В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект закона Донецкой Народной Республики «О выборах Главы Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее – ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»), Закона Украины от 05.03.1999 № 474-XIV«О выборах Президента Украины», а также положениях, самостоятельно разработанных субъектом права законодательной инициативы.
Избранный разработчиком подход, заключающийся в компиляции положений законодательства Российской Федерации и Украины, не может быть одобрен, поскольку законодательные системы вышеуказанных стран имеют существенные различия. Кроме того, апробация положений законопроекта в правоприменительной практике Донецкой Народной Республики неизбежно столкнётся с существующими проблемами, имеющимися в правовом поле Донецкой Народной Республики (сосуществование нормативных правовых актов Украины и собственного законодательства; коллизии, возникающие при их совместном применении; отсутствие правового регулирования либо фрагментарное урегулирование отдельных сфер общественных отношений; непоследовательность и низкий уровень юридической техники принимаемых нормативных правовых актов).
Также отметим, что вышеуказанный подход вступает в противоречие с избранным Донецкой Народной Республикой курсом на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, анализ законопроекта выявил отсутствие основополагающих положений для реализации гражданами избирательных прав.
Так, в законопроекте отсутствуют положения о порядке голосования вне помещения для голосования; о порядке формирования Центральной избирательной комиссии, её полномочиях, статусе; о гарантиях деятельности кандидатов, об обеспечении равного статуса кандидатов; о полномочиях и статусе иностранного (международного) наблюдателя, о хранении избирательных документов; об обжаловании нарушений избирательных прав граждан и ответственности за нарушения законодательства о выборах Главы Донецкой Народной Республики и т.п., что свидетельствует о существенных недостатках рассматриваемого законопроекта.
Частью 2 статьи 28 Закона Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах» от 7 августа 2015 года № 72-IHC (далее – Закон № 72-IHC), содержащей нормы относительно необходимости обеспечения единообразного содержания нормативных правовых актов, установлено, что в нормативном правовом акте даются определения вводимых понятий, а также юридических, технических и других специальных терминов. В нарушение указанного правила в законопроекте не разработан должным образом понятийный аппарат, а именно отсутствуют определения следующих понятий: агитационный период, зарубежный избирательный участок, избиратель, избирательный бюллетень, избирательная комиссия, избирательный участок, иностранный (международный) наблюдатель, наблюдатель, избирательная кампания, обычный избирательный участок, официальный наблюдатель, республиканский избирательный округ, участковая избирательная комиссия. Обращаем внимание, что отсутствие закрепления в законодательстве указанных понятий может внести неясность и сложности в применении норм рассматриваемого проекта нормативного правового акта, в который они используются, в связи с чем считаем необходимым доработать законопроект в указанном аспекте.
Так же обращаем внимание на то, что по тексту законопроекта используются понятия «наблюдатели», «иностранные (международные) наблюдатели», «официальные наблюдатели», которые не разграничены между собой.
Полагаем, что слова и выражения, имеющие юридическое значение, должны использоваться в одном и том же смысле по тексту всего нормативного правового акта. Единство правовой системы Донецкой Народной Республики не в последнюю очередь обеспечивается единством терминологии, языка законотворчества. Следует указать и на то, что при осуществлении нормотворческой деятельности противоречивость и непоследовательность закрепления юридической техники в проектах законов впоследствии может негативно сказаться на практике при применении отдельных положений нормативных правовых актов.
В связи с изложенным считаем, что вышеуказанные юридические конструкции подлежат приведению к единству либо, если они имеют различный смысл и содержание, они должны быть четко разграничены в тексте законопроекта.
Помимо вышеуказанных замечаний, носящих общий характер, имеются также и постатейные замечания.
Так, частью 1 статьи 1 законопроекта предусмотрено, что «Глава Донецкой Народной Республики избирается гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является свободным и добровольным». Обращаем внимание на то, что в данной части, а также далее по тексту законопроекта не конкретизировано о гражданах какого государства идет речь. В связи с этим предлагаем часть 1 статьи 1 законопроекта после слов «гражданами» дополнить словами «Донецкой Народной Республики (далее – гражданами)».
