Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статьи 3 и 5 Закона Донецкой Народной Республики «О регистрации расчетных операций при осуществлении наличных и (или) безналичных расчетов» № 464-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статьи 3 и 5 Закона Донецкой Народной Республики «О регистрации расчетных операций при осуществлении наличных и (или) безналичных расчетов» (далее – законопроект).
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается часть 1 статьи 3 Закона Донецкой Народной Республики от 06.05.2017 № 177-IHC «О регистрации расчетных операций при осуществлении наличных и (или) безналичных расчетов» (далее – Закон № 177-IHC) дополнить пунктом 12 следующего содержания: «при продаже с применением бланков строгой отчетности с нанесенными печатным способом серией, номером и номинальной стоимостью в транспортных средствах для проезда в городском электро- и автотранспорте предприятий коммунальной (муниципальной) форм собственности».
Исходя из анализа вышеуказанных предписаний, невозможно прийти к однозначному выводу, относительно какого проездного документа идет речь. В связи с этим предлагаем пункт 1 статьи 1 законопроекта после слов «номинальной стоимостью» дополнить словом «билетов».
Далее, отметим на наличие противоречия между положениями пункта 1 и 2 статьи 1 законопроекта. В частности, дополнение части 1 статьи 3 Закона № 177-IHC пунктом 12 (пункт 1 статьи 1 законопроекта) сделает возможным осуществление деятельности по продаже с применением бланков строгой отчетности с нанесенными печатным способом серией, номером и номинальной стоимостью билетов в транспортных средствах для проезда в городском электро- и автотранспорте предприятий коммунальной (муниципальной) форм собственности без применения регистраторов расчетных операций и использования расчетных книжек.
Однако в случае принятия изменений в Закон № 177-IHC, предусмотренных в пункте 2 стати 1 законопроекта, подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 3 Закона № 177-IHC будет предусмотрено следующее:
«Кроме случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, регистраторы расчетных операций не применяются, при условии использования расчетных книжек и книг учета расчетных операций, при осуществлении следующих видов хозяйственной деятельности … оказание услуг по перевозке пассажиров … продажа с применением бланков строгой отчетности с нанесенными печатным способом серией, номером и номинальной стоимостью билетов в киосках и салонах транспортных средств для проезда в городском электро- и автотранспорте предприятий коммунальной (муниципальной) формы собственности.
При этом Книга учёта расчетных операций регистрируется на каждый киоск, билетную кассу депо, кассу автотранспортного подразделения.».
Таким образом, осуществление указанной деятельности в салонах транспортных средств становится невозможным без использования расчетных книжек, что прямо противоречит предписаниям предлагаемой в пункте 1 статьи 1 законопроекта к дополнению редакции пункта 12 части 1 статьи 3 Закона № 177-IHC.
На основании изложенного предлагаем в пункте 2 стати 1 законопроекта слова «и салонах транспортных средств» исключить.
Далее, в пунктах 1, 2 статьи 1 законопроекта используется конструкция «коммунальной (муниципальной) форм собственности». Необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 5 Конституции Донецкой Народной Республики в Донецкой Народной Республике признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В связи с этим предлагаем в пунктах 1, 2 статьи 1 законопроекта слово «коммунальной» исключить.
Пунктом 5 статьи 1 законопроекта статью 5 Закона № 177-ІНСдополнить пунктом 16 следующего содержания:
«16) осуществлять беспрепятственный допуск должностных лиц органа доходов и сборов к проведению проверки субъекта хозяйствования».
Следует отметить, что статья 5 Закона № 177-ІНС предусматривает обязанности субъекта хозяйствования при осуществлении расчетных операций в наличной и (или) в безналичной форме (с применением платежных карт, платежных чеков, жетонов и тому подобное) при продаже товаров (предоставлении услуг).
Предлагаемое разработчиком дополнение не является обязанностью субъекта хозяйствования при осуществлении расчетных операций в наличной и (или) в безналичной форме (с применением платежных карт, платежных чеков, жетонов и тому подобное) при продаже товаров (предоставлении услуг), а относится к сфере проведения налоговых проверок.
Кроме того, процедура проведения налоговых проверок в настоящее время определяется Порядком проведения контрольно-проверочной работы органами доходов и сборов Донецкой Народной Республики, утверждённым Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12.02.2016 № 1-5 (далее – Порядок). Согласно пункту 5.1 Порядка доступ на территорию или в помещение налогоплательщика сотрудников органов доходов и сборов, непосредственно проводящих выездную проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений (или иных документов, удостоверяющих личность, заверенных печатью органа доходов и сборов), а также направления на проведение выездной проверки, подписанного уполномоченным на то лицом.
Таким образом, допуск сотрудников органов доходов и сборов к проведению проверки возможен только при предварительном предъявлении направления на проведение проверки, а также удостоверения сотрудника.
Также следует отметить, что в Российской Федерации указанные правоотношения регламентированы статьёй 91 «Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки» Налогового кодекса Российской Федерации от  31.07.1998 № 146-ФЗ, что представляется более логичным и оправданным с точки зрения установления эффективного механизма защиты прав и законных интересов юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.
Кроме того, установление законодательным органом обязательных предписаний для органов исполнительной власти является характерной чертой правового государства, а также реализацией конституционного принципа «разделения властей».
В Донецкой Народной Республике органы исполнительной власти устанавливают и закрепляют свои функции и полномочия подзаконными нормативными правовыми актами. Данная модель регламентации правовых отношений, на примере Порядка приводит к ограничению прав и законных интересов юридических и физических лиц-предпринимателей.
Примером является пункт 5.3 Порядка, предусматривающий, что при препятствовании в доступе на указанные территории (территории проверяемого налогоплательщика) или в помещения, а также при отказе в предоставлении информации, связанной с финансово-хозяйственной деятельностью плательщика (в том числе на электронных носителях), сотрудникам органов доходов и сборов, проводящим выездную проверку, разрешено привлекать подразделения физической защиты органов доходов и сборов и при необходимости осуществлять задержание должностных лиц налогоплательщика, его представителей, сотрудников или других лиц, находящихся на территории проверяемого налогоплательщика, оказывающих препятствие в доступе на объекты, в предоставлении документов, в выполнении должностными лицами органов доходов и сборов их служебных обязанностей, на 48 часов, а также проводить изъятие документов и иных носителей информации на бумажных и электронных носителях, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщика, продукции и денежных средств, являющихся предметом нарушения.
На основании изложенного, предлагаем:
- пункт 5 статьи 1 законопроекта исключить;
- порядок проведения проверочной работы органами доходов и сборов закрепить в Законе Донецкой Народной Республике от 25.12.2015 № 99-ІНС «О налоговой системе».
Кроме того, в законопроекте нарушены требования абзаца пятого пункта 39 и пункта 87 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать данный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.