Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О физической культуре и спорте в Донецкой Народной Республике» № 1328-ВК

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О физической культуре и спорте в Донецкой Народной Республике» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является необходимость совершенствования законодательства в сфере физической культуры и спорта Донецкой Народной Республики с учетом законодательного опыта Российской Федерации.

Так, положения законопроекта основаны на положениях Федерального закона Российской Федерации от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Закон № 329-ФЗ).

Вместе с тем законопроектом не учтены положения Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2022 № 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Закон № 43-ФЗ), которые направлены на совершенствование законодательного регулирования в области противодействия противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований.

С учетом изложенного предлагаем положения законопроекта доработать в части их приведения в соответствие с положениями Закона № 43-ФЗ.

Кроме того, в Российской Федерации принят Федеральный закон Российской Федерации от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в силу с 01.01.2023), положения которого направлены на обеспечение взаимосвязи, преемственности и единого методического сопровождения программ спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта.

Следует отметить, что при подготовке законопроекта также не были учтены положения данного Федерального Закона, в связи с чем предлагаем разработчику рассмотреть возможность включения указанных положений в текст законопроекта.

В части 2 статьи 28 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC «О нормативных правовых актах» обозначено, что «в нормативном правовом акте даются определения вводимых понятий, а также юридических, технических и других специальных терминов. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор».

Таким образом, предлагаем разработчику раскрыть в статье 2 законопроекта такие понятия как: «Олимпийский комитет Донецкой Народной Республики», «Паралимпийский комитет Донецкой Народной Республики», «Сурдлимпийский комитет Донецкой Народной Республики» и «Специальная олимпиада Донецкой Народной Республики».

В части 19 статьи 21 законопроекта используется словосочетание «Федеральный закон». В то же время, Донецкая Народная Республика является унитарным, а не федеративным государством, а поэтому использование термина «Федеральный закон» является ошибочным. В связи с этим, предлагаем исключить слово «Федерального» из части 19 статьи 21 законопроекта.

В части 6 статьи 23 законопроекта идёт речь о привлечении к административной ответственности за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, а также об установлении судом административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Стоит отметить, что в действующем на территории Донецкой Народной Республики законодательстве об административных правонарушениях (Кодекс Украины об административных правонарушениях) отсутствует такой вид административного наказания как запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения, в отличие от Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым регламентирован в том числе и порядок исполнения постановления об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

В связи с чем остаётся непонятным порядок реализации указанной нормы законопроекта.

Аналогичное замечание применимо и к части 8 статьи 23, пункту 4 части 2 статьи 25 законопроекта, а также пункту 8 части 3 статьи 25 законопроекта.

Учитывая вышеизложенное, для реализации части 6, 8 статьи 23, пункта 4 части 2 статьи 25, пункта 8 части 3 статьи 25 законопроекта необходимо принятие Кодекса Донецкой Народной Республики об административных правонарушениях.

В предложении 1 части 9 статьи 28 законопроекта допущена техническая ошибка. Так, в названии положения «Единая всероссийская спортивная классификация» слово «всероссийская» необходимо заменить словом «республиканская».

На основании изложенного, часть 9 статьи 28 законопроекта необходимо доработать.

Глава 7 «Рассмотрение споров в профессиональном спорте и спорте высших достижений» законопроекта состоит из двух статей, предметом регулирования которых является «Разрешение споров в профессиональном спорте и спорте высших достижений» (статья 58 законопроекта) «Иностранные арбитражные учреждения» (статья 59 законопроекта).

Стоит отметить, что статья 58 законопроекта закрепляет следующее:

«Споры, возникающие в профессиональном спорте и спорте высших достижений, разрешаются в судебном порядке либо в ином порядке разрешения спортивных споров, установленном законодательством Донецкой Народной Республики».

Исходя из анализа вышеуказанной нормы не представляется возможным определить о каком ином порядке разрешения споров, возникающих в профессиональном спорте и спорте высших достижений, идёт речь.

В то же время Законом № 43-ФЗ предусмотрено постоянно действующее арбитражное учреждение, администрирующее арбитраж (третейское разбирательство) споров в профессиональном спорте и спорте высших достижений, включая индивидуальные трудовые споры, которое образуется при некоммерческой организации, органы управления которой в соответствии с уставными документами некоммерческой организации формируются Олимпийским комитетом России, Паралимпийским комитетом России (статья 36.2), а также регламентирован досудебный порядок урегулирования споров в области физической культуры и спорта (статья 36.5).

В связи с этим глава 7 законопроекта нуждается в доработке.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учетом указанных замечаний и предложений.