Частью 2 статьи 1 законопроекта предусмотрено, что «в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики Глава Донецкой Народной Республики избирается сроком на пять лет». В то же время согласно части 2 статьи 57 Конституции Донецкой Народной Республики Глава Донецкой Народной Республики избирается сроком на четыре года. С учётом указанного предлагаем в части 2 статьи 1 законопроекта конструкцию «пять лет» заменить на «четыре года».
Считаем необходимым отметить, что согласно части 1 статья 52 Закона № 72-IHC, устанавливающей основы реализации нормативных правовых актов, реализация нормативных правовых актов состоит в воплощении содержащихся в них правовых норм в реальные действия и фактические результаты путём использования юридических, экономических, организационных средств.
В нарушение указанного частью 3 статьи 1 законопроекта установлено следующее: «Первые выборы Главы Донецкой Народной Республики назначаются Верховным Советом Донецкой Народной Республики». Обращаем внимание на то, что на данный момент в Донецкой Народной Республике отсутствует такой орган как Верховный Совет Донецкой Народной Республики. Также следует обратить внимание на то, что в Донецкой Народной Республике уже проводились первые выборы Главы Донецкой Народной Республики, в связи с чем возникает вопрос об актуальности законодательного закрепления рассматриваемого положения. Таким образом предлагаем часть 3 статьи 1 законопроекта исключить.
В соответствии с частью 1 статьи 2 законопроекта граждане, постоянно проживающие на территории Донецкой Народной Республики и достигшие на день голосования на выборах возраста восемнадцати лет, имеют право избирать Главу Донецкой Народной Республики, участвовать в предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, а также участвовать в других избирательных действиях.
Исходя из анализа указанных положений можно прийти к выводу, что граждане Донецкой Народной Республики, которые в силу определённых обстоятельств не имеют возможности постоянного проживания на территории Донецкой Народной Республики не вправе принимать участие в выборах Главы Донецкой Народной Республики.
В то же время частью 3 статьи 6 законопроекта установлено, что «для избирателей, которые на день голосования на выборах Главы Донецкой Народной Республики будут находиться за пределами территории Донецкой Народной Республики, образуются зарубежные избирательные участки». Таким образом, положения законопроекта являются несогласованными в части определения лиц, которые могут участвовать в выборах Главы Донецкой Народной Республики. Так же следует отметить, что в Донецкой Народной Республике не установлено нормативно-правовое регулирование «постоянного проживания на территории Донецкой Народной Республики», в связи с чем указанная норма может различно толковаться и повлиять на результаты выборов.
Кроме того, проведение выборов Главы Донецкой Народной Республики, как всеобщее избирательное право, означает, что избирательными правами может пользоваться широкий круг граждан и что при реализации этих прав допускаются лишь естественные разумные ограничения, которые признаются в любом демократическом государстве и не рассматриваются как дискриминационные или ущемляющие представительный характер выборных органов власти.
Следует также отметить и то, что законодательный процесс в Донецкой Народной Республике должен быть направлен на гармонизацию законодательства с законодательством Российской Федерации. Так, частью 3 статьи 3 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» установлено, что «гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах Президента Российской Федерации».
В связи с этим предлагаем:
- в части 1 статьи 2 законопроекта конструкцию «, постоянно проживающие на территории Донецкой Народной Республики и» исключить.
- часть 1 статьи 2 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Гражданин, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Главы Донецкой Народной Республики за пределами территории Донецкой Народной Республики, обладает равными с иными гражданами правами на выборах Главы Донецкой Народной Республики».
Частью 2 статьи 2 законопроекта предусмотрено, что «Главой Донецкой Народной Республики может быть избран гражданин Донецкой Народной Республики, достигший на день голосования возраста 30 лет, постоянно проживающий на территории Донецкой Народной Республики на протяжении последних пяти лет перед днем выборов». Частью 3 статьи 57 Конституции Донецкой Народной Республики предусмотрено, что «Главой Донецкой Народной Республики может быть избран гражданин Донецкой Народной Республики, достигший возраста 30 лет и обладающий в соответствии с настоящей Конституцией и законом Донецкой Народной Республики пассивным избирательным правом». Из указанного необходимо прийти к выводу, что положения части 2 статьи 2 законопроекта в части установления требований к Главе Донецкой Народной Республики не соответствуют Конституции Донецкой Народной Республики. В связи с этим предлагаем часть 2 статьи 2 законопроекта доработать.
