Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О транспортной безопасности» № 1358-ВК

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О транспортной безопасности» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской проект закона разработан в целях «формирования основополагающего нормативного правового акта в сфере обеспечения транспортной безопасности, определяющего единый порядок построения системы обеспечения транспортной безопасности для всех видов транспорта».

Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях Федерального закона Российской Федерации от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон № 16-ФЗ).

Так, пунктами 3, 4 части 2 статьи 11 законопроекта предусмотрено следующее:

«информационная система, указанная в части 1 настоящей статьи, состоит в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств. Такие базы формируются при осуществлении следующих видов перевозок…

3) перевозки морским, внутренним водным транспортом в международном сообщении и в сообщении между портами, расположенными на территории Донецкой Народной Республики;

4) перевозки автомобильным транспортом, в том числе по заказу, в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территории Донецкой Народной Республики».

Вместе с тем, положениями пунктов 3, 4 части 2 статьи 11 Закона № 16-ФЗ в части формирования баз распространяются исключительно на перевозки морским, внутренним водным транспортом, в сообщении между портами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации, а в отношении автомобильного транспорта – в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации.

Таким образом, российский законодатель предусматривает ведение баз только при значительных расстояниях либо при пересечении границ субъектов Российской Федерации. В то же время закрепление аналогичных положений в Донецкой Народной Республике представляется не в полой мере целесообразным в связи со значительно меньшими размерами территорий по сравнению с размерами Российской Федерации.

С учетом изложенного предлагаем рассмотреть возможность доработки положений пунктов 3, 4 части 2 статьи 11 законопроекта в указанной части.

Частью 1 статьи 16 законопроекта предусмотрено, что «для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства подразделения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики имеют право на приобретение, хранение и применение специальных средств, а также электрошоковых устройств и искровых разрядников, имеющих выходные параметры, соответствующие обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики о техническом регулировании (далее – электрошоковые устройства и искровые разрядники)».

Обращаем внимание на то, что на сегодняшний день в Донецкой Народной Республике отсутствуют соответствующие законодательные акты о техническом регулировании, в связи с чем возникает вопрос о возможности реализации положений части 1 статьи 16 законопроекта.

Кроме того, пунктом 2 части 5 статьи 16 законопроекта предусмотрено, что «работники подразделений транспортной безопасности после прохождения профессиональной подготовки и медицинского осмотра при исполнении должностных обязанностей имеют право на применение физической силы, служебного огнестрельного оружия, специальных средств, а работники подразделений ведомственной охраны органов исполнительной власти в сфере транспорта, являющихся подразделениями транспортной безопасности, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, также на применение боевого ручного стрелкового оружия в соответствии с порядком установленным республиканским органом исполнительной власти в сфере транспорта, по согласованию с республиканским органом исполнительной власти в сфере внутренних дел».

Вместе с тем, аналогичной нормой Закона № 16-ФЗ (пункт 2 части 5 статьи 12.3) установлено, что применение физической силы, служебного огнестрельного оружия, специальных средств возможно только в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране».

Соответственно, возложение регулирования данного вопроса на подзаконные нормативные правовые акты представляется нецелесообразным, поскольку применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия может значительно отразиться на лицах, в отношении которых такие меры могут быть применены.

С учетом изложенного предлагаем положения статьи 16 доработать в указанной части.

Пунктом 2 части 2 статьи 17 законопроекта установлено, что «реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных частью 1 статьи 8 настоящего Закона, в части оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется поэтапно в сроки, установленные соответствующими планами обеспечения транспортной безопасности, до 1 января 2024 года, за исключением… объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется органами исполнительной власти Донецкой Народной Республикой либо бюджетными учреждениями, созданными муниципальным образованием, оснащение которых техническими средствами обеспечения транспортной безопасности осуществляется поэтапно в сроки, установленные соответственно Правительством Донецкой Народной Республики, местной администрацией муниципального образования».

Необходимо отметить, что вышеуказанным пунктом не предусмотрены бюджетные учреждения, созданные государственными органами, что на практике приведет к тому, что сроки оснащения техническими средствами, установленные Правительством Донецкой Народной Республики, фактически не будут на них распространяться.

В связи с этим предлагаем пункт 2 части 2 статьи 17 законопроекта доработать в указанной части.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учетом указанных замечаний и предложений.