В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «Об инвестиционных фондах»(далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «нормативно-правового урегулирование отношений, связанных с привлечением денежных средств и иного имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования, а также с управлением (доверительным управлением) имуществом инвестиционных фондов, учетом, хранением имущества инвестиционных фондов и контролем за распоряжением указанным имуществом. Разработанный законопроект способствует активному развитию государственной экономики».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на компиляции положений Федерального закона Российской Федерации от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее – ФЗ № 156).
Данный подход соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.
По тексту законопроекта используется в различных падежах конструкция «нормативные акты Центрального Республиканского Банка», которая не соответствуют Закону Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72-IHC).
Пунктом 11 части 1 статьи 1 указанного Закона предусмотрено определение понятия «нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый (изданный) уполномоченным органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия норм права».
В связи с этим предлагаем по тексту законопроекта слова «нормативные акты» заменить словами «нормативные правовые акты» в соответствующих падежах.
Часть 3 статьи 2 законопроекта устанавливает следующее:
«Положения законодательства Донецкой Народной Республики об акционерных обществах распространяются на акционерные инвестиционные фонды с учетом особенностей, установленных настоящим Законом».
Согласно пункту 6 части 1 статьи 1 Закона № 72-IHC законодательство – система нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке, и международных договоров, заключенных в установленном порядке, регулирующих общественные отношения на территории Донецкой Народной Республики и за ее пределами.
Таким образом, разработчик, используя такой широкий термин как «законодательство», предполагает возможность регулирования вышеуказанных правоотношений на уровне подзаконных нормативных правовых актов.
Стоит указать, что подзаконным нормативным правовым актам, в отличие от законов, характерен упрощенный порядок принятия, внесения изменений и признания утратившими силу.
В свою очередь закон является наиболее стабильным нормативным правовым актом, гарантирующим единообразную и устойчивую модель правового регулирования той или иной сферы правоотношений.
Данной позиции придерживается и российский законодатель, который закрепил отсылку именно на федеральный закон.
Указанная проблематика прослеживается по всему тексту законопроекта, в связи с чем предлагаем положения законопроекта доработать в указанной части.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает проект с учетом вышеуказанных замечаний и предложений.