Частью 3 статьи 2 законопроекта предусмотрено, что «не имеет права избирать и быть избранным Главой Донецкой Народной Республики гражданин, признанный судом недееспособным, или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда».
Обращаем внимание на то, что ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» устанавливает и иные ограничения, препятствующие избранию в качестве Президента Российской Федерации. Цель данных норм – оградить должность президента от влияния криминалитета, поскольку пост Президента Российской Федерации должны занимать люди с безупречной репутацией.
В связи с этим частями 5.1, 5.2 статьи 3 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» предусмотрено следующее:
«5.1. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
5.2. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации:
1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
1.1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;
1.2) осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;
2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление, если на такого гражданина Российской Федерации не распространяется действие подпунктов 1.1 и 1.2 настоящего пункта;
3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий шести лет до дня голосования».
Поскольку, как указывалось ранее, Донецкая Народная Республика находится на пути гармонизации собственного законодательства с законодательством Российской Федерации, считаем необходимым статью 2 законопроекта дополнить аналогичными ограничениями.
Частью 4 статьи 5 законопроекта предусмотрено следующее:
«Повторные выборы назначаются не позднее чем через десять дней со дня признания выборов такими, что не состоялись и вынесения Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики соответствующего решения. Повторные выборы осуществляются в последнее воскресенье шестидесятидневного срока со дня обнародования Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики решения об их назначении. Избирательный процесс повторных выборов начинается со дня, следующего после дня обнародования решения Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики о назначении повторных выборов».
В то же время статьей 4 законопроекта установлено, что выборы Главы Донецкой Народной Республики назначаются Народным Советом Донецкой Народной Республики путём принятия постановления, а пунктом 4 части 2 статьи 70 Конституции Донецкой Народной Республики закреплено, что постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики назначаются выборы депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики и выборы Главы Донецкой Народной Республики.
Таким образом, положения части 4 статьи 5 противоречат положениям Конституции Донецкой Народной Республики и статье 4 законопроекта. На основании вышеизложенного предлагаем положения части 4 статьи 5 законопроекта доработать.
Следует указать и на то, что законопроект не содержит таких основополагающих принципов избирательного права, как открытость и гласность при подготовке и проведении выборов Главы Донецкой Народной Республики.
Гласность является неотъемлемой чертой демократического общества и должна присутствовать на всех стадиях избирательного процесса, поскольку только гласность при подготовке и проведении выборов позволяет обществу признать результаты выборов и согласиться с их итогами. Данный принцип закреплен во многих международных соглашениях и документах.
Принцип гласности при подготовке и проведении выборов Главы Донецкой Народной Республики исходит из положений части 2 статьи 7, части 2 статьи 17 и части 4 статьи 22 Конституции Донецкой Народной Республики, согласно которым любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, а каждый гражданин имеет право свободно получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
В целях реализации положений Конституции Донецкой Народной Республики предлагаем законопроект после статьи 5 дополнить статьей 6 с последующим изменением нумерации следующего содержания:
«Статья 6. Гласность при подготовке и проведении выборов Главы Донецкой Народной Республики
1. Подготовка и проведение выборов Главы Донецкой Народной Республики осуществляются открыто и гласно. Государство обеспечивает информирование избирателей о порядке и сроках подготовки и проведения выборов, ходе избирательной кампании, об итогах голосования и о результатах выборов.
2. Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, нормативные акты Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики, касающиеся подготовки и проведения выборов Главы Донецкой Народной Республики, обеспечения избирательных прав граждан, официально опубликовываются в порядке, установленном законодательством. Другие решения названных органов, решения иных избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в периодических печатных изданиях либо доводятся до всеобщего сведения иным путем. Нормативные акты Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики, касающиеся подготовки и проведения выборов Главы Донецкой Народной Республики, размещаются на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение пяти дней со дня их принятия».
