Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» № 1326-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является «создание правовых условий для охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, сокращение спроса на табачные изделия или никотинсодержащую продукцию, а также создание условий для профилактики заболеваний, связанных с потреблением табака или потреблением никотинсодержащей продукции».

Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что правовой основой для его разработки послужил Федеральный закон Российской Федерации от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (далее – Закон № 15-ФЗ), что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 3 законопроекта предусмотрено, что «законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции основывается на Конституции Донецкой Народной Республики и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики».

Стоит отметить, что в аналогичной статье 3 Закона № 15-ФЗ также регулируется вопрос применения правил международного договора, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те которые предусмотрены Законом № 15-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 5 законопроекта к полномочиям органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции отнесено международное сотрудничество Донецкой Народной Республики, включая заключение международных договоров Донецкой Народной Республики, в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.

В связи с этим статью 3 законопроекта дополнить положениями о применения правил международных договоров.

В пункте 2 части 2 статьи 8 законопроекта допущена логическая ошибка после слов «отрицательного отношения» пропущена конструкция «потребления табака», в связи с чем нуждается в доработке.

Статья 12 законопроекта регулирует ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия или никотинсодержащую продукцию.

В части 3 данной статьи предусмотрено, что «реализация табачной продукции Потребителям осуществляется по максимальным розничным ценам, установленным в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики».

В свою очередь, в аналогичной части 3 статьи 13 Закона № 15-ФЗ также указано, что «единая минимальная цена табачной продукции рассчитывается на основе минимального значения ставки акциза на единицу потребительской упаковки (пачку) табачной продукции, ставки налога на добавленную стоимость и повышающего коэффициента по следующей формуле», а в абзацем втором закреплена данная формула.

Учитывая изложенное предлагаем рассмотреть возможность закрепления схожих методов регулирования ценовых и налоговых мер, направленных на сокращение спроса на табачные изделия или никотинсодержащую продукцию, в статье 12 законопроекта.

Статьей 22 «Ответственность за нарушение настоящего Закона» законопроекта предусмотрено, что «за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законом».

Необходимо отметить, что в действующем на территории Донецкой Народной Республики законодательстве об административных правонарушениях (Кодекс Украины об административных правонарушениях) отсутствуют такие понятия как «никотинсодержащая продукция», «устройство для потребления никотинсодержащей продукции» и «кальян». Следовательно, возникает вопрос привлечения физических и юридических лиц за административные правонарушения, связанные с вышеуказанными изделиями и приборами.

Таким образом, необходимо скорейшее рассмотрение и принятие Кодекса Донецкой Народной Республики об административных правонарушениях.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учетом указанных замечаний и предложений.