Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 31 Закона «Об обращениях граждан» и в Закон «О персональных данных» № 1290-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 31 Закона Донецкой Народной Республики «Об обращениях граждан» и в Закон Донецкой Народной Республики «О персональных данных» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской главной целью законопроекта является «определение в Законе «Об обращениях граждан» способа идентификации личности гражданина, направившего обращение в электронной форме в органы государственной власти и органы местного самоуправления, к должностным лицам, установление оснований для оставления электронных обращений без рассмотрения по существу, а также определение прав государственных органов, органов местного самоуправления, их руководителей и других должностных лиц при рассмотрении электронных обращений граждан».

Законопроектом предлагается статью 31 Закона Донецкой Народной Республики от 20.02.2015 № 13-IHC «Об обращениях граждан» (далее – Закон № 13-IHC) дополнить частью 3.

Так, пунктом 1 предлагаемой части 3 статьи 31 Закона № 13-IHC предусмотрено, что «к обращению, подаваемому в форме электронного документа, должна прилагаться копия документа, удостоверяющего личность заявителя (гражданина) в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики. К обращению, подаваемому представителем гражданина в форме электронного документа, прилагаются документы, подтверждающие полномочия и удостоверяющие личность представителя».

В то же время в абзаце первом части 21 статьи 10 Закона № 13-ΙНС предусмотрено требование о необходимости изложения идентифицирующей информации в обращении, поданном в форме электронного документа. В частности указано, что «в обращении, поданном в форме электронного документа, гражданин обязательно указывает свои фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства (пребывания), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения».

Обращаем внимание на то, что подобный подход к регулированию порядка подачи обращения в форме электронного документа закреплен и в Российской Федерации и не предполагает обязанность гражданина по предоставлению копий документов (часть 3 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ)).

Таким образом, порядок подачи обращения в форме электронного документа, закрепленный Законом № 13-ΙНС, в целом соответствует законодательному регулированию, закрепленному Российской Федерацией.

Кроме того, подача гражданином копии документа, удостоверяющего его личность в электронной форме, в отдельных случаях не может служить убедительным фактором, подтверждающим личность такого гражданина. В частности, возможна ситуация при которой гражданином был утерян документ, удостоверяющий личность и им в дальнейшем воспользовалось иное лицо. Следовательно, внесение предложенных изменений не позволит однозначно разрешить проблему идентификации граждан при подаче обращений в электронной форме.

Также следует обратить внимание и на то, что действующая редакция части 21 статьи 10 Закона № 13-ΙНС уже содержит абзац второй, которым предусмотрено, что «гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме». Аналогичное положение закреплено и в предложении третьем части 3 статьи 7 Закона № 59-ФЗ.

Далее подпунктом «а» пункта 2 предлагаемой части 3 статьи 31 Закона № 13-ΙНС предусмотрено что «государственные органы, органы местного самоуправления, их руководители и другие должностные лица в пределах своих полномочий имеют право пригласить заявителя или его представителя, подавшего обращение в форме электронного документа, для подтверждения соответствия копии оригиналу документа, удостоверяющего личность заявителя, или соответствия копий оригиналам документов, подтверждающих полномочия и удостоверяющих личность представителя, сообщив путем направления сообщения на адрес электронной почты, указанный в обращении, дату и время приема не позднее пяти рабочих дней с даты регистрации такого обращения. Заявитель или его представитель при личном приеме по рассмотрению обращения обязан предъявить оригинал документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, документа, подтверждающего полномочия представителя».

Кроме того, подпунктом «б» пункта 3 предлагаемой части 3 статьи 31 Закона № 13-IHC установлено, что «обращения, поданные в форме электронного документа, наряду с основаниями, предусмотренными частью 1 статьи 18 настоящего Закона, также могут быть оставлены без рассмотрения по существу в случае неявки гражданина или его представителя, подавшего обращение в форме электронного документа, по приглашению и непредоставления документов в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 настоящей части».

Стоит указать, что подобные положения существенно усложняют процедуру подачи гражданами обращений и в целом создают существенные ограничения в реализации конституционного права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 26 Конституции Донецкой Народной Республики). Так, в случае принятия законопроекта, объективное отсутствие у гражданина возможности явится в соответствующий орган (болезнь, нахождение за пределами территории государства и т.п.) приведет к тому, что его электронное обращение не будет принято к рассмотрению.

Также отметим и то, что закрепление положения по явке в соответствующий в государственный орган (орган местного самоуправления или к должностному лицу) противоречит смыслу электронной формы направления обращений граждан как формы, предоставляющей гражданам возможность дистанционного (удаленного) и оперативного взаимодействия с адресатом обращения.

Кроме того, обязанность явки в государственный орган (орган местного самоуправления или должностному лицу), к которому было направлено обращение, не закреплена в Законе № 59-ФЗ. Соответственно, установление положений, предусмотренных в подпункте «а» пункта 2 и подпункте «б» пункта 3 предлагаемой редакции части 3 статьи 31 Закона № 13-IHC, будет противоречить избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что в Российской Федерации в некоторых нормативных актах субъектов Российской Федерации закреплена возможность приглашения гражданина, направившего письменное обращение, на личный прием. Вместе с тем неявка гражданина на личный прием не препятствует рассмотрению письменного обращения (абзац второй части 4 статьи 7 Закона Томской области от 11.01.2007 № 5-ОЗ «Об обращениях граждан в государственные органы Томской области и органы местного самоуправления»), что не учтено данным законопроектом.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.