Закрепление вышеуказанной статьи позволит создать возможность для своевременного ознакомления избирателей, кандидатов, избирательных объединений, других участников избирательной кампании с информацией о ней, а на органы, обеспечивающие проведение соответствующих выборов, накладывает обязанность обеспечить вышеуказанным лицам беспрепятственный доступ к информации, касающейся подготовки и проведения этих выборов, а также полноту этой информации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 25 Закона № 72-ІНС, устанавливающей требования, предъявляемые к стилистическому оформлению текста нормативного правового акта, в тексте нормативного правового акта, среди прочего, не допускается употребление нечетких словосочетаний. В нарушение указанного правила в тексте части 2 статьи 6 законопроекта, содержащей основные положения об избирательных участках и списках избирателей, используется нечеткая конструкция «примерно». С целью устранения указанного противоречия предлагаем часть 2 статьи 6 рассматриваемого проекта нормативного правового акта доработать.
В контексте анализа статьи 6 законопроекта отметим, что частью 5 указанной статьи рассматриваемого проекта нормативного правового акта установлена обязанность избирательных комиссий доводить до сведения избирателей о местах нахождения участковых избирательных комиссий за пределами территории Донецкой Народной Республики, а также адресов помещений для голосования. В то же время законопроектом и указанной нормой в частности, не установлен способ оповещения избирателей, находящихся за пределами территории Донецкой Народной Республики, что может негативно повлиять на возможность граждан реализовать своё избирательное право ввиду отсутствия своевременного информирования. В связи с указанным предлагаем доработать часть 5 статьи 6 законопроекта в рассматриваемом аспекте.
Также, в пункте 8 части 1 статьи 7, части 1 статьи 14 законопроекта используются конструкции «бюджета Донецкой Народной Республики», «Республиканского бюджета». Конституцией Донецкой Народной Республики закреплено официальное название бюджета Донецкой Народной Республики, а именно – «Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики». В связи с указанным предлагаем положения пункта 8 части 1 статьи 7, части 1 статьи 14 привести в соответствие с требованиями Конституции Донецкой Народной Республики.
Частью 6 статьи 7 законопроекта предусмотрено, что членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть кандидаты на должность Главы Донецкой Народной Республики, их уполномоченные представители и доверенные лица, а также лица, не достигшие возраста 18 лет, и граждане, признанные решением суда недееспособными.
Для обеспечения независимости избирательных комиссий от возможного административного давления Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает закрепить более широкий перечень запретов на членство в избирательных комиссиях с правом решающего голоса, поскольку указанные члены избирательных комиссий имеют право выступать на заседаниях избирательных комиссий, вносить предложения, знакомиться с избирательными документами, получать их копии и т.п., что позволит им влиять на работу избирательных комиссий и осуществлять контроль за их деятельностью. В частности, предлагаем в части 6 статьи 7 законопроекта предусмотреть, что членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть выборные должностные лица, главы местных администраций, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры, работники аппаратов избирательных комиссий.
Частью 5 статьи 8 законопроекта предусмотрены права наблюдателя. В то же время указанной нормой не предусмотрены такие права как: обжаловать действия (бездействие) участковой избирательной комиссии в суд; обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему; производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии, которые направлены на обеспечение свободных и справедливых выборов. Отметим, что аналогичные положения закреплены в части 12 статьи 23 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». В связи с этим предлагаем часть 5 статьи 8 законопроекта доработать с учетом указанных замечаний.
Пунктом 1 части 4 статьи 9 законопроекта предусмотрено, что одновременно с уведомлением о выдвижении в качестве кандидата на должность Главы Донецкой Народной Республики предоставляется заявление с указанием, в частности, срока проживания на территории Донецкой Народной Республики (Донецкой области) непосредственно перед выборами. Обращаем внимание на то, что конструкция «территория Донецкой Народной Республики (Донецкой области)» является некорректной, поскольку Донецкая Народная Республика является независимым государством, расположенным на территории бывшей Донецкой области, которая являлась административно-территориальной единицей государства Украина. На основании изложенного предлагаем пункт 1 части 4 статьи 9 законопроекта доработать.
