Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» № 1303-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является «совершенствование системы государственного контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок».

Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что правовой основой для его разработки послужил Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее – ФЗ № 127), что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Часть 8 статьи 2 законопроекта закрепляет условия допуска перевозчика Донецкой Народной Республики к осуществлению международных автомобильных перевозок.

Помимо закрепленных разработчиком условий в ФЗ № 127 выделяют еще и «надлежащее финансовое положение российского перевозчика» (пункт 3 части 7.2 статьи 2).

В связи с этим предлагаем рассмотреть возможность закрепления аналогичных положений в части 8 статьи 2 законопроекта.

Абзацем первым части 1 статьи 15 законопроекта предусмотрено, что «до присоединения Донецкой Народной Республики к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года или иного международного договора Донецкой Народной Республики, регулирующего правоотношения в сфере международной дорожной перевозки грузов, под международной товарно-транспортной накладной (накладной) следует понимать документ, содержащий информацию о перевозимом грузе, его грузоотправителе и грузополучателе, перевозчике и транспортном средстве, выполняющем перевозку, а также о местах его погрузки и разгрузки».

Далее в рассматриваемой структурной единице содержатся положения о том, что должно быть указано в международной товарно-транспортной накладной (информация о месте и дате принятия груза к перевозке и предусмотренное место его сдачи, число грузовых мест, их особая разметка и номера, вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза и т.д.), а также информация, которая,  в случае необходимости, должна содержаться в такой накладной (инструкции отправителя транспортеру относительно страхования груза, перечень документов, переданных транспортеру и иное).

Стоит отметить, что закрепления данных положений непосредственно в законе, а не в подзаконном нормативно правовом акте вызывает обоснованные сомнения.

Так, согласно пункту 7 части 1 статьи 1 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC «О нормативных правовых актах» «закон – нормативный правовой акт, регулирующий основные вопросы государственной и общественной жизни, обладает высшей юридической силой после Конституции Донецкой Народной Республики по отношению к другим нормативным правовым актам».

Кроме того, подзаконным нормативным правовым актам, в отличие от законов, характерен более упрощенный порядок принятия, внесения изменений и признания утратившими силу.

Вследствие указанного целесообразно рассмотреть вопрос регулирования правоотношений относительно вопроса предоставления информации в международных товарно-транспортных накладных на уровне подзаконных нормативных правовых актов, что позволит оперативного вносить в них изменения исходя из объективной реальности.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.