Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики и в статью 124 Уголовно-процессуального кодекса Донецкой Народной Республики» № 1300-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики и в статью 124 Уголовно-процессуального кодекса Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).

Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что правовой основой для его разработки послужил Федеральный закон Российской Федерации от 04.03.2022 № 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Вместе с тем абзацем первым части 1 предлагаемой статьи 3261 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики (далее – УК) предусмотрено, что «публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в целях защиты интересов Российской Федерации, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и их граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в указанных целях».

В то же время абзацем первым части 1 статьи 280.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), на положениях которой основана статья 3261 УК, предусмотрено, что уголовная ответственность за вышеуказанное преступление применяется только в отношении лиц, которые были привлечены к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.

Данное положение согласовано и со статьей 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.

Соответственно, законопроектом предлагается установить более строгую, чем закрепленную в УК РФ, ответственность, что в свою очередь, противоречит избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

С учетом указанного предлагаем положения абзаца первого части 1 предлагаемой статьи 3261 УК доработать в указанной части.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учетом указанного замечания.