В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект закона Донецкой Народной Республики «Об обеспечении радиационной безопасности» (далее – законопроект).
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Пунктами 4, 5 части 1 статьи 3 законопроекта предусмотрено следующее:
«4) принцип независимости – органы исполнительной власти Донецкой Народной Республики, осуществляющие свои полномочия в сфере обеспечения радиационной безопасности, и пользователи источников ионизирующего излучения независимы друг от друга и действуют исключительно в рамках закона;
5) принцип единства и подчиненности – органы исполнительной власти Донецкой Народной Республики, осуществляющие свои полномочия в сфере обеспечения радиационной безопасности, составляют единую систему государственного управления в сфере обеспечения радиационной безопасности и подчиняются Главе Донецкой Народной Республики и Совету Министров Донецкой Народной Республики».
Обращаем внимание на то, что статья 3 «Основные принципы обеспечения радиационной безопасности» законопроекта, исходя из наименования, должна регулировать основные принципы обеспечения радиационной безопасности, тогда как пункты 4, 5 части 1 статьи 3 законопроекта устанавливают принципы деятельности органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики. Кроме того, согласно преамбуле данный законопроект определяет основы правового регулирования в сфере обеспечения радиационной безопасности и направлен на создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья людей, окружающей среды от негативного воздействия ионизирующего излучения, а правовые основы организации и деятельности органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики должны регулироваться Законом Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 № 35-IHC «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики».
На основании изложенного предлагаем пункты 4, 5 части 1 статьи 3 законопроекта исключить.
Пунктом 1 части 2 статьи 3 законопроекта предусмотрено следующее: «принцип оправданности – любые мероприятия по ликвидации радиационных аварий должны быть оправданы, то есть полученная польза (для населения и отдельного человека) от предотвращенной этими мероприятиям дозы должны быть больше, чем суммарный ущерб от вмешательства, связанного с их проведением».
Отметим, что разработчиком не конкретизировано доза чего именно должна быть предотвращена в ходе ликвидации радиационных аварий. В связи с этим предлагаем положения пункта 1 части 2 статьи 3 законопроекта доработать.
Статьями 7-9 законопроекта закрепляется исчерпывающий перечень полномочий органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей среды; органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. В то же время указанными статьями не предусмотрены такие полномочия перечисленных органов как: принимать нормативные правовые акты в области обеспечения радиационной безопасности, обеспечивать осуществление государственного контроля и надзора, а также иные полномочия, которые предусмотрены далее по тексту законопроекта. Кроме того, установление исчерпывающего перечня полномочий, может негативно сказаться на деятельности рассматриваемых органов в сфере радиационной безопасности, поскольку иными нормативными правовыми актами могут быть предусмотрены также и другие полномочия органов исполнительной власти в данной сфере.
С учетом изложенного предлагаем положения статьей 7-9 законопроекта доработать.
В пункте 4 статьи 7, пункте 5 статьи 8, пункте 3 статьи 26 законопроекта используется термин «аварийный план». Отметим, что данный законопроект направлен на обеспечение радиационной безопасности и охрану жизни и здоровья людей, окружающей среды от негативного воздействия ионизирующего излучения. В связи с этим представляется целесообразным в законопроекте конкретизировать наименование плана и в пункте 4 статьи 7, пункте 5 статьи 8, пункте 3 статьи 26 законопроекта слова «аварийных планов» заменить на «планов мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий».
Также отметим, что предлагаемая конструкция в полной мере соответствует законодательству Российской Федерации, и ее принятие будет направлено на приведение к единству понятийного аппарата, используемого в Донецкой Народной Республике и Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 11 законопроекта «порядок разработки и реализации республиканских программ в сфере обеспечения радиационной безопасности определяется законом и нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики». Обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике действует Закон Донецкой Народной Республики от 02.10.2015 № 80-IHC «О республиканских программах», который определяет правовые, экономические и организационные основы разработки, утверждения и реализации программных документов социально-экономического развития Донецкой Народной Республики, развития отдельных отраслей экономики, сфер жизни, а также отдельных административно-территориальных единиц. С учетом изложенного предлагаем в части 2 статьи 11 законопроекта слова «законом и нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики» заменить на «Законом Донецкой Народной Республики от 02.10.2015 № 80-IHC «О республиканских программах».
Частью 1 статьи 12 законопроекта установлено, что «государственное нормирование в сфере обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, правил охраны труда и иных нормативных правовых актов в сфере радиационной безопасности», а частью 2 данной статьи предусмотрен порядок утверждения и пересмотра санитарных правил, норм и гигиенических нормативов в сфере обеспечения радиационной безопасности. Однако порядок утверждения и пересмотра правил радиационной безопасности, правил охраны труда и иных нормативных правовых актов в сфере радиационной безопасности законопроектом не предусмотрен. На основании вышеуказанного предлагаем положения статьи 12 законопроекта доработать в части закрепления порядка утверждения и пересмотра правил радиационной безопасности, правил охраны труда и иных нормативных правовых актов в сфере радиационной безопасности.
В части 4 статьи 14 законопроекта дана ссылка на «Закон Донецкой Народной Республики от 9 октября 2015 года № 82-IHC «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности». Следует отметить, что в данной ссылке неверно указаны реквизиты закона, в связи с чем предлагаем в части 4 статьи 14 законопроекта конструкцию «от 9 октября 2015 года № 82-IHC» заменить на «от 21 августа 2015 года № 76-IHC».
В соответствии с частью 2 статьи 35 законопроекта «до приведения законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в соответствие с настоящим Законом они применяются в части, не противоречащей настоящему Закону». Стоит обратить внимание на то, что положения данной нормы не в полной мере соотносятся с предметом регулирования статьи 35 законопроекта, указанным в ее наименовании – «Приведение подзаконных нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом». Так, согласно пункту 15 части 1 статьи 1 Закона № 72-IНС подзаконные нормативные правовые акты – иные не являющиеся законодательными, нормативные правовые акты, издаваемые на основе и (или) во исполнение Конституции и законов Донецкой Народной Республики, международных договоров Донецкой Народной Республики и направленные на их реализацию. Таким образом, законы не могут быть отнесены к подзаконным нормативным правовым актам.
С учетом изложенного предлагаем наименование статьи 35 законопроекта привести в соответствие с содержанием части 2 данной статьи.
Частью 2 статьи 36 законопроекта предусмотрено, что статья 16 вводится в действие со дня вступления в силу закона об общественном (народном) контроле. Акцентируем внимание на том, что в Донецкой Народной Республике действует Закон Донецкой Народной Республики от 23.05.2014 «О комитете народного контроля», который регулирует отношения в области осуществления гражданами Донецкой Народной Республики народного контроля через создаваемый комитет народного контроля. В связи этим предлагаем часть 2 статьи 36 законопроекта исключить.
Обращаем внимание на то, что в законопроекте нарушены требования пунктов 11, 48 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утвержденных Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. С учетом вышеуказанного предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.