятия концептуально нового кодифицированного законодательного акта, регулирующего порядок осуществления гражданского судопроизводства, с учётом законодательного опыта Российской Федерации, что соответствует избранному курсу на гармонизацию отечественного законодательства, обращает внимание на следующее.
В статье 5 законопроекта предусмотрено, что до принятия законодательства Донецкой Народной Республики, регулирующего вопросы гражданства, гражданами Донецкой Народной Республики в понимании Кодекса являются лица, имеющие право на получение паспорта гражданина Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Пункт 2.1 Временного Положения о паспорте гражданина Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12.02.2016 № 1-13 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Положение) устанавливает исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на получение паспорта гражданина Донецкой Народной Республики. Однако реализация этого права ограничена возрастным цензом, а именно – достижением соответствующим лицом шестнадцатилетнего возраста.
Таким образом, положения статьи 5 законопроекта не соответствуют требованиям Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72-IНС). Так частью 1 статьи 25 Закона № 72-IНС предусмотрено, что текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии. Толкование статьи 5 законопроекта не позволяет однозначно прийти к выводу о том, распространяется ли её действие, и, следовательно, признание того или иного лица гражданином Донецкой Народной Республики на лиц, которые не достигли шестнадцатилетнего возраста и при этом подпадают под основания, предусмотренные пунктом 2.1 Положения, что позволит им получить паспорт в дальнейшем (на момент достижения шестнадцати лет).
В связи с этим предлагаем статью 5 законопроекта доработать.
Статьёй 16 законопроекта предусмотрено, что порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел в суде кассационной и надзорной инстанции, предусмотренный в главах 44 и 45 Кодекса, действует до 1 января 2025 года и образования судов апелляционной инстанции.
Следует отметить, что указанная редакция в целом соответствует принципиальным договоренностям, достигнутым в ходе обсуждения проекта ГПК между Комитетом и Верховным Судом Донецкой Народной Республики, призванным максимально быстро и эффективно закрепить порядок осуществления гражданского судопроизводства в Донецкой Народной Республике с учетом реально существующей и функционирующей судебной системы в Донецкой Народной Республике.
Вместе с тем буквальный анализ указанной правовой нормы позволяет прийти к выводу о том, что действие порядка рассмотрения и разрешения гражданских дел в суде кассационной и надзорной инстанции, предусмотренный в главах 44 и 45 Кодекса, предполагается до 1 января 2025 года. В то же время образование судов апелляционной инстанции не связано с указанной датой. Таким образом, исходя из положений данной нормы, представляется возможным образование системы апелляционных судов как до 1 января 2025 года, так и после этой даты.
В связи с этим, с целью конкретизации, а также однозначного толкования вышеуказанных положений предлагаем образование судов апелляционной инстанции также связать с датой 1 января 2025 года, изложив статью 16 законопроекта в следующей редакции:
«Статья 16
Порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел в суде кассационной и надзорной инстанции, предусмотренный в главах 44 и 45 Кодекса, действует до образования судов апелляционной инстанции, но не ранее 1 января 2025 года».
Статьёй 17 законопроекта предусмотрено, что «нормы пункта 3 части 4 статьи 402, пункта 5 статьи 405 Кодекса в части пересмотра вступившего в законную силу судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам, ввиду признания не соответствующим Конституции Донецкой Народной Республики закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Донецкой Народной Республики, вводятся в действие со дня вступления в силу закона о Конституционном Суде Донецкой Народной Республики».
Несмотря на то, что Законом Донецкой Народной Республики от 24.06.2016 № 139-IНС «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах» статья 59 Закона № 72-IHC была дополнена частью 4 следующего содержания: «решения о соответствии законов, нормативных правовых актов Главы Донецкой Народной Республики, Народного Совета Донецкой Народной Республики, Совета Министров Донецкой Народной Республики Конституции Донецкой Народной Республики принимаются исключительно Конституционным Судом Донецкой Народной Республики», на сегодняшний день приходится констатировать противоречие вышеуказанного положения конституционным предписаниям.
Так, Конституция Донецкой Народной Республики на данный момент не предполагает создание Конституционного Суда Донецкой Народной Республики как органа конституционного контроля. Более того, Конституция Донецкой Народной Республики частично предусматривает выполнение традиционных для конституционных судов полномочий другими органами государственной власти.
В частности, согласно пункту 3 части 1 статьи 69 Конституции Донецкой Народной Республики к ведению Народного Совета Донецкой Народной Республики относится толкование Конституции Донецкой Народной Республики и законов Донецкой Народной Республики. В то же время согласно части 5 статьи 125 Конституции Российской Федерации, а также в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Конституционном Суде Российской Федерации» в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действияКонституцииРоссийской Федерации на всей территории Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации дает толкованиеКонституцииРоссийской Федерации.
Создание органа конституционного контроля является немаловажным шагом, призванным реализовать конституционный принцип «разделения властей», предусмотренный статьёй 6 Конституции Донецкой Народной Республики, а также эффективно и качественно гарантировать основополагающие конституционные права граждан Донецкой Народной Республики.
Однако до момента закрепления правового статуса Конституционного Суда Донецкой Народной Республики в Основном законе недопустимым является закрепление полномочий органа конституционного контроля в законодательстве Донецкой Народной Республики, особенно в законодательных актах, не устанавливающих правовой статус Конституционного Суда Донецкой Народной Республики (законопроект, Закон № 72-IНС, проект ГПК). В связи с этим предлагаем статью 17 законопроекта исключить.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его рассмотрение и принятие с учётом указанных замечаний и предложений.