Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О развитии малого и среднего предпринимательства» № 1244-П

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О развитии малого и среднего предпринимательства» № 1244-П (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской основной целью законопроекта является «обеспечение правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Донецкой Народной Республике, закрепление основных понятий данной сферы, установление критериев отнесения субъектов хозяйствования к определенной категории предпринимательства, основных целей и принципов государственной политики в данной сфере, принципов и форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также гармонизация с законодательством Российской Федерации».

Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что правовой основой для его разработки послужил Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 209), что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

По тексту законопроекта используется термин «субъект микропредпринимательства» (ФЗ № 209 оперирует термином «микропредприятие»).

Также в статье 3 законопроекта дается определение термину «субъекты микропредпринимательства», однако согласно ФЗ № 209 субъекты малого и среднего предпринимательства включают в себя микропредприятия.

Кроме того, в статье 3 законопроекта даётся определение понятию «субъект социального предпринимательства».

В то же время российский законодатель использует термин «социальное предприятие».

С учетом изложенного предлагаем привести терминологический аппарат законопроекта в соответствие с нормами ФЗ № 209.

В части 4 статьи 4 законопроекта предусмотрено, что категория субъекта малого и среднего предпринимательства изменяется ежегодно, если предельные значения выше или ниже предельных значений.

Вместе с тем, согласно статье 4 ФЗ № 209 такая категория изменяется в случае, если предельные значения изменяются в течение трёх календарных лет, следующих один за другим.

В связи с этим рекомендуем учесть российский законодательный опыт в части определения периода времени, в течение которого изменяется категория субъекта малого и среднего предпринимательства и доработать часть 4 статьи 4 законопроекта.

Следует отметить, что в статье 5 законопроекта не указан период в течение которого уполномоченный орган вносит сведения о юридических лицах и физических лицах-предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключает такие сведения из указанного реестра. В аналогичной статье 4.1. ФЗ № 209 указанные действия осуществляются уполномоченным органом в период с 10 июля по10 декабря текущего календарного года.

С учётом изложенного предлагаем статью 5 законопроекта доработать в указанном аспекте.

Часть 1 статьи 6 законопроекта ссылается на Закон Донецкой Народной Республики от 13.03.2015 № 20-IHC «О государственной статистике» (далее – Закон № 20-IHC), согласно которому осуществляются государственные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Донецкой Народной Республике.

Вместе с тем, ни в статье 6 законопроекта, ни в Законе № 20-IHC не указана периодичность, с которой проводятся сплошные и выборочные статистические наблюдения, а в части 2 статьи 6 законопроекта указано, что статистические наблюдения проводятся по форме и в сроки, утверждённые планом государственных статистических наблюдений.

Стоит отметить, что в аналогичной статье 5 ФЗ № 209 сроки проведения сплошных и выборочных статистических наблюдений регламентированы.

На основании изложенного предлагаем статью 6 законопроекта изложить по аналогии со статьёй 5 ФЗ № 209.

Статьёй 7 законопроекта установлены основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.

В пункте 3 части 3 статьи 6 ФЗ № 209, на положениях которой основана статья 7 законопроекта, также содержится такой принцип как «участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства».

Предлагаем рассмотреть целесообразность дополнения статьи 7 законопроекта вышеуказанным принципом государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.

В пункте 5 статьи 8 законопроекта установлено, что в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства может быть предусмотрена такая мера как «особенности организации и проведения плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства».

Отметим, что аналогичная норма не присуща ФЗ № 209, что является отклонением от избранного Донецкой Народной Республикой курса на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

Аналогичное замечание применимо и к статье 26 законопроекта, устанавливающей особенности организации и проведения плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого предпринимательства, которая отсутствует в ФЗ № 209.

Таким образом, пункт 5 статьи 8, статью 26 законопроекта целесообразно исключить.

Частью 5 статьи 9 законопроекта установлен порядок предоставления сведений в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки.

В то же время, согласно части 5 статьи 8 ФЗ № 209 сведения предоставляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием официального сайта уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Учитывая, что в Донецкой Народной Республике действует Закон Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № 60-IHC «Об электронной подписи», устанавливающий возможность использования, в том числе квалифицированной электронной подписи, целесообразно применить практику Российской Федерации, что облегчит процедуру предоставления сведений в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки.

На основании изложенного часть 5 статьи 9 законопроекта необходимо доработать.

Статья 10 законопроекта содержит полномочия органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В отличие от аналогичной нормы ФЗ № 209 (статья 9) в законопроекте отсутствует такое полномочие как «формирование единой информационной системы в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства».

В связи с этим предлагаем статью 10 законопроекта доработать.

Статьёй 16 законопроекта установлены формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.  В то же время в аналогичной статье 16 ФЗ № 209 указанная поддержка оказывается не только субъектам малого и среднего предпринимательства, но и организациям, образующим инфраструктуру поддержки таких субъектов.

На основании изложенного, предлагаем рассмотреть возможность дополнения статьи 16 законопроекта организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, как субъектов получения государственной поддержки.

Аналогичное замечание применимо и к части 1 статьи 17, частям 1, 2, 3, 8 статьи 18, частям 1, 2 статьи 19 законопроекта.

Часть 2 статьи 19 законопроекта содержит перечень информации, которым обеспечиваются субъекты малого и среднего предпринимательства в рамках информационной поддержки. В отличие от законопроекта, в аналогичной статье 19 ФЗ № 209 субъекты предпринимательства обеспечены следующей информацией: «об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (пункты 4, 5, 6, 8 части 2 статьи 19 ФЗ №209).

На основании изложенного часть 2 статьи 19 законопроекта необходимо дополнить вышеуказанными предписаниями.

В пункте 2 статьи 20 ФЗ № 209 одним из видов консультативной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является компенсация затрат, произведённых и документально подтверждённых субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг. В статье 20 законопроекта, которая основана на положениях статьи 20 ФЗ № 209, такой вид консультативной поддержки не предусмотрен.

Учитывая опыт российского законодателя, предлагаем дополнить статью 20 законопроекта соответствующими положениями.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанные замечания и предложения.