В соответствии с частью 8 статьи 9 законопроекта, регламентирующей порядок выдвижения кандидатов на пост ГлавыДонецкой Народной Республики, Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики должна размещать на сайте органов государственной власти Донецкой Народной Республики в сети Интернет сведения о кандидатах, выдвинутых в порядке самовыдвижения, или иным путем доводить эти сведения до избирателей. Считаем необходимым обратить внимание, что Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики напрямую не имеет доступ ко всем сайтам органов государственной власти Донецкой Народной Республики, так как не является их распорядителем, что фактически делает невозможным применение части 8 статьи 9 законопроекта и соответственно является нарушением части 1 статья 52 Закона № 72-IHC, устанавливающей основы реализации нормативных правовых актов, реализация нормативных правовых актов должна состоять в воплощении содержащихся в них правовых норм в реальные действия и фактические результаты путём использования юридических, экономических, организационных средств.
Согласно части 12 статьи 12 законопроекта отказ в регистрации кандидата может быть обжалован кандидатом в Центральную избирательную комиссию Донецкой Народной Республики. Вместе с тем, данной структурной единицей не предусмотрена возможность обжалования решения Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики о регистрации кандидата.
Следует также отметить, что Конституцией Донецкой Народной Республики в части 1 статьи 39 гарантировано право каждого человека на судебную защиту. Кроме того, частью 2 статьи 39 Конституции предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
В связи с этим целесообразным является изложение часть 12 статьи 12 законопроекта в следующей редакции:
«Решение Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд Донецкой Народной Республики. Жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти дней».
Немаловажным также является и то, что принятие данной правки будет в полной мере соответствовать законодательной практике Российской Федерации.
Статьёй 17 законопроекта предложено урегулировать порядок проведения голосования. Так частью 1 указанной статьи рассматриваемого проекта нормативного правового акта, среди прочего, установлено, что в случае возникновения на избирательном участке обстоятельств, препятствующих проведению голосования в указанное время, участковая избирательная комиссия по согласованию с Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики вправе перенести время начала и окончания голосования. В то же время законопроектом не установлен перечень обстоятельств, препятствующих проведению голосования, что может внести неясность при применении части 1 статьи 17 рассматриваемого проекта нормативного правового акта и ставит вопрос о необходимости доработки указанной нормы в рассматриваемом аспекте.
Частью 4 статьи 19 законопроекта предусмотрено, что «избранным считается кандидат, получивший наибольшее по сравнению с другими зарегистрированными кандидатами число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных зарегистрированными кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше».
Считаем необходимым отметить, что предлагаемая законопроектом процедура определения избранного кандидата при равном количестве голосов представляется не соответствующей основополагающим принципам демократического государства. Так, согласно части 1 статьи 57 Конституции Донецкой Народной Республики Глава Донецкой Народной Республики избирается гражданами Донецкой Народной Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В то же время определение избранного кандидата при равном количестве голосов в зависимости от даты регистрации кандидата фактически нивелирует значение участия граждан Донецкой Народной Республики в выборах Главы Донецкой Народной республики и противоречит Конституции Донецкой Народной Республики.
Кроме того, частью 3 статьи 76 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» предусмотрено следующее:
«Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования».
На основании изложенного, а также учитывая курс Донецкой Народной Республики на гармонизацию законодательства с законодательством Российской Федерации, предлагаем часть 4 статьи 19 законопроекта изложить в следующей редакции:
«Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования».
Также необходимо отметить, что статьей 19 «Определение результатов выборов Главы Донецкой Народной Республики» законопроекта не предусмотрены случаи, в которых выборы признаются не состоявшимися или недействительными. В связи с этим предлагаем положения статьи 19 законопроекта доработать.
Кроме того, в законопроекте нарушены требования пунктов 11, 40, 53 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утвержденных Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. С учётом вышеуказанного предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Следует подчеркнуть, что перечень указанных недостатков рассматриваемого законопроекта не является исчерпывающим.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики не поддерживает представленный законопроект и выступает против его обсуждения и принятия.