В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (далее – законопроект).
Согласно пояснительной записке к законопроекту его главной целью является обеспечение простоты и прозрачности налоговых норм, уменьшение законодательных ограничений, препятствующих развитию сельхозпроизводства.
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки настоящего законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Исходя из анализа законопроекта фиксированный сельскохозяйственный налог является специальным налоговым режимом для сельскохозяйственных товаропроизводителей, который заменяет уплату налога на прибыль предприятий, земельного налога (кроме земель, которые не используются для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства), сборов за специальное использование воды и осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (в части осуществления торговой деятельности) одним налогом - фиксированным сельскохозяйственным налогом, который исчисляется с единицы земельной площади в процентах ее нормативной денежной оценки.
В то же время, предусмотренный главой 25-4 Закона Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-IHC«О налоговой системе» (далее – Закон № 99-IHC) сельскохозяйственный налог также относится к специальному налоговому режиму (подпункт 4 пункта 14.3 статьи 14). Следовательно, в случае принятия законопроекта для сельскохозяйственных товаропроизводителей будут действовать два специальных режима налогообложения.
В качестве основы для разработки законопроекта послужил Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI (далее – НКУ) и Закон Украины от 24.12.2015 № 909-19 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты в части обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году».
До 2016 года НКУ предусматривал несколько режимов специального налогообложения: 1) единый налог; 2) фиксированный сельскохозяйственный налог.
Как и единый налог, фиксированный сельскохозяйственный налог предусматривал не только упрощенную систему налоговой отчетности, но и сокращал количество подлежащих уплате налогов. Так, предприниматели, использовавшие такую упрощенную форму налогообложения, освобождались от уплаты: налога на прибыль; сбора за специальное использование воды; земельного налога (для земель, которые непосредственно используются для сельхозпроизводства); торгового патента.
В 2016 году фиксированный сельскохозяйственный налог трансформировался в единый налог 4-ой группы. Единый налог замещает собой прочие налоги или сборы, которые для других плательщиков являются обязательными. Помимо этого он упрощает систему учёта доходов и расходов.
Субъекты хозяйственной деятельности, принадлежащие к данной системе налогообложения, получают ряд преимуществ в виде освобождения от: уплаты налогов на прибыль и на имущество (кроме налога на земельные участки, не используемые в товарном производстве) ренты за использование водных ресурсов.
Вышеуказанный подход является логичным и оправданным, поскольку предусматривает для сельскохозяйственных производителей один специальный режим налогообложения, а в случае, когда в отчетном налоговом периоде валовой доход от операции по реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки составляет менее 75 процентов общей суммы валового дохода, субъект хозяйствования уплачивает налоги в следующем периоде на общих основаниях.
Аналогичные положения содержатся в главе 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ.
Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает использовать единую систему специального налогообложения для сельскохозяйственных производителей, поскольку использование двух схожих по категориям налогоплательщиков специальных правовых режимов – «сельскохозяйственный налог» и «фиксированный сельскохозяйственный налог» приведет к различным налоговым обязательствам одной и той же категории налогоплательщиков, что будет противоречить принципу равенства, предусмотренному в статье 3 Закона № 99-IHC. В связи с этим законопроект потребует комплексной доработки в части полного замещения специального режима «сельскохозяйственный налог» на «фиксированный сельскохозяйственный налог».
Кроме того, обращаем внимание и на то, что государство при регламентации всех сфер общественных отношений путем осуществления государственной политики, в частности, при установлении налогов, а также механизма их взыскания должно прилагать максимальные усилия для обеспечения действенного баланса интересов налогоплательщиков с одной стороны и государства с другой.
Вместе с тем, как уже отмечалось выше, в случае принятия законопроекта одновременно будут действовать два специальных режима налогообложения, что будет свидетельствовать об отсутствии у государства последовательной налоговой политики. Указанная ситуация негативно отразится как на пополнении Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, ввиду того, что подобный дуализм может привести к необоснованному уменьшению налоговой нагрузки, так и на конкретных налогоплательщиках – сельскохозяйственных товаропроизводителях, которые согласно пояснительной записке не всегда способны эффективно и правильно осуществлять бухгалтерский учёт и проводить достаточно сложный расчёт статистических данных.
Подобная конъюнктура повлечет за собой умаление авторитета государственной власти Донецкой Народной Республики, поскольку неопределенность и неоднозначность в установлении налоговых требований неизбежно приведет к начислению необоснованного размера налога и, следовательно, приведет к умалению прав и свобод граждан, что в свою очередь, послужит причиной роста социальной напряженности в государстве и обществе.
Кроме того, пункты 2-4, 6, 7 статьи 1 законопроекта предполагают внесение изменений в структурные единицы, которые не соответствуют структуре Закона № 99-IHC. Так, в Законе № 99-IHCпункт статьи состоит из номера статьи с добавлением порядкового номера пункта, например (пункт 199.1 статьи 199). В связи с этим предлагаем пункты 2-4, 6, 7 статьи 1 законопроекта доработать.
В предлагаемой к дополнению статье 1998 (пункт 11 статьи 1 законопроекта) используется конструкция «центральный орган исполнительной власти». Указанная конструкция является юридически неверной, поскольку Закон Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 № 35 – IHC «О системе органов исполнительной власти» не содержит такого термина и положений, устанавливающих принадлежность указанного органа к системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики.
Также в предлагаемой к дополнению вышеуказанной статье используется конструкция «этой главы». В соответствии с частью 5 статьи 29 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-ІНС «О нормативных правовых актах» ссылка на нормативный правовой акт или его структурную единицу в этом же нормативном правовом акте делается только с использованием слова «настоящий».
На основании изложенного предлагаем в пункте 11 статьи 1 законопроекта:
1) слово «центральный» заменить на «республиканский»;
2) конструкцию «этой главы» заменить на «настоящей главы».
Обращаем внимание на то, что в законопроекте нарушены требования пунктов 39, 53 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утвержденных Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. С учетом вышеуказанного предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики не поддерживает представленный законопроект и выступает против его обсуждения и принятия.