Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О государственных наградах» № 459-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О государственных наградах» (далее – законопроект).
Целью законопроекта является совершенствование законодательства о государственных наградах Донецкой Народной Республики, исполнение конституционных норм и реализация полномочий Главы Донецкой Народной Республики.
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Подпунктом «а» пункта 4 статьи 1 законопроекта предлагается часть 1 статьи 8 Закона Донецкой Народной Республики от 05.02.2016 № 103-IHC «О государственных наградах» (далее – Закон № 103-IHC) изложить в следующей редакции:
«1. Народным Советом Донецкой Народной Республики, Советом Министров Донецкой Народной Республики, Администрацией Главы Донецкой Народной Республики, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Донецкой Народной Республики могут устанавливаться различные виды наград и поощрений (ведомственные награды и поощрения), не являющиеся по статусу государственными и не имеющие сходства с государственными наградами».
Следует отметить, что в вышеуказанном перечне органов государственной власти, имеющих право устанавливать различные виды наград и поощрений (ведомственные награды и поощрения) отсутствуют Верховный Суд Донецкой Народной Республики и Генеральная прокуратура Донецкой Народной Республики. Вместе с тем, частью 5 статьи 3 Закона № 103-IHC предусмотрена возможность для всех органов государственной власти Донецкой Народной Республики учреждать награды, не являющиеся государственными. В связи с этим предлагаем подпункт «а» пункта 4 статьи 1 законопроекта изложить в следующей редакции:
«1. Народным Советом Донецкой Народной Республики, Советом Министров Донецкой Народной Республики, Администрацией Главы Донецкой Народной Республики, Верховным Судом Донецкой Народной Республики, Генеральной прокуратурой Донецкой Народной Республики, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Донецкой Народной Республики могут устанавливаться различные виды наград и поощрений (ведомственные награды и поощрения), не являющиеся по статусу государственными и не имеющие сходства с государственными наградами».
Пунктом 6 части 1 статьи 1 законопроекта предусмотрено часть 1 статьи 16 Закона № 103-IHC изложить в следующей редакции:
«1. До 31 декабря 2022 года Указами Главы Донецкой Народной Республики:
1) могут учреждаться государственные награды с последующим внесением Народным Советом Донецкой Народной Республики соответствующих изменений в настоящий Закон;
2) награды, указанные в части 5 статьи 3 настоящего Закона, могут наделяться статусом государственных наград».
Считаем избранный разработчиком подход нецелесообразным и нелогичным, поскольку предложенная редакция обуславливает внесение изменений в Закон № 103-IHC на основании соответствующих Указов Главы Донецкой Народной Республики, тогда как общепринятой моделью является издание нормативных правовых актов Главы Донецкой Народной Республики во исполнение предписаний того или иного закона. Кроме того, подобный подход нарушает иерархичность нормативных правовых актов, закреплённую в статье 8 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72-IHC). Так, частью 4 статьи 8 Закона № 72-IHC предусмотрено, что нормативные правовые акты Главы Донецкой Народной Республики, Народного Совета Донецкой Народной Республики и Совета Министров Донецкой Народной Республики не должны противоречить Конституции и законам Донецкой Народной Республики.
В связи с этим предлагаем в предложенной разработчиком редакции части 1 статьи 16 Закона № 103-IHC пункт 1 исключить.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.