Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О здравоохранении» № 1359-П

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О здравоохранении» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской «целью предлагаемого законопроекта является урегулирование вопросов, связанных с оказанием бюджетными учреждениями здравоохранения медицинских услуг за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики».

Так, пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается часть 6 статьи 26 Закона Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 № 42-IHC «О здравоохранении» (далее – Закон № 42-IHC) изложить в следующей редакции:

«6. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также платные медицинские и немедицинские услуги за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики».

Соответственно, разработчиком фактически предлагается часть 6 статьи 26 Закона № 42-IHC дополнить конструкцией «платные медицинские и немедицинские услуги».

Вместе с тем, частями 3, 4 статьи 26 Закона № 42-IHC предусмотрено следующее:

«3. Граждане Донецкой Народной Республики имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системе здравоохранения в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

4. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, а также перечень категорий граждан, медицинская помощь которым оказывается бесплатно в полном объеме, устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами».

Исходя из анализа указанных норм, можно прийти к выводу о том, что нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики должен быть установлен гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. Следовательно, все остальные медицинские и иные услуги фактически должны охватываться конструкцией «дополнительные медицинские и иные услуги», закрепленной действующей редакцией части 6 статьи 26 Закона № 42-IHC, в том числе в нее должна входить и предлагаемая законопроектом конструкция «платные медицинские и немедицинские услуги».

Также следует отметить, что в соответствии с пояснительной запиской изменения в часть 6 статьи 26 Закона № 42-IHC должны предоставить возможность гражданам получить медицинские и немедицинские услуги в условиях ограниченного бюджетного финансирования за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств (по их желанию) и иных источников.

Вместе с тем, частью 2 статьи 108 Закона № 42-IHC, действие части 6 статьи 26 полностью приостановлено до дня вступления в силу закона, регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного и добровольного медицинского страхования, в связи с чем предложенные законопроектом изменения не окажут должного влияния и не позволят достичь цели, изложенной в пояснительной записке.

Отдельно необходимо отметить, что предлагаемые изменения не соответствуют законодательному опыту Российской Федерации, где в части 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что «каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования».

С учетом изложенного предлагаем пункт 1 статьи 1 законопроекта доработать в указанной части.

Подпунктом «б» пункта 2 статьи 1 законопроекта предлагается абзац седьмой части 3 статьи 31 Закона № 42-IHC после слов «о медицинском обслуживании населения» дополнить словами «, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики».

Обращаем внимание на то, что в указанной части разработчиком не предусмотрена возможность оказания медицинской помощи за счет накопительных средств обязательного и добровольного медицинского страхования, что на практике может привести к отказу в оказании соответствующей помощи на основании медицинской страховки.

С учетом изложенного предлагаем подпункт «б» пункта 2 статьи 1 законопроекта доработать.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанные замечания и предложения.