Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики» № 1291-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является «синхронизация норм Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики и норм Гражданского кодекса Российской Федерации».

Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что правовой основой для его разработки послужил Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ФЗ № 51), что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.По тексту законопроекта используется конструкция «арбитражный суд».

В то же время Закон Донецкой Народной Республики от 31.08.2018 № 241-IHC «О судебной системе Донецкой Народной Республики» оперирует конструкцией «Арбитражный суд Донецкой Народной Республики». В связи с этим предлагаем по тексту законопроекта конструкцию «арбитражный суд» заменить на «Арбитражный суд Донецкой Народной Республики».

Подпунктом «б» пункта 65 статьи 1 законопроекта предлагается часть 4 статьи 431 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики (далее – ГК ДНР) дополнить абзацами вторым – четвертым следующего содержания:

«Управляющий залогом обязан вести реестр всех кредиторов, являющихся сторонами договора управления залогом, и оснований возникновения их требований.

Если иное не предусмотрено договором управления залогом, денежные средства, получаемые управляющим залогом в результате исполнения договора управления залогом, подлежат зачислению на номинальный счет, который обязан открыть управляющий залогом и бенефициаром (бенефициарами) по которому является кредитор (кредиторы).

В случае заключения договора синдицированного кредита (займа), обеспеченного залогом, бенефициаром (бенефициарами) по договору номинального счета, указанного в абзаце третьем настоящей части, является кредитор (кредиторы), при этом управляющий залогом обязан перечислить денежные средства, поступившие на номинальный счет управляющего залогом, на счет кредитного управляющего в срок, определяемый договором управления залогом. Иной порядок передачи кредитору (кредиторам) причитающихся ему в результате исполнения договора управления залогом денежных средств может быть предусмотрен договором управления залогом».

Необходимо отметить, что законодательство Донецкой Народной Республики, в отличие от законодательства Российской Федерации (Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.2017 № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») не регламентирует правоотношения, связанные с договором синдицированного кредита (займа), в связи с чем для реализации предлагаемых к дополнению абзацев в часть 4 статьи 431 ГК ДНР необходимо принятие специального закона.

Аналогичное замечание применимо к подпункту «г» пункта 65 статьи 1 законопроекта и подпункту «д» пункта 65 законопроекта.

Подпунктом «а» пункта 95 статьи 1 законопроекта предлагается наименование статьи 716 ГК ДНР изложить следующим образом: «Объект аренды».

В то же время, наименование аналогичной статьи 607 ФЗ № 51 изложено как «Объекты аренды».

Таким образом, подпункт «а» пункта 95 статьи 1 законопроекта необходимо доработать.

Пунктом 102 статьи 1 законопроекта предложено в наименовании статьи 796 ГК ДНР слово «Последствия» исключить.

В свою очередь, наименование аналогичной статьи 688 ФЗ № 51 изложено следующим образом: «Последствия расторжения договора найма жилого помещения».

Следовательно, из наименования действующей статьи 796ГК ДНР «Правовые последствия расторжения договора найма жилого помещения» необходимо исключить слово «Правовые», а не слово «последствия».

На основании изложенного пункт 102 статьи 1 законопроекта нуждается в доработке.

Пунктами 112,113 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в статью 895ГК ДНР, в связи с чем указанные пункты необходимо объединить в один, что будет в полной мере соответствовать Правилам юридико-технического оформления законопроектов, утверждённым Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики 19.02.2016 № I-494П-НС.

Пунктом 134 статьи 1 законопроекта предлагается ГК ДНР дополнить параграфом 4 «Публичный депозитный счет».

Так, в предлагаемой к дополнению статье 9801 ГК ДНР используется конструкция «служба судебных приставов».

Обращаем внимание на то, что действующий в Донецкой Народной Республике Временный порядок об исполнительном производстве Донецкой Народной Республики, утверждённый постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 31.05.2016 № 7-37, оперирует терминами «Департамент судебных приставов», «отдел судебных приставов», «отдел по исполнению особо важных исполнительных производств».

С учётом изложенного терминологический аппарат пункта 134 статьи 1 законопроекта нуждается в доработке.

Пунктом 157 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в часть 2 статьи 1092 ГК ДНР.

Необходимо отметить, что в наименовании статьи 1092ГК ДНР «Правовые последствия наступления страхового случая по вине страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица» также необходимо внести изменение, поскольку аналогичная статья 963 ФЗ № 51 именуется как «Последствия наступления страхового случая по вине страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица».

Таким образом, в целях гармонизации собственного законодательства с законодательством Российской Федерации предлагаем пункт 157 законопроекта доработать.

Кроме того, в подпункте «б» пункта 23, подпункте «б» пункта 96, абзаце 37 пункта 186 статьи 1 (предлагаемая разработчиком редакция части 2 статьи 131510 ГК ДНР) законопроекта допущены технические ошибки, которые необходимо устранить.

Подпунктом «х» пункта 293 статьи 1 законопроекта предлагается статью 1642 ГК ДНР дополнить частью 35 следующего содержания:

«35. Нормы части 4 статьи 167 настоящего Кодекса вводятся в действия со дня отмены на территории Донецкой Народной Республики военного положения.

На период действия военного положения орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставляет сведения из государственного реестра прав на недвижимое имущество в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики.».

Стоит отметить, что указанная норма вступила в силу и является действующей, поэтому с юридико-технической точки зрения более корректным представляется приостановление её действия, а не установление отлагательного срока вступления нормы в законную силу.

Таким образом, подпункт «х» пункта 293 статьи 1 законопроекта необходимо доработать в указанном аспекте.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.